win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Русская литература в 2002 году

С пафосом, хаосом и Дионисом/ Логосу надо наставить рога, // ну а потом уж представить Его/ дьяволом, ну а потом изгонять! // И больше никто нам не будет мешать/ жить-поживать да добра наживать. Опубликованное в уходящем году стихотворение Тимура Кибирова точно характеризует "технологии, стратегии и практики" нашего литературного быта. Отличились на этом поприще многие - от издателей, сворачивающих яркие проекты, до профессиональных провокаторов, от самозванных пустоглазых "защитников духовности" до карьеристов, рвущихся к "месту под солнцем", от скептиков, оборачивающихся циниками, до любителей существовать на литературную ренту. Год был отмечен не столько скандалами, сколько их имитациями, появлением не шокирующих фигур, но пигмеев, пыжащихся выдать свое эпигонское "ничто" за новаторское "нечто". Делать им даже "отрицательную рекламу" грешно. Но, увы, затронуть несколько одиозных тем придется.

К счастью, живая словесность дает не мало оснований для радости. Надеюсь, что предлагаемая помесячная хроника поможет сориентироваться в затейливом и богатым неожиданности лабиринте русской литературы 2002 года.

На странице приняты сокращения: БПБС - Новая библиотека поэта. Большая серия (СПБ., Гуманитарное агентство "Академический проект"), ДН - "Дружба народов", НЛО - "Новое литературное обозрение", НМ - "Новый мир". Знаком * отмечены произведения, отрецензированные газетой "Время новостей".

Январь

Названа тройка лауреатов премии Аполлона Григорьева за 2001 год - Андрей Дмитриев ("Дорога обратно"), Леонид Зорин ("Трезвенник"), Ольга Славникова ("Бессмертный"). Выходит "Совершеннолетие" ("ОГИ") Веры Павловой, "аполлонгригорьевского" лауреата 2000 года, - итог восемнадцатилетней работы поэта.

В НМ подборки стихов Инны Лиснянской и Александра Кушнера, повесть Валерия Попова "Очаровательное захолустье" (типичный "поздний", ироничный, растерянный и инерционный Попов; одноименный сборник вскоре выйдет в "Вагриусе"). В "Звезде" - тот же Кушнер и роман Михаила Чулаки "Примус", оказавшийся его последней крупной работой. На протяжении года в нечетных номерах питерского журнала под рубрикой "Из города Энн" печатаются эссе филолога Омри Ронена. В "Октябре" рассказы Александра Хургина и подборка стихов Анатолия Наймана из будущей книги "Львы и гимнасты". В ДН статья Натальи Ивановой "Козьей мордой луна", обобщающая опыт десятилетней русской "букериады". Лидирует "Знамя", где опубликованы роман Сергея Гандлевского "<НРЗБ>" (вскоре выйдет книгой в "Иностранке") и подборка стихов Тимура Кибирова "По первой, не чокаясь..." (стихи войдут в появившийся на исходе 2002 года сборник "Шалтай-Болтай").

"ЭКСМО-Пресс" выпускает том прозы Феликса Светова "Чижик-пыжик". Заглавный роман, две части которого были известны по "знаменским" публикациям, пополнился третьей - горьким, смешным, недоуменным и полнящимся любовью "Дедушкиным сном". Увы, чудесная книга стала прощальным приветом "светлого" писателя.

"Идущие вместе" начинают свои хамские акции по "защите" русской литературы от "плохих" авторов, по сути, рекламируя этих самых сочинителей, в первую очередь - Владимира Сорокина. Прогрессивная общественность впадает в истерику. Этот бездарный сюжет будет портить воздух еще долго.

Февраль

Премия имени Юрия Казакова присуждена Виктору Астафьеву за рассказ "Пролетный гусь" (посмертно). Сформирован шорт-лист премии имени Ивана Петровича Белкина (повесть года): Сергей Бабаян ("Без возврата"), Андрей Геласимов ("Фокс Малдер похож на свинью"), Фаина Гринберг ("Мавка"), Андрей Дмитриев ("Дорога обратно"), Анна Матвеева ("Перевал Дятлова"), Ольга Славникова ("Бессмертный").

