Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M39e1a. Мыши съели железо, ATU 1592, 1592A.

.14.17.23.24.27.-.29.31.-.33.

Персонаж утверждает, что мыши съели железо (золото).

Арабы Марокко, арамеи, арабы Сирии(?), Древняя Индия, кашмирцы, панджабцы(?), кумаони(?), гуджарати, Ниас, молдаване, болгары, македонцы(?), (греки?), украинцы (Закарпатье, Ивано-Франковщина), адыги, карачаевцы или балкарцы, аварцы, курды, латыши, литовцы(?), казанские татары, уйгуры (Лобнор).

Северная Африка. Арабы Марокко [еврей покупает железо и говорит, что его съели мыши; подкупленный кадий с ним соглашается; султан назначает человека вождем мышей; дома кадия и еврея погибли]: Nowak 1969, № 388: 327.

Передняя Азия. Арамеи [уезжая по делам, купец оставил груз железа на хранение знакомого; тот его продал, а купцу сказал, что железо сгрызли мыши; купец сделал вид, что верит; прийдя к знакомому в гости, увел с собой его маленького сына и спрятал; сказал, что мальчика унес сокол; если мыши способны съесть железо, то и это не удивительно; знакомый обещал отдать полученные за железо деньги, если купец вернет ему сына]: Белов, Вильскер 1960: 328-329; арабы Сирии: El-Shamy 2004, № 1592: 870-871.

Южная Азия. Древняя Индия [история о мышах, съевших железо, есть во всех версиях «Панчатантры» и в Джатаке № 18 Кэмбриджского издания]: Tawney, Penzer 1926a: 64; кашмирцы: Jason 1989, № 1592A [The transformed golden pumpkin]: 52; Knowles 1885 [уезжая из дома, владелец железа доверил его на хранение знакомому купцу; когда через несколько лет вернулся, купец, который продал железо, сказал, что его съели крысы; человек не стал спорить, а похитил и спрятал сына купца; видя горе родителя, человек сказал, будто видел, как мальчика унес ястреб; Как ястреб может унести ребенка? – Так же как крысы съесть железо; один вернул железо, а другой мальчика; текст, видимо, переведен с персидского источника, но хорошо известен в Кашмире]: 199-200; Панджаб: Jason 1989, № 1592: 52; кумаони (либо химачали-пахари, точнее гарвали) [человек оставил другу на хранение груз железа; через несколько месяцев попросил вернуть, друг сказал, что железо попортили насекомые; человек похитил и спрятал маленького ребенка своего друга; тот пожаловался царю; человек сказал, что так же, как насекомые съели железо, так и ребенка унес орел; царь велел одному вернуть мальчика, а другому железо]: Upreti 1894: 403; гуджарати [Adanji Mullah – купец из Камбая; к нему пришел Bania и попросил продать мешки с порошком Kankodi, ящики с мылом и груз железа, когда цена будет подходящей, и взять себе комиссионные; тот так и сделал, но поскольку Б. долго не приходил, АМ решил взять все деньги себе; порошок съели черви, мыло испортилось, а железо погрызли мыши; Б. не стал спорить, а приманил к себе маленькую дочку АМ, заперев в комнате с игрушками и сладостями; сказал АМ, что видел, как девочку унес ястреб; сказал судье, что это так же вероятно, как и история про железо и мыло; судья потребовал бухгалтерские книги АМ, выяснил обман, заставил вернуть Б. деньги, а тот вернул девочку]: Jethabhai 1903, № 10: 30-36.

Малайзия – Индонезия. Ниас [человек отправился в путешествие, оставил на хранение другу груз железа; когда вернулся, услышал от друга, что железо съели крысы; человек не стал спорить и через некоторое время похитил ребенка этого друга; тот пришел к нему; человек стал уверять, что видел, как ребенка схватил орел; оба друга отправились к вождю; рассказали ему, что с каждым случилось; вождь велел им молиться друг за друга]: Sundermann 1905, № 5a: 64-65.

