Весенняя школа - 2005
Мифология как система
Работы
Е.С. Антонова
Мифологические образы и мотивы в
повести А.А.Погорельского «Лафертовская маковница» (к специфике
бытования и художественного воплощения)
Одна из основных тенденций развития культуры XX века –
активное обращение к различным формам мифомышления и
мифотворчества. Представления об особой роли, которую в
становлении художественной литературы играют мифология и
фольклор, складываются в российской науке еще в XIX веке (работы
А.Н.Веселовского – крупнейшего представителя «этнографической
школы» в отечественной науке и др.) ; затем продолжаются в XX
веке («Диалектика мифа» А.Ф.Лосева, «Русская литература и
фольклор» А.Д. Соймонова, В.Э. Вацуро, «Миф – имя - культура»
Ю.М. Лотмана, исследования Е.М.Мелетинского, работы М.Н.Эпштейна
и др.)
Предметом нашего исследования является повесть
А.А.Погорельского «Лафертовская маковница», где мы выделяем две
культурных традиции: литературную (в первую очередь, связанную с
романтизмом) и фольклорную, в русле которой представлены
мифологические сюжеты и образы. Этнокультурные варианты
мифологических универсалий будут рассмотрены в сравнении с
материалами, полученными нами в результате полевых исследований
2002-2003гг. на территории Северного Прикамья.
Автор повести – Антоний Погорельский - считается одним из
создателей русской фантастической повести. Наиболее известное из
его произведений, фантастическая повесть «Лафертовская маковница»
была написана в 1828 г. и высоко оценена читателями,
современниками писателя, в том числе и А. С. Пушкиным. Здесь
сочетаются сказочные элементы с точно выписанным бытом московских
окраин («Лафертово» - просторечие от Лефортово). В произведении
исследователи выделяют прежде всего литературную романтическую
традицию, которая восходит к Э.-Т.-А. Гофману и В.А.
Жуковскому.
Среди немногих современных литературоведов, которые упоминают
в своих работах имя А.Погорельского, В.М. Маркович,
А.Б.Ботникова, Н.Л.Степанов, А.Н.Николюкин.В.М. Маркович
традицию Гофмана прежде всего видит в образах «черного кота,
способного к перевоплощениям» и «страшной колдуньи, забавно
совместившей чародейство с обыденными профессиями рыночной
торговки и платной гадалки»1. Н.Л.Степанов
также указывает на связь с Гофманом: «Двойниками изобилуют
повести Гофмана и его русских продолжателей: А.Погорельский,
В.Ф.Одоевский»2. А.Б.Ботникова в работе «Э.Т.А.
Гофман и русская литература» отмечает: «наиболее выпуклой
фантастической фигурой выступает черный кот бабушки – колдуньи.
У Гофмана гротескные образы часто связаны с мыслью о
проникновении животных инстинктов в человеческий мир. Самый яркий
из этих образов – знаменитый кот Мурр. Погорельский мог и не
знать романа Гофмана, но создал образ, типологически близкий
ему»3.Исследователь подчеркивает, что у Жуковского
писатель наследует «возвышенную прямолинейность в трактовке
основных законов бытия»4.
Специальных работ, рассматривающих фольклорные элементы в
творчестве А.Погорельского, нами не обнаружено. Исследователи,
которые так или иначе упоминают имя писателя, к фольклорной
традиции относят характерную для волшебной сказки схему финала и
«легкий оттенок морализации»5. Приведем высказывание
Марковича В.М.: «Финал, в котором страшные силы зла посрамлены, а
к достойному этого человеку разом приходят счастье и
благополучие, напоминает концовки народных волшебных сказок.
Заметны здесь (особенно в изображении «нечистой силы») и
некоторые приемы, свойственные быличкам. Однако в конкретном
наполнении традиционной схемы чувствуется присутствие иной
художественной стихии»6 (традиции Жуковского).
