Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M39B. Нападает на свой же чум. .35.36.39.

Человек не замечает, что в пути повернул и поплыл назад, поэтому принимает свой дом за жилище врагов, убивает своих же родичей.

Нганасаны, ненцы, долганы, илимпийские эвенки, ербогаченские эвенки, эвены, лесные и тундровые юкагиры, Марково.

Западная Сибирь. Нганасаны [Дяйку едет с мужчинами стойбища на лодке. Останавливаются, ночуют в лодке. Ночью Дяйку разворачивает лодку в противоположную сторону. Они приплывают назад к своему стойбищу, Дяйку выдает его за чужое. Мужчины убивают жителей «чужого» стойбища]: Архив МАЭ? (Момзикова 2017); ненцы (тундровые?) [лиса схватила ворона за крыло; тот велел ей съесть его целиком и предложил пойти на гору; там сказал лисе, чтобы она открыла рот и ждала, когда он залетит; лиса открыла рот, ворон сделал круг, налетел на лису и ударил ее клювом; лиса свалилась в реку; увидела остяков, плывущих в лодке; остяки сказали, что едут воевать; лиса села к ним, а когда остяки уснули, повернула лодку в обратную сторону; нашла в берестовых кузовах пищу, стала есть; один остяк поднял голову и спросил, какая река; лиса: «Берестовый кузов!»; остяк заснул, лиса подкралась к стрелам и разгрызла все места у железных и костяных вставок, все концы стрел; другой остяк спросил, какая река; лиса: «Стрела!»; остяк заснул, лиса подкралась к лукам и перегрызла их посередине; третий остяк спросил, какая река; лиса: «Река Лук»; поздно ночью лодка приплыла к чумам; лиса разбудила людей; каждый взял свой лук и стрелы; напали на спящих людей; те проснулись, началась битва; спавшие в чумах победили, затем узнали в убитых своих родственников; один из приплывших выжил, побежал к лисе с топором; та велела ему поднять топор повыше, чтобы она поставила голову на его колено; остяк разрубил свою ногу; лиса убежала; другие остяки хотели стрелять, но все луки и стрелы были непригодны]: Старцев 1930: 30-31.

