Русская поэзия 1960-х годов

Обмен подарками

Ритуальная основа древней традиции дарить подарки связана с началом формированием социальных связей в обществе, с выстраиванием структуры социального обмена. Сам по себе подарок, преподнесенный просто так или к определенному празднику, не подразумевает явной выгоды или ожидания обратного подарка от одаряемого, но так или иначе эта потенция присутствует в акте дарения и имеется в виду обоими агентами этого специфического ритуала. Специфическая отрасль антропологии — «подарочная экономика» строится на изучении этой своеобразной формы социального обмена.

Еще в начальные этапы формирования государства наделенному властью вельможе или чиновнику на каждый праздник дарились подарки оптом от всевозможных партнеров или просителей, каждый из которых смертельно оскорбился бы при обвинении в попытке дать взятку: так как по умолчанию подарок, естественно, преподносится «от всего сердца» и даритель не требует ничего взамен. Однако более милостивый взгляд или успешный контакт был обеспечен именно тому, кто «угадал» с подарком: неслучайно подарок длительное время был эвфемизмом взятки.

Тот же принцип активно работает и вне властной иерархии: в одной социальном поле или в близкородственном кругу. При внимательном рассмотрении «подарочных» традиций современного общества легко выясняется, что для акта дарения важен не только «подарок здесь и сейчас», но его вписанность в своеобразную «подарочную историю». При выборе подарка неизбежно учитывается, что дарилось родственнику/другу/знакомому в прошлый раз, что было получено в ответ. С подарками связаны регулярно возникающие истории обид (я подарил ему такое дорогое, а он отделался бутылкой и т. п.), исследования на тему, что положено дарить по разным поводам в разных социокультурных стратах, мучения, связанные с выбором подарка и т. д. Современная культура окружает подарки культом и особыми ритуалами, когда любой праздник превращается в повод для магазинного самоистязания: закупаются подарки оптом для всех знакомых, поддерживаемые истерией в средствах массовой информации и предпраздничными ожиданиями.