На тусклом журнальном фоне выделяются многоплановый и артистичный, совмещающий сложный сюжет, жесткий психологический анализ и большую мысль, роман Валерия Исхакова "Легкий привкус измены" (ДН) и сверхгусто написанная (а всего-то 13 страниц!) поэтичная повесть Анатолия Гаврилова "Берлинская флейта".

В серии "Оригинал" ("ОЛМА-ПРЕСС") издан "крымский" (авантюрно-эротический с экскурсами в историю) роман Константина Плешакова "Красный камень".

В Тарту проходит международный научный конгресс, посвященный восьмидесятилетию великого историка литературы Юрия Лотмана (1922-1993).

Март

Лауреатом премии Аполлона Григорьева за 2001 год становится Андрей Дмитриев (повесть "Дорога обратно"). Лауреатом премии Ивана Петровича Белкина, к изумлению многих, - Сергей Бабаян ("Без возврата").

В "Звезде" публикуется нервная и неровная, но притягивающая повесть Павла Мейлахса "Отступник" (наряду с "Придурком", "Беглецом" и заглавной повестью вошла в книгу "Избранник" - М., "ОЛМА-ПРЕСС", "Оригинал"). Здесь же новая порция фрагментов из "записных книжек" Лидии Гинзбург и воспоминания о ней (публикация приурочена к апрельскому столетию Гинзбург); наиболее полное собрание ее прозы - "Записные книжки. Воспоминания. Эссе" - выпускает "Искусство - СПб". Анатолий Найман неожиданно выдает продолжение, казалось, завершенного (1997) романа "Б. Б. и др." ("Октябрь"; полная версия истории экстравагантного, раздражающего и притягательного Б. Б. позднее выходит в "ЭКСМО"). "Знамя" выводит на свет колоритных дебютантов - пензенцев Романа Волкова и Сергея Чугунова, сочинивших "Былину о богатыре Спиридоне Илиевиче" и очаровательную "Сермяжную сказку". Здесь же Марина Москвина поминает "колхидского странника" Даура Зантария (1953-2001) и публикует его последнюю прозу. В НМ начинается головокружительный, писанный с бешеным драйвом, колючий и невероятный "Диверсант" Анатолия Азольского.

Поклонники Михаила Успенского дождались праздничка - романа-фэнтези "Белый хрен в конопляном поле"* (М., "ЭКСМО-Пресс"). Россыпь аппетитных шуток, лихой сюжет с нечаемой развязкой, малиновый перезвон цитат и аллюзий, но кайф уже не тот, что от трилогии о Жихаре.

Поэтическая серия "ОГИ" пополняется книжицей молодого, уже назначенного "первым поэтом" Кирилла Медведева "Все плохо". Но не только юным дано дивить мир "крутизной" - порукой тому книга Семена Файбисовича "Вещи, о которых не"* ("ЭКСМО"), предполагавшая скандал вокруг повести "История болезни" (автор, его бывшая жена и их знакомцы - приметные представители московской тусовки - выведены "как есть" и со своими именами). Скандала не вышло. Толка тоже.

БПБС пополняется "Сочинениями" Гаврилы Державина (увы, слишком много осталось за кадром) и "Полным собранием стихотворений и поэм" Николая Заболоцкого. "ОГИ" обнародует "Разговор о рыбе" Павла Улитина, подпольного классика русского авангарда второй половины ХХ века, а "Вагриус" - "Памятник современному состоянию. Миф" скульптора Вадима Сидура.

Апрель

Объявлен шорт-лист премии "Национальный бестселлер", где наряду с работами двух достойных писателей ("Карагандинские девятины" Олега Павлова и "Бессмертный" Ольги Славниковой), двумя рукописями молодых "назначенцев" (Song for Lovers екатеринбурженки Ирины Денежкиной и "Синдром Фрица" парижанина Дмитрия Бортникова - обе оперативно тиснет родственный "Нацбесту" "Лимбс Пресс") и растянутым фельетоном Сергея Носова "Дайте мне обезьяну" сверкает фаворит, под которого премия и "построена" - графоманский опус Александра Проханова "Господин Гексоген" (спецвыпуск газет "Советская Россия" и "Завтра"; вскоре его издаст "интеллектуальный" Ad Marginem). Триумф союза большевиков, фашистов и "клубной молодежи" заливисто воспевается соответствующими "критиками". Вкус хоронят вместе с элементарными приличиями.