Восточная Сибирь. Долганы [Лиса убеждает птицу Мышелова, что олени и стойбище – чужие; тот убивает оленя из собственного стада, убивает жену и детей; позже видит, что Лиса своих детей не убивала, лишь прикусывала им уши; Мышелов заманивает Лису на тонкий лед; та проваливается, попадает к рыбьей матери, обещает вылечить, сказавшись шаманом, велит поставить ей палку, чтобы затем выбраться наверх на лед; говорит, что больная будет кричать; съела рыбу и убежала; садится на нарты к женщине, съедает суму мяса, отвечает, что местность называется Полсумы, Донышко; Медведь хочет ее съесть, она обещает разжиреть, выспавшись; оба ложатся на край горы; ночью Лиса ложится с другой стороны Медведя, просит подвинуться, тот падает; говорит человеку, что ест свой пенис; тот отрубает свой, умирает; Лиса приходит к двум его женам, прячет лицо; в темноте, те пытаются рубить Лису топором, но разрубают живот беременной; говорит Волку, что достает жир, опустив хвост в прорубь; волчий хвост примерзает, оторван; другие Волки говорят, что приходила Лиса, сломавшая зуб об острый олений желудок; много Лис сидит у костра; Волк вымазал зад в золе, стал смешно танцевать; все расхохотались, одна закрывала рот, Волк ее растерзал]: Попов 1937: 28-33; илимпийские эвенки (зап. 1907 г.) [Лис и птичка Ковшичан отправились вверх по реке; ночью Лис поворачивает челноки, К. не замечает, что они плывут теперь вниз; видят стадо, К. не понимает, что режет собственных оленей; узнав об этом, заманивает Лиса на хрупкий лед; Лис опускается на дно к язям, те говорят, что их мать больна; Лис берется шаманить, лечить, говорит, что кричать будет болезнь; съедает икру, убегает; нанимается пастухом, убивает оленей; старик кричит жене, чтобы била Лиса; та плохо слышит, Лис объясняет, что муж велит ей привязать к хвосту Лиса пузырь с жиром; убегает; говорит Волкам, что выловил жир в реке, опустив хвост; волчьи хвосты примерзают, Волки их обрывают; Лис грыз кости, сломал зуб; Волки в чуме смешат людей, один ухает филином, бормочет зайцем; Лис прикрывает рот, Волки его бьют; Лис предлагает Медведю лечь на уступе скалы, ближе к стенке; ночью ложится между ним и стенкой, просит подвинуться, Медведь падает; Лис ест медвежатину; девушки везут припасы, Лис вызывается показывать дорогу, по дороге все съедает; прячется на лиственнице, девушки разводят костер; Лис просит Огонь не сжигать его до конца, становится маленьким как теперь]: Васильев 1936, № 5: 258-262 (=Булатова 1985: 154-160); илимпийские эвенки (ингаригдовские) [Лиса предлагает Росомахе попасти его оленей, съедает; объясняет жене Росомахи, что ее муж велит в награду привязать ей к хвосту колокольчик; Лиса предлагает Кукше поплыть и напасть на чужие чумы; пока Кукша спит, Лиса ведет лодку вверх, а затем снова вниз к их собственным чумам; не разобравшись, Кукша убивает собственных детей; Лиса провалилась под лед, велит Кукше дать коряжину, тот по глупости дал, Лиса выбралась, Кукша провалился, утонул]: Василевич 1936, № 2: 9; ербогаченские эвенки [Лиса предлагает Кукше поплыть убивать людей, велит пока спать на дне лодки; если из чума будут кричать "отец", пусть все равно стреляет; подводит лодку туда, откуда поплыли, Кушка убивает собственных детей; предлагает Лисе попрыгать по льду, та проваливается; говорит, что она шаман, предлагает вылечить мать рыб, для этого нужно поставить вверх столб; забирается по нему на землю, убегает]: Василевич 1936, № 17: 19; эвены [у Кукши хорошая жена, дети; Соболь предлагает сесть в лодку, поплыть вниз по реке, напасть на врагов, отобрать их имущество; пока Кукша спит, Соболь развернул лодку, проплыл вверх мимо дома Кукши, снова направил лодку вниз; Соболь убедил Кукшу, что это не его юрта; они перебили людей и оленей; Соболь убежал, а Кукша увидел убитых родичей, стал плакать; отощал, с тех пор кукша худая]: Больакова, Чайкова 2015: 57-59.

СВ Азия. Тундровые юкагиры (с. Андрюшкино Верхнеколымского р-на) [Йонгочиликен и Ангачиликен решают ограбить соседей; садятся в лодку, гребут каждый своим веслом в разные стороны; думают, что приплыли к соседям, не узнают собственный чум, убивают своих спящих жен, делят имущество; поняв свою ошибку, дерутся, убивают друг друга]: Курилов 2005, № 45: 377-379; лесные юкагиры (с. Нелемное Верхнеколымского р-на) [старший брат Лопчо, средний Лошия, младший Гин; Г. выходит из чума, принимает звезды за врагов-коряков; братья бегут к реке, садятся на камень, гребут; утром принимают свой дом за дом русских, обстреливают из луков, убивая собственных жен и детей; Лопчо и Лошия убивают Гина за обман, дерутся, убивают друг друга]: Курилов 2005, № 49: 389-391 (=Жукова, Чернецов 1992: 85-87; примерно то же в Иохельсон 1900, № 16: 31-33); Марково [в верховьях Анадыря и на покатости к Колымскому морю жили дикие люди ванцы; строили дома без окон и дымоходов, безуспешно пытались вносить свет и выносить дым мешками и подолами; один принял свое отражение в проруби за женщину, бросает ей в подарок имущество, затем спускается сам, тонет; если в походе переставить ночью нарты наоборот, ванцы едут назад, нападают на собственное селение; переправляющимся через реку связывают ноги ниже бревна; бревно переворачивается, они плывут, только ноги над водой, с берега им кричат, что рано ноги сушить; так они все погибли]: Дьячков 1992: 238-239.