Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M39e2. Дерево-оракул, ATU 1543E*.

.14.-.16.23.29.30.31.34.(.35.)

Двое людей вместе спрятали ценности, а один из них тайком их забрал. Он предлагает обратиться за разъяснением к дереву, росшему в этом месте, и прячет отца в дупло, чтобы тот вещал оттуда. Дерево поджигают и обман выходит наружу.

Берберы Марокко, итальянцы (регион не определен, условно – юг), немцы (юг?), телугу, аварцы, узбеки, датчане, монголы Внутренней Монголии, (энцы, кеты).

Северная Африка. Берберы Марокко : Laoust 1949: 65f в Uther 2004(2), № 154E*: 285.

Южная Европа. Итальянцы (регион не определен, условно – юг): Rotunda 1942, no. K1971/12 в Uther 2004(2), № 1543E*: 285

Западная Европа. Немцы (регион не определен, условно – юг): Uther 2004(2), № 154E*: 285

Южная Азия. Телугу [два купца Durbuddhi и Subuddhi зарыли деньги под тамариндом; Д. тайком забрал деньги; С. повел его в суд; Д. сказал, что само дерево докажет его правоту; спрятал в дупле своего отца, а когда судья подошел, тот от имени дерева стал говорить, что деньги забрал С.; но судья велел поджечь в дупле солому; труп отца Д. достали, судья велел отдать все деньги С.]: Pantulu 1905, № 11: 27-27.

Средняя Европа. Русская письменная традиция [болгаро-русская редакция греческого «Стефанита и Ихнилата», являющегося переработкой «Калилы и Димны» (Синодальный список 1478 г.): две обезьяны {далее в тексте – «препростый» и «лукавый»} нашли на горе золотой клад; спустившись, зарыли его под дубом и договорились брать золото понемногу, когда потребуется; через несколько дней лукавец вернулся на это место и выкрал весь клад; когда простак предложил взять немного золота, лукавец согласился и отправился вместе с ним; раскопав землю, они ничего не нашли; лукавец стал кричать на простака, что тот, дескать, украл сокровище, и затем отвел его к судье; судья потребовал привести улики; лукавец заявил, что сам дуб засвидетельствует истину; пришел к отцу, упросил его влезть в дупло и сказать оттуда, что простак взял сокровище; отец так и сделал; судья услышал его слова, велел зажечь дуб; отец лукавца завопил, был вытащен из дупла и после признался в обмане; его и лукавца жестоко наказали, а золото вернули простаку]: Лихачев и др. 2003: 234-237.

Кавказ – Малая Азия. Аварцы [Ламарт («жадный») и Чумарт («щедрый») нашли на дороге суму с золотом; Ч. предложил не делить его, а спрятать под деревом и брать по мере необходимости; ночью Л. вернулся к тайнику и унес золото; когда позже они пришли к дереву вместе, Л. обвинил Ч. в краже и привел в суд; судья спросил Л., есть ли у него свидетель; Л.: то дерево; судья с понятыми пришел к дереву и спросил, кто украл золото; дерево: Ч.; судья приказал его поджечь; из дупла вылез полуживой отец Л.; судья отдал все золото Ч.]: Саидов, Далгат 1965: 39-41.

Иран – Средняя Азия. Узбеки [хитрец и простак нашли кубышку золота; хитрец предложил не нести в город, где об этом узнают, а зарыть под деревом и брать деньги по мере надобности; ночью хитрец перепрятал кубышку, обвинил простака, что золото украл он; договорился с отцом, что тот заберется в дупло и когда к дереву придет казий, чтобы разобрать дело, выскажется от имени духа в пользу хитреца; казий решил, что в дереве нечистая сила, и велел его сжечь; старик стал кричать, его вытащили, но он уже умер; золото отдали простаку, хитреца бросили в темницу]: Коновалов, Степанов 1986: 289-290.

Балтоскандия. Датчане : Uther 2004(2), № 154E*: 285

Южная Сибирь – Монголия. Монголы Внутренней Монголии [обманщик Бачид и честный Шудрага нашли на дороге кусок серебра; зарыли его под деревом, чтобы завтра принести весы и поделить; Б. один тайком унес серебро и велел отцу забраться в дупло, чтобы вещать оттуда: деньги взял Ш.; услышав голос, Ш. принес сена и поджег дерево; отец Б. чуть не задохнулся и стал ругать сына; Б. отдал причитающуюся часть Ш.]: Тодаева 1981: 98-99.

( Ср. Западная Сибирь. Энцы [у Диа брат Баручи с одной рукой, одной ногой; обдирает кожу с ног оленей, чтобы они не замочили обувь на переправе через реку; Д. решает избавиться от него, приглашает шагнуть в прорубь; тот возвращается через три дня с рыбой; Д. привязывает Б. к вершине дерева, тот возвращается с дровами; забирает сети Сихио; маскирует свою мать под шайтана (идола), привозит на санках, «шайтан» вещает, что сети его, Б.; шайтан С. молчит; С. соглашается отдать сети; Б. находит шило, лямку, полиголки, пестик, рыбий пузырь, мышь; они все соглашаются идти воевать с С., прячутся в его доме, убивают его; больше С. не убивает людей]: Долгих 1961: 32-36; кеты («остяки») [Хасынгет ворует глухарей из ловушки черта; говорит, что гора и ловушки его, предлагает спросить у бога; сажает в туяске бабушку на ель, та отвечает за бога; черт верит, уходит; Х. бросает бабушку в туяске в реку; та отказывает маленьким рыбкам, соглашается, чтобы осетры вытолкали ее на берег; бьет их на земле палкой, живет одна в чуме; Х. же голодает, ибо черт увел глухарей; просит прощения у бабушки, обещает больше не брать чужих глухарей]: Ошаров 1936: 139-142 (основной сюжет, но не эпизод с вещающей от имени Бога бабушкой в Дульзон 1966, № 38: 113).