Александр Солженицын вручает свои премии замечательному прозаику Леониду Бородину и публицисту-идеологу Александру Панарину.

"Вагриус" отмечает десятилетие. К празднику выходит огромный (более ста печатных листов) двухтомник "ВАГРИУСПРОЗА", вобравший тексты "своих" авторов, писателей всех поколений и направлений. Уникальные заслуги издательства (именно "Вагриус" дал прозе 1990-х права книжного гражданства) будут в июне отмечены Государственной премией РФ.

Специальный номер (3-4) красноярского журнала "День и ночь" посвящен Виктору Астафьеву (фрагменты незавершенной прозы, записные книжки, воспоминания и статьи о писателе).

Евгений Попов верен себе в романе "Мастер Хаос"* ("Октябрь") - фрагментарность, пародийность, улыбчивость, простодушие и игра в него, культивация "как бы новых форм" и обаяние (позднее роман выпустит "МК-Периодика"). В остальных журналах пусто - радуют лишь поэтические подборки Инны Лиснянской ("Знамя") и Владимира Салимона ("Октябрь").

"Время" выпускает первую книгу Николая Якушева - "Место, где пляшут и поют"* (составившие ее бесшабашные и трогательные повести доктора из города Вольск ранее печатались журналом "Волга"). "Вагриус" выдает уже третий за последние годы томик Людмилы Петрушевской - "Где я была". У "Захарова" издан бестселлер 1830-х годов - "Иван Выжигин" Фаддея Булгарина (с приложением незадачливого сиквела "Петр Выжигин", но без комментариев).

Май

Урожай на сильные рассказы - "Неадекватен" и "За кого проголосует маленький человек" Владимира Маканина в НМ, там же подборка Бориса Екимова "На хуторе", "четырехчастный триптих" Александра Хургина "И они разошлись..." в ДН, "О. Ф. Н. (опыт истолкования)" Марины Вишневецкой в "Знамени". Да и со стихами не худо - Инна Лиснянская в ДН, Евгений Рейн в НМ и "Знамени", в "Знамени" же Олег Чухонцев ("- Кые, кые! По колена стоя в воде..."), Светлана Кекова и Елена Тиновская, в "Октябре" верлибры Людмилы Петрушевской из продолжающегося "Карамзиндеревенского дневника". Главная радость связана с тем же журналом, где Андрей Геласимов (ярко заявивший о себе в 2001 году) повестью "Жажда" подтверждает: в литературу пришел талант, которому под силу даже такие опасные темы, как жизнь солдат, вернувшихся из Чечни.

В "Вагриусе" выходит сборник причудливых до провокационности рассказов Николая Кононова "Магический бестиарий", а в серии "Оригинал" ("ОЛМА") - странный роман Андрея Левкина "Голем. Русская версия" (в книгу вошли также несколько рассказов и блестящий памфлет, посвященный "русскому Голему XIX века", П. Я. Чаадаеву - "Крошка Tschaad"). Ad Marginem выбрасывает на рынок "Лед"* Владимира Сорокина. (Очень скоро "Лед" и Сорокина вообще возлюбит братия газеты "Завтра": роман будут хвалить за "наезд" на Чубайса, а Сорокина - вкупе со "свободой слова" - защищать от "путинского тоталитаризма".)

Значимые издания "близкого наследия" - двухтомник "Поденных записей" Давида Самойлова ("Время")* и эмигрантские письма Анатолия Кузнецова матери ("Захаров")*. Недавнее прошлое оживает в дневниках Марка Харитонова, составивших его "Стенографию конца века" (НЛО).

Народ набрасывается на двухтомное "Внеклассное чтение" Бориса Акунина.

Июнь

В "Знамени" - "Нельзя. Можно. Нельзя" Нины Горлановой, истовый и редкостно чисто звучащий роман-исповедь, вобравший всю жизнь писательницы. Там же подборки стихов Тимура Кибирова и Геннадия Русакова. НМ суетливо пытается одолеть скуку пародийной (во всех смыслах, а попросту - бессмысленной) "трагедией" Бориса Акунина "Гамлет. Версия". В "Москве" занятная повесть Алексея Варламова "Звездочка", в ДН - симпатичная "сюита" Елены Холмогоровой "Картинки с выставки".

