главная страница   Воспоминания о Крестах    Кресты в международной прессе    Пресса о российских тюрьмах
Стихи и песни, написанные в Крестах и о Крестах
 

Архитектор и его творение

Антоний Осипович Томишко, архитектор Крестов
 

                                              25.03(06.04).1851 - 08(20).10.1900
                                                              Архитектор, действительный член Академии художеств (1893).
                                                              Родился в Чехии. Учился в Петербургской Академии художеств (1870-74).
                                                              Преподаватель (с 1879), профессор (с 1888) Академии художеств;
                                                              руководитель мастерской (1894 - 1900), ректор (1897- 98) Высшего
                                                              художественного училища Академии художеств.
                                                              Автор проектов храмов, мемориальных сооружений и тюремных
                                                              зданий в России и Болгарии. В Петербурге построил комплексы зданий
                                                              тюрьмы "Кресты" (Арсенальная наб. 7 - ул.Комсомола, 8; 1884-90) и
                                                              пересыльной тюрьмы (наб.р.Монастырки, 13-15; 1891-94), участвовал в
                                                              сооружении здания Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской
                                                              крепости и др.
                                                              Умер в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище
                                                              Александро-Невской лавры. Могила не сохранилась.
 http://mail.md.spb.ru/topochron/lic/All/136.htm

А еще он .........
              В середине
                                80-х годов XIX века архитектор А. Томишко построил для
                                Александра III павильон "итальянской архитектуры", а через
                                десять лет он же пристройкой так называемой детской половины
                                исполнил желание Николая II иметь в Александрии новую дачу.
                                Вблизи дворца на самом берегу залива были построены
                                служебные помещения. Выдержанные в едином стиле, они
                                создали небольшой дворцово-парковый ансамбль. Дача Николая
                                II была свидетелем событий огромной политической важности.
                                Так, здесь был подписан манифест о вступлении России в
                                империалистическую войну. В годы войны Нижняя дача была
                                разрушена.
http://beta.niimm.spb.su:802/peterhof/pet10.htm
P.Абасалиев. АЛЕКСАНДРИЯ

И -
архитектор Лев Влодек
Своеобразной, суровой красотой отличаются здания по
                       ул. Баранова, 4 (1892 - 1895 гг. с инж. А.Рейхенбергом), спасательной станции в
                       Черноморке (1899 г., с арх. Л.Ф.Прокоповичем, не сохранилось), убежища слепых на
                       Французском (Пролетарском) бульваре (1900), монументальный объем тюремного замка
                       на Черноморской дороге (1891 г., с арх. А.О.Томишко), по праву считавшийся одной из
                       архитектурных достопримечательностей Одессы конца XIX века.
http://odessa.club.com.ua/man/m046.html
Одессика - энциклопедия об Одессе
 
 

Одесская тюрьма, расположенная в районе Второго христианского кладбища, с высоты птичьего полета походит на лежащий крест. Никогда не обратил бы на это внимания, много раз проезжая мимо комплекса исправительных зданий.
Напомнил об этом молодой по возрасту, но достаточно инициативный руководитель агентства социально-культурных программ "Оазис" иеромонах Андрей. Он рассказал о том, как сегодня воплощается в жизнь, благодаря наместнику Свято-Пантелеймоновского мужского монастыря архимандриту Аркадию, работникам прокуратуры области,городским властям, новая акция под названием "Блудный сын". А встреча наша с отцом Андреем состоялась в редакции сразу же после первого шага по реализации
программы - освящения помещений 51-й и 14-й колоний.
http://www-koi.paco.odessa.ua/odessa/media/word/227/sn114.htm
 

наверх
 

Карнавал вечной смерти в призрачном круге города жизни — этот амбивалентный образ Петербурга является определяющим элементом опознания, идентификации подлинного лика города. Именно эта символика воплощена в «Сфинксах» М. Шемякина, установленных в 1995 г. на берегу Невы (напротив тюрьмы «Кресты»). Композиция задумана и выполнена художником в качестве памятника жертвам политических репрессий в годы сталинизма. Древний языческий символ, давно уже ставший элементом петербургской истории и культуры, диссонирует неожиданным соединением образов вечности и смерти. Скульптор выполнил таким образом завещание Анны Ахматовой, создав неожиданный, но удивительно органичный природе Петербурга памятник не только безвинным жертвам, но и Поэту .

М.С.Уваров АРХИТЕКТОНИКА ИСПОВЕДАЛЬНОГО СЛОВА
http://philosophy.ru/library/uvarov/02/03.html
 
 

