Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M84A. Оживший козел. .15.16.29.-.34.

После того, как сверхъестественные персонажи складывают кости убитого и съеденного оленя, коровы, барана или козла в его шкуру, животное оживает. См. мотив M84.

Итальянцы (Модена), немцы (Швейцария, Швабия), англичане, синдхи, абхазы, карачаевцы, осетины, чеченцы, аварцы, хваршины, лаки, кумыки, мегрелы, грузины, мегрелы, армяне, турки, шугнанцы, кафиры, дарды, буриши, узбеки, скандинавы, башкиры, чуваши, казахи, монголы.

Южная Европа. Итальянцы (Модена) [Maurizio Bertolotti (119: 42): во время процесса ведьма в 1519 г. говорилось, что ведьмы во время шабаша съедают вола, затем заворачивают кости в шкуру, после чего хозяйка шабаша ударяет по шкуре жезлом и вол оживает]: Tolley 2012: 96.

Западная Европа. Французы (Гасконь) [Бог оживил корову бедняка, от которой остались лишь кости; перед этим, он отложил одну косточку в сторону, и когда корова ожила, косточка висела у нее вместо язычка в колокольчике]: Sydow 1910: 94 в Tuite 1997: 13; немцы (Швейцария, Швабия); англичане [у крестьянина три упитанные коровы; вдруг одна похудела, на следующий день вторая; он остался в хлеву стеречь; в хлев вбежало множество бесенят, повалили, разделали третью корову, мясо съели, кости, не ломая их, сложили в том порядке, в каком это надо, в шкуру, корова вновь ожила; однако крестьянин спрятал откатившуюся косточку, поэтому корова хромала на переднюю ногу]: Jacobs 1894: 81-91.

Южная Азия. Синдхи [царевич преследует газель с золотыми рогами, она скрывается в озере; голос сообщает ему, что это озеро пери, они появятся через год; через год царевич прячется в железной клетке, пери купаются, он прячет их одежду, требует ту, чье имя Sedyan; делает своей женой; но она не разговаривает с мужем; через год отсылает его на охоту, велит служанке принести ту одежду, закрыв двери; надевает и улетает через дымоход, сказав, что царевич сможет вернуть ее в течение года; царевич приходит к пастуху-людоеду, тот бросает его в свой козий загон, где уже много людей; каждый вечер он насаживает одного на шампур, оставляет жариться, сам засыпает; пленники пьют молоко; пери С. в облике вихря выливает отравленное молоко, которое собирался выпить царевич; тот ночью раскалил шампур, выжег глаза людоеду; зарезал барана, нацепил рога, людоед его пропустил; с другой стороны ямы окликнул людоеда, тот бросился, провалился, царевич его добил; пришел в дом, спрятался, туда явились три ведьмы, убили, приготовили и съели козу, собрали кости, произнесли заклинание, но коза не возродилась; это значит, что пастух-людоед мертв; ведьмы привели гиен, отправились к пастуху, царевич крикнул, что пастуха убил он; ведьмы бросились назад, но пери С. с помощью подруг вызвала ветер и дождь, гиен смыло потоком; по просьбе дочери, отец пери послал царевичу коня; он приехал, свадьба; родился сын; С. улетела, велев не заглядывать в одну из комнат; старуха сказала, что там сестра С., которая красивее ее; но там оказался попугай; это был демон, влюбившийся с С., но хитростью пойманный; он унес царевича и его сына, С. это увидела, ее 12 подруг их отбили, а С. вновь поместила попугая в запертую комнату; отец пери отправил зятя с женой и сыном назад на родину; там власть захватил визирь, но его войско разбили волшебной дубиной; царевич вновь посадил на трон своего отца]: Schimmel 1995, № 22: 140-147.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы; адыги; карачаевцы; осетины; чеченцы; аварцы; хваршины; кумыки (?); мегрелы; грузины; армяне; турки.

Иран – Средняя Азия. Шугнанцы; кафиры; дарды; буриши; узбеки Хорезма.

Балтоскандия. Скандинавы.

Волга – Пермь. Башкиры; чуваши.

Туркестан. Казахи.

Южная Сибирь – Монголия. Монголы (оттиск с деревянного клише 1716 г., монгольская версия Гэсэра) [Joro (будущий Гэсэр) – подросток, вместе с двумя братьями пасет скот; предлагает поесть; зарезал теленка, снял шкуру и когда мясо было съедено, собрал все кости в шкуру, трижды дернул теленка за хвост, тот ожил, вскочил, побежал]: Schmidt 1839: 22-23; (ср. шорцы, алтайцы, теленгиты {существуют способы возрождения убитого зверя, но они другие, чем в Европе, на Кавказе и на Памире - Гиндукуше} [убитый зверь может воскреснуть; шорцы, ободрав колонка, бросают туловище в тайге, предварительно ударив его ножом по хребту 9 раз; каларцы {один из шорских родов} делают то же самое, ударяя 3 раза; впоследствии такому колонку будет трудно убежать от охотника; алтайцы туловище соболя оставляют на возвышении на четырех колышках и закрывают ветками; теленгиты не варят мясо зверя с глазами, а бросают их в тайгу, чтобы Алтай дал их другому зверю; лепят фигурки козлов и баранов из ячменного толокна и расставляют их по тайге в уверенности, что Алтай превратит их в живых]: Потапов 1929: 131).