"Вагриусом" издан сборник Дарьи Симоновой "Половецкие пляски" (молодой прозаик достоин большего внимания, чем пока выпало на его долю). "Пушкинский фонд" выпускает "Успехи ясновидения. (Трактаты для А.)", сборник историко-литературных эссе (темы - от исландских саг до Бродского) трагедийно элегантного Самуила Лурье.

"Господин Гексоген" Александра Проханова получил-таки "нацбест". А русская литература и Россия - плевок в душу.

Июль

"Знамя" печатает неоконченный (прерванный смертью автора) роман Юрия Давыдова "Таков вам предел положен" (о датской принцессе Дагмар, ставшей женой Александра III и матерью Николая II); здесь же в "конференц-зале" обсуждается проза Давыдова. В ДН - роман Дмитрия Стахова "Арабские скакуны", по началу кажущийся стандартной "современной историей" (бизнес, криминалитет, тоталитарные секты, воспоминания о былых пьянках-гулянках), но затем обретающий повествовательную энергию и смысловую глубину (позднее выйдет под эгидой "Оригинала"). Рената Гальцева публикует в НМ статью "Тяжба о России", глубокий анализ как "новых мифов" о нашей стране, так и ключевых вопросов, поставленных ныне историей перед Отечеством.

В "олминском" "Оригинале" выходит роман доселе неизвестной Елены Съяновой "Плачь, Маргарита"*, наш вклад во всемирную кампанию по "очеловечиванию" Гитлера и его присных.

Владимир Войнович продолжает начатую романом "Москва 2042" тяжбу с Солженицыным, выпустив в "ЭКСМО" "Портрет на фоне мифа"*. Библиотека "свежих воспоминаний" пополняется книгой Николая Климонтовича "Далее везде"* ("Вагриус"), ворохом баек о литераторско-плейбойском житье-бытье 70-х - начала 80-х годов.

В БПБС изданы "Стихотворения" Корнея Чуковского* (плод многолетней работы Мирона Петровского) и "Стихотворения" (наиболее полный корпус) Владимира Набокова. Опубликован первый том Собрания сочинений и писем Евгения Баратынского (М., "Языки славянской культуры"), с выверенными и откомментированными текстами стихов 1818-22 годов.

Объявлен список соискателей премии "Букер - Открытая Россия" - 32 романа, из которых 15 вполне конкурентоспособны. Председатель жюри Владимир Маканин в интервью и отчетливо слышных кулуарных разговорах не скрывает своих предпочтений.

Август

В журналах - штиль. НМ, продолжая линию "веселухи" одаривает злобным до истерики, "продвинутым" до интернетовских забав и вторичным до тошноты сценарием-памфлетом Дмитрия Галковского "Друг Утят". В "Знамени" зачинается тягучий (и похожий на все сочинения этого автора) "философский" роман Владимира Шарова "Воскрешение Лазаря". Афанасий Мамедов в ДН вновь пытается завершить свою "бакинскую сагу"; на сей раз - смелым (не только на печальном летнем фоне) романом "Фрау Шрам" (о том, как не задаются "каникулы" в свободном Азербайджане начала 90-х бывшему бакинцу). Настоящая отрада - четыре стихотворения Михаила Поздняева в НМ (войдут в его книгу "Лазарева суббота").

В издательствах тоже штиль. Исключение - "ОГИ", наконец выпустившее сборник Сергея Солоуха "Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева"* - кроме замечательного заглавного романа (выходил в 1996 году в Кемерово минитиражом) и известных "Картинок", в книгу вошел новый цикл "Разное". "Вагриус" пытается вывести в "интеллектуальные бестселлеры" роман Сергея Буртяка "Кот"* (скорее забавно, но оригинал Шарля Перро лучше).

Сентябрь

С шумом проходит 15-я Московская международная книжная ярмарка. Публика давится за "эксмошной" книжкой про Таню Гроттер (говорят, у нее и "автор" есть) и "олминской" халтурой Александра Бушкова "Д'Артаньян - гвардеец кардинала"*. Сей "роман-эхо" доказывает, что стопроцентную пошлость можно сделать даже из "Трех мушкетеров", книги, прикосновение к которой "вытягивало" любую театрально-музыкально-киношную лабуду. "ОГИ" продвигает свою прозаическую серию. И радует двухтомником "Трудов по нематематике"* математика Владимира Успенского ("нематематика" - это лингвистика, семиотика, история науки, мемуары и проч.). "Русский журнал", отпраздновав пятилетие, воздвигает памятник себе в виде сборника лучших эссе "Бег по кругу"*. "МК-Периодика" обзаводится "Современной библиотекой для чтения" (куратор Игорь Клех), где выпускает аж семь книг.

