Русская поэзия 1960-х годов

Современные свадебные традиции

Часть 3

В отличие от голливудских мелодрам, в сценариях авторского кинематографа свадьба предстает не в традиционном обрядовом антураже, а отталкивается от него в стремлении перевернуть мелодраматические схемы репрезентации свадебных тем и мотивов. Ирония, играющая существенную роль в «постмодернистском» кино, реализуется в переворачивании традиционного сюжета: так, например, в фильме «Убить Билла» вместо привычной свадьбы - счастливого финала появляется свадьба как трагическая завязка всего действия. Фильм «Кровавая свадьба» Карлоса Сауры заканчивается в соответствии с названием, а окровавленное свадебное платье – один из самых распространенных приемов, неизменно сильно воздействующих на человеческое подсознание. Альтернативное кино активно работает с темой свадебных бед и несчастий, доводя их до последней крайности и не планируя счастливого финала. Отдельной темой «другого кино» становятся национальные свадьбы: например, в фильме Эмиля Кустурицы «Черная кошка, белый кот» организация свадьбы ничем не напоминает Голливуда, превращаясь в сюрреалистическую феерию.

Однако постмодернистские приемы начинают заимствоваться массовой культурой: это один из самых характерных ходов в современной развлекательной индустрии. Вариацией традиционного свадебного сюжета является, например, распространенный сценарий, начинающийся со случайной свадьбы или свадьбы, заключенной из корыстных соображений. Однако по мере развития действия «мнимый» брак превращается в истинный: герои проникаются друг к другу настоящими чувствами. Иронический вариант такого сюжета разворачивался еще у Пушкина в «Метели», теперь же активно эксплуатируется и Голливудом, и российским кинематографом. Вообще тема мнимости, обмана, иллюзии – одна из самых распространенных в свадебных сюжетах, и к ней мы еще вернемся.

Другой возможный постмодернистский поворот, постепенно перекочевавший в популярные мелодрамы, - это появление своеобразной мета-позиции по отношению к свадебной церемонии. В центре фильма в таких случаях оказывается не жених и невеста, а герой, чьи функции – организация свадеб (фильм «Организатор свадеб» / The Wedding Planner (2000)) или участие в ней в качестве наемного работника («Певец на свадьбе» / The Wedding Singer (1998)). К этой же категории можно отнести и фильм «Незваные гости» (The Wedding Crashers (2005)). Однако, несмотря на использование постмодернистского приема, мета-позиция не отменяет все же счастливого традиционного финала: от голливудских схем никуда не денешься, и, хоть герои и отказываются заказывать прокат лимузинов, а свадебные платья гораздо скромнее, happy end непременно присутствует.