Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M140B. Волк украшает птичку. .35.36.

Лиса хитростью связывает волка. Птичка его развязывает, благодарный волк украшает ее оперение. См. мотивы b97, b97a.

Нганасаны, западные эвенки (илимпийские, туруханские, подкаменнотунгуские, ангарские), сымские эвенки.

Западная Сибирь. Нганасаны [лиса обманом связала волка; некоторые птицы (в разных записях это лебедь; гуси, утка, чайка; чайка; другие гагары; снегирь; кулик) отказываются его развязать; гагара (в одной из записей канюк, семейство ястребиных) развязывает; варианты концовки: 1) волк отдал гагаре свою расписную парку и надел парку гагары, теперь волки красные (1927-06-25, Чунанчар Сундамптэ, Лекаренко); 2) гагара дала волку белого пуха со своей груди (1938-10-01 Кокары Нгатэси, Долгих); 3) волк дал гагаре черный воротник на шею, он называется нгуляда мадачё, «волка подарок» (1961-07-27, Долгих, Недя Турдагин)]: М. Момзикова, презентация в ЕУСПб 26.11.2015 со ссылкой на Долгих.

Восточная Сибирь. Западные эвенки: Ермаков 1988 (илимпийские, пос. Эконда) [Хэвэки сотворил собаку, Харги – волка; Лиса предлагает Волку связать его тальниками, чтобы он стал сильнее Медведя; Волк не может порвать тальники, на четвертый день Снегирь соглашается развязать его, если Волк его раскрасит; Волк зарезал оленя, выкрасил кровью белую грудку Снегиря]: 12-14; Ошаров 1936a (туруханские: Подкаменная Тунгуска, зап. в 1923 г.; =1936b, № 3: 277) [Волк предлагает Лисе связать ей ноги, чтобы смешно попрыгать, согреться; затем Лиса связывает Волку ноги, уходит; белый Клест развязывает Волка, тот убивает лося, Клест мажется кровью, с тех пор у него красная грудка; Лиса сломала зуб о мерзлый конский шевяк (?); Волк нашел зуб, пришел к Лисам, стал бить хвостом о костер, хвост загорелся, Лисы засмеялись, Волк опознал Лису без зуба; предлагает ей искать друг у друга вшей; наклонившись над Лисой, убивает ее]: 10-11; ? (Подкаменная Тунгуска) [лиса прыгает по льду, волк боится; лиса: если связать, то не страшно; связала прутьями и убежала; волк просит белогрудого дятла его развязать; тот зовет других дятлов, те развязали; волк убил волка, дал дятлам; они вымазали белые грудки, стали красными; волк пришел к костру, у которого сидели лисы; поджег свой хвост, лисы стали смеяться, волк узнал ту, которая его связала, у нее зуб сломан; разорвал в клочья] 57-58; Суворов 1956 (ангарские: Каменка; =Петрова 1936, № 8: 154-155) [Лиса с Волком договариваются по очереди связывать друг друга и кормить лосятиной; Волк убивает лося, связывает Лису, кормит; Лиса связывает Волка, все съедает, оставляет связанного; Ворон отказался, Клесты с трудом развязали, клювы погнули; Лиса грызла кость, сломала зуб, Волк его нашел; пришел к лисьим юртам, на костре хвост прижег, Лисы хохочут; он смотрит, все с зубами; у следующих юрт одна беззубая; он предложил искать вшей, заколол ту Лису зубом]: 57-58; сымские эвенки (Чиромбу) [младшая сестра забыла при перекочевки игрушки-бабки; старшая сестра, младший брат сказали, что работают и не знают, где игрушки; остяк сказал, что высыпал позади; девочка оседлала оленя, взяла собаку, приехала на старое место, там Медведь; он спросил, как зовут оленя и собаку, привязал девочку и собаку к дереву; девочка трижды говорит Медведю, что ее покойные родители не брали подстилку от мочи и кала, собираясь свежевать важенку (т.е. надо все готовить подальше); Медведь уходит рубить подальше; Клесты не могут развязать путы девочке, согнули клювы; Лиса освободила, за это девочка обещала раскрасить ей хвост; Медведь хочет съесть Лису вместо девочки; она предлагает, чтобы он положил ее себе на колени, рубанул топором; Лиса увернулась, Медведь разрубил себе ноги, стал есть свой костный мозг; с тех пор кончик лисьего хвоста белый, у медведя нет костного мозга; девочка подошла к реке, стала звать отца, мать, дядю; каждый отказывается перевезти, мол, девочка - плакса; она велит скале сползти, задавить их всех; остяк вырезает черпак, перевозит девочку в черпаке; Медведь спрашивает, как девочка перешла; та поет - "пониже, повыше"; Медведь входит в воду, тонет; велит, чтобы его пятки стали брусками, голени точилами, спина мялкой, череп камнем для растирания красок, лопатки камнем для красок, кровь – красной краской, кал – черной; теперь все это есть в горах; девочка стала женой остяка; носит воду, он каждый раз выливает, говорит, что та от кала, от мочи носит; девочка просит птиц унести ее; журавли, лебеди отказываются шаманские птицы гаша дают ей перья лететь с ними; остяк велит ей упасть, обещает сделать платье, нагрудник, затылочное украшение, шапку, бахрому на поясе; та говорит, что ей этого не надо, не падает; садится у двери старухи; та спрашивает, куда ее спрятать от ее сыновей; она отказывается прятаться в бахрому на поясе ("вонюче"), прячется в игольник; сыновья чувствуют запах, обещают съесть девочку на восходе, затем на закате; она улетает, догоняет гаша, они ругаются, что их мать ее выпустила, стреляют, ранят плечо крыла; Гуривуль просит, чтобы она упала, обещает лабаз, говорит на скольких подставках; когда на 10 подставках, девочка спускается; у них сын; Г. на охоте, пришли гаша; женщина делает вид, что ребенок обмарался, выходит с ним, прячется в лабазе; гаша грызут подставки; успели сгрызть три, женщина три раза пела, на третий раз Г. пришел, убил двух гаша, третий бежал, оставив клык; Г. приходит к людям, перешагивает через костер, все смеются; он смотрит - у людей зубы целы; когда через третий костер, видит беззубого; просит вынимать у него вшей, колет гаша его же зубом насмерть в затылок, говорит другим, что дедушка заснул, уходит]: Василевич 1936, № 42: 45-51.