Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M132A. Уши, а не рога. .12.-.14.

Другое животное думает, что у безрогого травоядного есть рога и боится его, но это всего лишь уши.

Хауса, сахо, билин, меэн, нубийцы, берберы Туниса.

Западная Африка. Хауса [звери думают, что на голове осла не уши, а рога; лев его друг и подопечный; на водопое звери услышали рев осла, обратились в бегство, слон затоптал жирафа, лев неделю ел мясо; осел с львом решили действовать в том же духе и дальше, звери опасались подойти к воде; заяц подошел поближе, крикнул другим, что у осла не рога, а уши; звери привязали осла, а проходивший мимо человек нагрузил на него дрова и погнал]: Mariko 1984: 109-110.

Судан - Восточная Африка. Сахо [гиена говорит ослу, что боится его рогов; тот объясняет, что это всего лишь уши; после этого Гиена его убила и съела]: Reinisch 1889, № 25: 216-217; билин [лев испугался осла, решил, что у него рога; пришла гиена, тоже испугалась; когда пришла снова, осел объяснил ей, что это уши, а не рога; гиена его сожрала]: Reinisch 1883, № 1: 199; меэн [лев встретил кролика, собрался его съесть; кролик сказал, что его оружие страшнее, чем когти и клыки льва; это рога (т.е. его уши), он уничтожит ими все львиное племя; Лев убежал]: Jensen 1959, № 8: 415; нубийцы [у дикобраза и зайца огород, где растут бобы; когда дикобраз их варит, он зовет зайца; тот входит и наставляет на него уши; тот верит, что это рога, убегает; газель объясняет, что заяц его обманывает; когда заяц заснул, дикобраз пощупал его уши и убедился, что они мягкие; когда на следующий день заяц пытался повторить свой обычный трюк, дикобраз выгнал его пинками и сам съел бобы]: MacDiarmid 1927: 229-230 (резюме в Klipple 1992: 14).

Северная Африка. Берберы юга Туниса [гиена говорит ежу, что боится его: у него такие длинные рога (это уши); еж отвечает, что это не рога, там лишь мягкая плоть; тогда гиена съела ежа; с тех пор гиены едят ежей]: Stimme 1900, № 23: 69.