На наш взгляд, в повести, помимо литературной традиции,
принципиально важной является фольклорная традиция, отражающая
народные представления о колдовстве (образы колдуньи и черного
кота, комплекс мотивов «Смерть колдуна», обряд), представления о
смерти и о душе умершего и т.д. На наш взгляд, в данном
произведении представлена достаточно целостная картина мира,
которая охватывает «мироздание во всех его природных,
культурных и человеческих измерениях»7.
Одним их главных образов повести «Лафертовская маковница»
является черный кот колдуньи. По сюжету он
помощник колдуньи; в этом отражается универсальная литературная и
мифологическая традиция. По нашим наблюдениям, в современных
народных магических представлениях сохраняется устойчивый мотив
(черный кот – помощник колдуна/ колдуньи).
В 2002 – 2003гг. мы принимали участие в экспедиционных
исследованиях на территории Северного Прикамья, где наше внимании
привлекли примечательные (в связи с текстом Погорельского)
факты: в с.Москвино Кудымкарского района у «знающей» женщины
Поповихи живет черный котенок Чуд (или Бесенок). У подруги
Поповихи Марфы, также «знающей», есть кот Степан Иванович,
которому местные жители приписывают человеческие качества
(поведение, привычки). Кот «знающей» воспринимается как особенное
существо, часто как «заколдованный» человек. Подобное мы находим
и в повести: черный кот колдуньи по сюжету превращается в жениха
Маши Аристарха Фалелеича Мурлыкина. А.С.Пушкин особо отметил этот
образ: «…Что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним
духом всю повесть, теперь только и брежу
Мурлыкиным»8.
Литературоведы (А.Б. Ботникова , В.М. Маркович ) однозначно
связывают образ кота у Погорельского с немецкой романтической
традицией (Гофман). Однако мы полагаем, что образ черного кота –
«Аристарха Мурлыкина» в большей мере основывается на фольклорной
традиции. В связи с этим, мы выделяем следующие функции
мифологического образа кота в художественном мире
А.Погорельского:
- Кот- помощник колдуньи. Так, во время обряда «старуха начала
ходить вокруг стола…перед ней плавно выступал черный кот с
сверкающими глазами и с поднятым вверх хвостом <…> Трижды
три раза старуха обошла вокруг стола, продолжая таинственный
напев свой, сопровождаемый мурлыканьем кота»9.
В традиционной коми-зырянской и коми-пермяцкой мифологии
кошка / кот (КАНЬ) «считается женским животным…Черная кошка
используется в магической практике»10. Эта функция
традиционна и достаточно частотна в современном фольклорном
бытовании.
2. Кот – проводник.
Кошка / кот может переходить границы между познанным,
освоенным пространством и новым, непознанным. Универсальная
традиция: при вселении в новый дом первой пускают кошку.
«Кошку-то обязательно надо первой в новый дом пустить, а потом
уж только самим заходить» (К.Г.Пестова – 1924 год рождения, село
Верх-Иньва).
Согласно положениям структурно-семиотической школы,
художественное пространство повести можно разделить на
мифологическое (двор старухи) и бытовое (все, что находится за
пределами). Границей являются ворота. «Любимый черный кот, каждое
утро провожающий старуху до ворот и каждый
вечер её встречающий»11 (курсив наш - Е.А.)
Одним из главных свойств мифологического пространства является
его «качественная неоднородность, наличие в нем сакрального
центра и потенциально враждебной периферии»12. В
повести : центр – дом Лафертовской маковницы. По М.Ю.Лотману:
«выделяются две группы персонажей – подвижные и неподвижные. Для
неподвижных переход через границы запрещен. Подвижный персонаж-
лицо, имеющее право на пересечение границы»13. В
повести таким «подвижным персонажем» и будет кот колдуньи.
- Кот- хранитель знаний и учитель. Бабушка говорит Маше: «Он
научит тебя той науке, которая помогла мне накопить себе клад;
общими вашими силами он нарастёт еще вдвое»14.