"ОЛМА-ПРЕСС" закрывает серию "Оригинал". Инициатор и куратор серии Борис Кузьминский покидает издательство.

В НМ наконец-то появляется сильная проза - масштабный и внутренне музыкальный роман Ирины Полянской "Горизонт событий", история о том, что такое история вообще и история русского ХХ века в частности. ДН наряду печатает обаятельный ретро-роман Елены Гиляровой "Учитель с царским именем" (Москва начала прошлого столетия, террористы, сановники, добрые обыватели, паутина провокаций и симпатичный, мужественный и неглупый, земский учитель). В "Октябре" поминают Фридриха Горенштейна.

На телеканале "Культура" запахло словесностью: возникают ежеутренний "Порядок слов" (автор и ведущий - критик Николай Александров) и программа "Экология литературы".

Октябрь

В соименном месяцу журнале опубликован "Опыт принадлежания" Марины Вишневецкой: "принадлежание" - к еврейству, опыт - соответствующий, то есть очень страшный, рассказ - выше любой оценки. Здесь же печальная, веселая и умная "Стрела Голявкина" Людмилы Бубновой - еще одно поминовение еще одного ушедшего (но оставшегося!) писателя. Анатолий Азольский, не удовольствовавшись "Диверсантом", публикует в ДН повесть "Белая ночь", достойную тех же комплиментов, что и роман. В НМ - царство живых (и чуть скучноватых на сей раз) классиков: Кушнер, Екимов, Рейн. И искрометная статья Вл. Новикова "Алексия: десять лет спустя" - о том, что критик все-таки должен любить литературу, каковая у нас есть. Публикация этой (из лучших за год) статьи чуть отстает по времени от книги того же автора "Высоцкий" ("Молодая гвардия", серия "Жизнь замечательных людей"), примера красивой победы над популярным и коварным жанром. Другая удача критика в "Знамени", где Сергей Чупринин статьей "После драки" выявляет причины и подводит мрачные для итоги "гексогенового" беснования.

А между тем в повестке дня новое безобразие - шорт-лист премии "Букер - Открытая Россия": "Синдром Фрица" Дмитрия Бортникова, "<НРЗБ>" Сергея Гандлевского, "Любовь к отеческим гробам" Александра Мелихова, "Лечение электричеством" Вадима Месяца, "Карагандинские девятины" Олега Павлова, "Лед" Владимира Сорокина. И специальное заявление жюри в защиту свободы слова и Сорокина. И специальное заявление члена жюри Валентина Лукьянина о том, что он против включения Сорокина в шорт-лист, а защищать автора "Льда" не от чего. И кулуарные заявления других членов жюри, что Сорокин им не нравится, но надо же бороться с тоталитаризмом. Кажется, никому не приходит в голову, что оскорбили судьи не только русскую литературу, но и писателя Владимира Сорокина. Где уж тут думать о том, что Бортников - типовой "молодой назначенец", Месяц - чистой воды графоман, а любой итог "букериады-2002" будет припахивать гнильцой?

Зато "Академический проект" приступил к изданию двадцатитомного Собрания сочинений и писем Афанасия Фета!

Ноябрь

Пробил "час прозы" и в "Звезде", где печатается истинно смешной (и очень грустный") "Камикадзе" Михаила Панина, роман о фантастических приключениях морского летчика, сквозь которые просвечивают его реальные бедования в постсоветском мире. В "Знамени" еще один "опыт" Марины Вишневецкой, на сей раз - "А. К. С. (Опыт любви)", потребовавший не рассказа, а повести. В НМ - безжизненный "Нубук" Романа Сенчина, прошлогодней "надежды русской литературы" (жалостливая история о том, как соименный автору герой пробовал себя в "малом бизнесе"). "Октябрь" завершает публикацию мемуарной книги Дмитрия Бобышева "Я здесь".