наверх
 

Есть в нашем городе места, притягивающие к себе воображение и одновременно отталкивающие: «Чур, чур меня!". Я говорю о «Крестах». Это знаковое место города. Целый пласт информации, которая не просто воспринимается интеллектуально — переживается, «прокручивается через себя». «Кресты» — это город в городе, это система, «родовой» признак которой — изолированность от внешнего мира: физическая, общественная, информационная, культурная, языковая. Но есть в этой замкнутой системе проблемы, роднящие ее с нормальной жизнью, например, проблемы реставрации. Вероятно, мало кто из петербуржцев знает, что «Кресты» — архитектурный комплекс, находящийся на учете в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга (КГИОП). Это объект, «представляющий историческую, художественную, научную или иную культурную ценность». История «Крестов», самой знаменитой из русских тюрем, интересна и поучительна. Современный адрес этого обширного комплекса — Арсенальная набережная,7. В 1730-1740-х годах, при императрице Анне Иоанновне, здесь размещался «Винный городок». После проведения в России тюремной реформы в 1867 году строения аннинских винных складов были приспособлены под содержание 700 арестантов с ночным разделением и такой организацией труда, чтобы мужчины и женщины работали раздельно. Проект этой перестройки составил Владислав Павлович Львов, автор первого тюремного «креста» в Петербурге и директор Санкт-Петербургского тюремного комитета. В 1874-76 гг. по его образцовому проекту с арестантским корпусом, имевшим план в форме равноконечного креста, была построена военная тюрьма, впоследствии получившая название «Кресты». Для справки: второй и третий «кресты» — Санкт-Петербургский городской арестный дом — были построены в 1877-1880 годах на берегу реки Монастырки, огибающей Александро-Невскую лавру. Автором этого проекта был известнейший петербургский зодчий Н.Л. Бенуа. Комплекс предназначался преимущественно для одиночного заключения, но предусматривалось и некоторое количество «общих помещений». Все три «креста», помимо планировочного решения, роднит сходство архитектурного облика. Это постройки «кирпичного стиля», столь мало представленного в гражданской архитектуре Петербурга. Просуществовав около 20 лет, бывшие здания «Винного городка», перестроенные в тюремные, перестали удовлетворять нужды исполнения наказаний. Требовалось их расширение. Тюрьмы в России к тому времени постоянно были переполнены. Проектировал новые «Кресты» будущий ректор Академии художеств архитектор Главного тюремного управления Антоний Иосифович Томишко. Его задачей было составить проект комплекса зданий для краткосрочного (1-1,5года) одиночного содержания 1500 арестантов. Имея собственные оригинальные решения тюремных зданий, А.И. Томишко обратился, все-таки, к опыту Н.Л. Бенуа. Кардинальным отличием было проектирование церкви как смыслового и композиционного акцента всего тюремного комплекса. К постройке приступили в 1884году. Силами арестантов были разобраны старые здания, осуществлены земляные работы. Через 6 лет, в три этапа, были сооружены: два арестантских корпуса с одиночными камерами (два «креста»), административный корпус с церковью Александра Невского, входное здание с квартирами надзирателя, кухня с пекарней, 4 больничных корпуса, баня, котельная с электрогенератором — всего 20 отдельно стоящих зданий, часть которых была связана переходами (или чугунными трапами). При строительстве этого комплекса архитектором часто принимались новаторские решения инженерных и технических вопросов. Так, в первой из тюрем России здесь были применены электричество для освещения и центральное отопление. Системы водоснабжения, канализации, электрификафии создавались автономными. В таком режиме, без капитальных ремонтов они работают и сегодня. Построенная по новаторскому проекту, эта тюрьма стала образцовой для России конца ХIХ — начала ХХ веков. Из воспоминаний революционера П. Инфантьева, проведшего в «Крестах» 10 месяцев одиночного заключения: это была «тюрьма с ее просторными, светлыми и чрезвычайно чистыми коридорами, где не виднелось на одной соринки и все блестело, начиная с вощеного асфальтового пола, и постоянно обчищалось». В средокрестии, по-видимому, западного из «крестов»» стоял небольшой столб — памятник Джону Говарду, знаменитому английскому печальнику об улучшении тяжелой доли заключенны. (Джон Говард — известнейший общественный деятель второй половины ХVII века, основоположник современной пенитенциарной системы, изучавший состояние тюрем во многих странах, в том числе и в России, и нашедший свое последнее пристанище в Херсоне, где он спасал больных тифом). Установка памятника ему в «Крестах» — факт, имеющий важное значение особенно в свете истории этой тюрьмы в ХХ веке. В настоящее время рассматривается вопрос о придании комплексу статуса памятника архитектуры местного значения. В связи с этим необходимо провести исследования состояния кирпичной кладки, конструкций, инженерных сетей, не подвергавшихся капитальному ремонту более 100 лет. Условия эксплуатации этих зданий запрещают использование водосточных труб. Как следствие — разрушение кирпича, разъедание его высолами. Другая важная проблема — сохранение без больших перестроек целостности этого архитектурного комплекса. Выполнение этой задачи особенно трудно в условиях, когда количество заключенных здесь превышает существующие нормы в два раза, а проектные — более чем в девять. Для справки: в 1879 г. в 15 губерниях России на одно тюремное место приходилось от 1 до 2 арестантов, в 9 губерниях — свыше 2,7, в 1 губернии — 5,2 человека (сведения приведены из исторической справки о «Крестах» искусствоведа П.О. Волгина). Нам остается только неустанно восхищаться высочайшим профессионализмом и самоотверженным отношением к своему делу архитекторов, инженеров, строителей прошлого, детище которых с честью выдерживает такое испытание. Очевидно, что решение основных проблем «Крестов» станет возможно только после того, как в Петербурге будет построена современная тюрьма. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. На наш взгляд, смысл реставрации «Крестов» не в том, чтобы воссоздать здесь тюрьму для ее дальнейшей эксплуатации, а, к примеру, разместить многоаспектный музей политической истории. Пока же реставрационные работы помогут вернуть к нормальному состоянию не только стены и инженерные сети тюрьмы, но и улучшат среду обитания заключенных, возвратят сюда растерянные за последнее столетие чувства справедливости, милосердия, гуманности. Ведь в России со времен Джона Говарда эти качества были в дефиците.
Елена Яковлева, ведущий специалист КГИОП.
источник уточняется

наверх