- Кот- воплощение дьявола, сатаны. « По некоторым
представлениям в образе черного кота появляется
дьявол»15. Современное бытование этих представлений:
«Черный кот-это сам дьявол. У него ведь когти как у сатаны»
(Р.В.Ермакова – 1937 г.р., с.Верх-Иньва). В повести мы находим
аналогичные представления: «иные божились, что любимый черный
кот, каждое утро провожающий старуху до ворот и каждый вечер ее
встречающий, не кто иной, как сам нечистый
дух»16.
- Кот – жених. Черный кот колдуньи впоследствии превращается в
жениха Маши Аристарха Мурлыкина. Здесь можно выделить и функцию
посредника: только выйдя замуж за кота (Мурлыкина), Маша сможет
обладать сокровищами колдуньи, закрепиться в волшебном
пространстве. Брак человека с животным был характерен для
архаического сознания. «На той ранней стадии художественного
сознания, когда человек еще не выделял себя из остального
животного мира, <…> брак человека со зверем считался
явлением ординарным, что нашло свое отражение в мифах разных
народов»17.
Центральный образ повести – Лафертовсеая маковница –
колдунья. Ее образ функционирует в 2-х
пространствах: бытовом («промысел ее состоял в продаже медовых
маковых лепешек») и магическом, ритуальном («но этот промысел
старушки служил только личиною, прикрывавшею совсем иное
ремесло»18). Люди в округе считали Лафертовскую
маковницу ведьмой и боялись ее. В современной народной культуре
широко бытуют тексты о колдунах. «Да, есть у нас тут колдунья.
Она так говорит: «Я на плохо делаю, дак меня вечно будут
вспоминать. Ее вся деревня боится. Она не может долго смотреть на
людей» (А.П.Ковыляева – 1936 г.р., с.Верх-Иньва).Это объясняется
тем, что, по представлениям коми-пермяков, «окружающий мир
отражается в глазах колдуна в перевернутом виде. Чтобы скрыть
это, колдуны избегали смотреть людям в глаза»19.
Известно, что в народной культуре «знающие» наделяются
сверхъестественной магической силой, которую они использовали
как «на пользу», так и «во вред», «могут насылать порчу или
«поветрище». «Болезни-то от людей бывают. Это порча. Нашепчут
злые люди, пустят по ветру и тебе попадет. Может везде болеть,
куда попадет это» (Л.М.Харина – 1929 г.р., с.Москвино).
Лафертовская маковница тоже «насылает порчу»: «сын доносчика,
резвый мальчик, бегая по двору, упал на гвоздь и выколол себе
глаз; потом жена его нечаянно поскользнулась и вывихнула себе
ногу; наконец, в довершение всех несчастий, лучшая их корова, не
будучи прежде ничем больна, вдруг пала»20.
Также, по народным представлениям, знахарь/ колдун может
превращаться в различных животных: медведя, волка, лягушку,
ворона и др. На наш взгляд, Лафертовская маковница превращается в
финале повести в жабу: «Толстая жаба с отвратительным криком
бросилась к ней навстречу, но Маша перекрестилась и с твердостию
пошла вперед»21. Возможно и другое толкование. Маша –
внучка Лафертовской маковницы, возможная преемница. По сюжету
повести именно ей старуха должна была передать свои знания. «По
коми-пермяцким поверьям, завершающий курс обучения у опытного
колдуна, в качестве последнего испытания должен был ночью явиться
в баню. В полночь там появлялась гигантская лягушка, вызванная
колдуном-наставником, разевала огромную пасть, в которую
испытуемый должен был войти и пройти сквозь
нее»22.
С мифологическим образом колдуньи в повести связаны детально
описанные магические обряды и целый комплекс мотивов «Смерть
колдуна»: предчувствие, смерть, похороны, видения.
- Обряд и предчувствие смерти
В «фольклорном тексте» повести представлен комплекс обрядовых
действий: это и приворот жениха, и передача магических традиций.