НЛО выпускает "Заметки о чаепитии и землетрясениях" Леона Богданова (1942-1987), питерского художника и писателя, отмеченного в 1985 году премией Андрея Белого. Здесь же выходит "Готический роман в России" - незаконченная фундаментальная монография Вадима Вацуро, над которой он работал всю сознательную жизнь; книга подготовлена вдовой великого литературоведа Тамарой Селезневой. (Историко-литературную работу такого уровня и масштаба мы увидим не скоро.) Станислав Рассадин издает в "Тексте" "жесткую и сентиментальную" книгу "Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали", реквием подсоветской литературы. Леонид Зорин складывает свои пьесы последних лет (а среди них "Граф Алексей Константинович", "Пропавший сюжет" и его "Развязка", "Перекресток", продолжающий "Варшавскую мелодию"!) в книгу "Под занавес тысячелетия"* (М, ГИТИС). Никому прежде неведомые Андрей Жвалевский и Игорь Мытько просыпаются знаменитыми авторами "Порри Гаттера и Каменного философа"* ("Время"), увлекательной пародии сами знаете на что. Наступление зимы и нового сезона "раздачи слонов" знаменует ярмарка интеллектуальной книги Non/fiction.

Декабрь

Non/fiction шумит во всю ивановскую. Семинары, дискуссии, фуршеты. Море книг (особенно - переводных), некоторое количество новинок, среди которых выделяются "Литературный путь Марины Цветаевой" Ирины Шевеленко (НЛО; на сегодня лучшая монография о Цветаевой), сборник стихов Веры Павловой "Вездесь" и "Лазарева суббота"* Михаила Поздняева (обе - "Захаров"). Премию Андрея Белого получают поэт Михаил Гронас ("Дорогие сироты"), прозаик Эдуард Лимонов ("Книга воды"), венгерский литературовед Лена Силард ("Герметизм и герменевтика"), философ Вардан Айрапетян ("Толкуя слово. Герменевтика по-русски") и Дмитрий Кузьмин (за общий вклад и все хорошее). По традиции НЛО выпускает сборники поэтов, претендовавших на премию Белого прежде - "Избранные стихотворения" Василия Филиппова (лауреат 2001 года), "Фрагменты королевства" Александра Анашевича, "Избранное" Владимира Кучерявкина.

Уже после Non/fiction поэтическая коллекция "ОГИ" пополняется сборниками "культовых" в младолитераторской среде Елены Фанайловой ("Трансильвания беспокоит") и Дмитрия Воденникова ("Мужчины тоже могут имитировать оргазм") и книгой Инны Лиснянской "В пригороде Содома". В "пушкинофондской" серии "Автограф" появляются "Кустарник" Александра Кушнера, "Красавица и птица" Елены Тиновской, "Шалтай-Болтай. Свободные стихи" Тимура Кибирова.

В НМ рассказы из "Книги для тех, кто любит читать", пробудившегося от двухлетней работы над телесериалами Алексея Слаповского. В "Знамени" умный и страшный роман Леонида Зорина "Юпитер" (об актере, что должен сыграть "отца народов" и постепенно в него превращается") и последняя проза Феликса Светова (рассказ "Воля" и фрагменты неоконченной повести "Рязаночка"). В ДН "Маленькие трагедии. Или не трагедии" Александра Хургина.

Премию "Букер - Открытая Россия" получает за "Карагандинские девятины" Олег Павлов. Кто написал "рассказ года" (премия Юрия Казакова), "повесть года" (премия Белкина) и "шедевр года" (премия Аполлона Григорьева), узнаем в январе-марте года нового. На "григорьевку" выдвинуто 23 сочинения, многие из которых упомянуты на этой странице. Но, увы, не выдвинуты яркие романы Нины Горлановой, Афанасия Мамедова, Михаила Панина, Ирины Полянской. Как и прекрасные поэтические книги Инны Лиснянской, Михаила Поздняева, Тимура Кибирова (они только-только легли на прилавки). Грустно. Как и от многого иного в нашем литературном обиходе. Но, во-первых, все мелкие и крупные пакости не могут пересилить того чувства счастья, которым многажды одаривали нас в уходящем году лучшие писатели России. А во-вторых... Процитирую-ка я напоследок еще раз Кибирова: Не твое собачье дело/ безответственно брехать!/ А твое собачье дело/ Дом от урок охранять... Пусть и дальше тяжкий слон/ шествует путем железным,/ в буйстве мосек бесполезном/ есть, товарищи резон!

23/12/02


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]