Балканы. Молдаване [сборщик налогов потребовал от бедняка деньги; тот говорил, что заготовил бумажные, но их изгрызли мыши; сборщик говорит, что так не бывает, грозит продать имущество с молотка; идет к боярину, тот говорит, что его лошадей с луга украли; железные колодки были, но их съели мыши; сборщик соглашается, что это вполне возможно]: Ботезату 1981: 378-379; болгары [человек доверил Настрадину Ходже груз железа; тот сказал, что железо съели мыши; либо это заявляет чорбаджи (османский офицер), другие чорбаджи его поддерживают; проходящий мимо бедняк замечает, что у него мыши съели муку; чорбаджи говорит, что это невероятно]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 1592: 524; македонцы [поскольку мотив есть у болгар, он есть скорее всего и у македонцев]: Uther 2004(2), № 1592: 325-326); (ср. греки: Uther 2004(2), № 1592: 325-326).

Средняя Европа. Украинцы (Закарпатье, Ивано-Франковщина) [Мышь, поедающая железо: работник заявляет, что мышь съела доверенные ему весы; хозяин уводит сына работника и говорит, что его унес ястреб]: СУС 1979, № 1592: 334.

Кавказ – Малая Азия. Адыги [умирая, отец советует сыну повеситься в определенном месте, если тот растратит имущество; сын проматывает наследство с друзьями, которые затем от него отворачиваются; даже не верят ему, что собака может унести мясо; он идет вешаться в указанном месте, балка сломалась, из крыши сыплется золото, спрятанное отцом; юноша созывает неверных друзей на угощение, рассказывает небылицу – якобы, мыши съели его плут (или что-то другое железное); те делают вид, что поверили; юноша прогоняет неверных друзей]: Тхамокова 2014, № 910D: 183; кабардинцы или балкарцы [Умар спрятал на чердаке железного дома золото; умирая, велел сыну новеситься там, если тот совсем все растратит; сын растратил, а когда обратился за помощью к бывшим друзьям, ему отказали; снова пошел к ним, обещав принести для еды бараньи легкие; но оставил их на дереве и легкие съели птицы; ему не поверили и обсмеяли; решил повеситься, упал, из открывшегося люка посыпались деньги; юноша взялся за ум, стал работать, снова разбогател; пришел к бывшим друзьям и с горечью сообщил, что его железную соху съели мыши; лишь один бедняк засомневался, его обсмеяли; юноша обвиняет бывших друзей: они не поверили, что птицы склевали бараньи легкие, но верят, будто мыши съели железо; стал хорошо жить]: Малкондуев 2017: 845-849; аварцы [уезжая, торговец оставил соседу груз железа; когда вернулся, сосед сказал, что железо изгрызли мыши; торговец сделал вид, что поверил, а сам незаметно забрал маленького сына соседа; когда тот пришел о нем спрашивать, ответил, что видел, как мальчика унес орел; если мыши едят железо, то и орел может унести даже слона; сосед вернул деньги за проданное железо, а торговец отдал ему сына]: Саидов, Далгат 1965: 98-99; курды [Ало отдал золото халифе на хранение, а когда вернулся, тот сказал, что его деньги съели мыши; Балул-Зана обещал помочь; попросил халифе отпустить его детей вместе с другими с ним на прогулку; запер детей халифе и сказал, что их съели зайцы; халифе пришлось вернуть деньги]: Руденко 1970, № 36: 87-88.

Балтоскандия. Латыши [Хозяин жалуется, что мыши съели три пуда железа, которое ему было дано на хранение. Кузнец увозит хозяйского сына и говорит, что его унес ястреб]: Арийс, Медне 1977, № 1592: 362; литовцы: Uther 2004(2), № 1592: 326.

Волга – Пермь. Казанские татары (1 запись) [торговец оставил скобяные изделия в доме товарища; когда вернулся, тот заявил, что железо погрызли мыши; торговец похитил маленького сына товарища, сказал, что того унес ястреб; обманшик повинился, торговец вернул ребенка]: Замалетдинов 2009, № 26: 94.

Туркестан. Уйгуры (Лобнор) [торговец оставил на сохранение у друга тысячу джинов железа; через два года вернулся; друг сказал, что железо съела мышь; торговец заманил и спрятал шестилетнего ребенка того человека; отец стал искать мальчика; торговец сказал, что видел, как того унес ястреб; тот человек отдал железо и получил сына]: Малов 1956, № 12: 79-80.