Русская поэзия 1960-х годов

Престиж на прокат

За последнее столетие своего существования человечество изобрело множество способов наглядного обозначения статуса отдельной личности — это бренды, признаки определенного уровня жизни и принадлежности к определенной касте, определенному сословию. Стремление обладать брендом — не просто абстрактная жажда выделиться из толпы, но своеобразный способ самоидентификации, который, впрочем, может быть имитирован: ипотечные квартиры в престижном районе, аренда лимузинов, часы Patek Philippe в лизинг… Все эти опять же способы придуманы человеком для того, чтобы изобразить собственный статус, не обладая им на самом деле. Но, как ни странно, они работают — причем не только для окружающих, которые не подозревают о долгом и сложном оформлении документов на ипотеку и принимают на веру очевидность того, что квартира в центре Москвы действительно свидетельствует о статусе ее обладателя. Самое смешное в этом парадоксальном действии механизмов человеческого сознания — то, что имитирующий собственное благополучие начинает верить в него сам.

Обладание желанным брендом, вещью с именем поразительным образом меняет самоощущение и самоидентификацию человека. В определенном смысле лимузины, часы, бриллианты, яхты и даже обычные пластиковые карты с надписью «Visa Gold» оказывают на своего носителя действие, сравнимое со архаическими амулетами. Эти вещи оказываются наделены странной мистической силой, вдыхая в хозяина уверенность, харизму, властность и самообладание. Естественно, эти волшебные свойства не присущи им изначально: магией наделяет их человеческое сознание, соотносящее определенные гаджеты или бренды с вполне конкретной и властной силой, с высоким статусом, с богатством и успехом.

Таким образом, получается замкнутая цепочка: человеческое сознание — бренд или гаджет — человеческое сознание. Мы сами порождаем новых божеств, которые осеняют нас своей милостью по нашей же воле. И в этом смысле нет никакой разницы, действительно ли в нашем гараже стоит личный лимузин или мы воспользовались услугой «заказ лимузинов» на один день. Прием сработает. Неслучайно лимузины или вечерние платья берут на прокат в случае действительно важного и торжественного события: свадьбы, например. И прокатные гаджеты призваны осенить своей силой последующую счастливую и богатую — так, по крайней мере, предполагается в этот момент — жизнь будущей семейной пары.