Само описание обряда в повести нельзя назвать полным и точным
прежде всего потому, что он показан глазами испуганной молодой
девушки. Слова бабушки после проведения обряда: «Поздравляю тебя
с женихом!..»23 подчеркивают направленность обряда на
приворот жениха.. Следующее, о чем говорит старуха:
«Маша, я чувствую, что недолго мне осталось жить на белом свете
<…> Ты, моя Маша, ты после меня обладать будешь моими
сокровищами»24.. Эти слова иллюстрируют другую цель
обряда - передачу магической традиции. Как известно,
колдун может умереть только тогда, когда передаст свои знания;
это встречается повсеместно и до сих пор: «Колдуны не могут
умереть, пока не передадут дар» (Г.Г.Нилова – 1927г.р.,
с.Москвино).
В обряде присутствуют универсальные элементы: «Старуха начала
ходить кругом стола и протяжным напевом произносила непонятные
слова»25. Время проведения обряда также традиционно –
это полночь. «Возникновение из хаоса космоса (ситуация
абсолютного мифологического прошлого) прямо воспроизводится в
обряде (т.е. «в настоящем»), когда устанавливается соответствие
ритуального и мифологического времени. Следовательно,
происходит возвращение из «настоящего» в «прошлое», причем обе
«нулевые точки» - начало времени и центр пространства – в
определенных случаях совпадают»26.
Как правило, в народной культуре работает механизм передачи
магической традиции по женской линии, через поколение. В повести
Погорельского он не реализуется: Маша все же отказывается принять
«сокровища» бабушки.
Смерть старухи наступила на следующую ночь после обряда. «В
эту ночь что-то необыкновенное происходило в ее доме. Сильная
буря, говорят, бушевала около хижины, тогда как везде
погода стояла тихая; собаки со всего околотка собрались
перед ее окном и громко выли < …> с самого
Введенского кладбища прыгающие по земле огоньки длинными
рядами тянулись к ее дому и , доходя до калитки, один за
другим, как будто проскакивая под нее, исчезали. Необыкновенный
шум, свист, хохот и крик, говорят, слышен был в ее доме
до самого рассвета»27. Здесь отмечены все
традиционные приметы как смерти вообще, так и смерти колдуна;
некоторые из них встречаются и в литературной традиции ( ветер,
буря, вихрь, метель и т.д.).
«Услужливые соседки успели её (старушку) омыть и одеть в
праздничное платье <…> старушка лежала на столе. В головах
у ней сидел дьячок и читал псалтырь. Онуфрич послал купить
восковых свеч, заказал гроб, распорядился, чтоб было что попить и
поесть желающим проводить ночь у покойницы »28. Эти
элементы похоронного обряда традиционны. «Когда же стали
поднимать гроб, то он сделался так тяжел, как будто налитой
свинцом, и шесть широкоплечих почтальонов насилу могли его
вынесть и поставить на дроги. Лошади сильно храпели, и с трудом
можно было их принудить двигаться вперед»29 Для
народной культуры характерно представление о том, что гроб с
телом колдуна очень тяжелый ; одно из записанных нами
объяснений: «вместе с колдуном всех чертей хоронят» (З,Д.Зубова
– 1925 г.р., с. Москвино).
После смерти колдуньи у Ивановны и Маши начались видения. Во
время молитвы, когда «на уме у них были сокровища», «вдруг они
обе вздрогнули в одно время… Им показалось, что покойница с улицы
смотрит к ним в комнату и им кланяется!»30 Видения
продолжились после того, как семья Онуфрича переехала в дом
старухи. «<…> лишь только настал вечер, как пронзительный
свист раздался по комнатам и ставни застучали
»; «она внятно слышала, что кто –то ходит по комнате и
тяжело вздыхает… Потом как будто дверь отворилась и
заскрипела»31 Душа Лафертовской маковницы не
может уйти, не может успокоиться, потому что магические знания не
переданы преемнице – Маше. Скрипы, шорохи, стуки – все это
относится к традиционным знакам, которые «подает душа с того
света». В ходе полевых исследований, мы неоднократно фиксировали
тексты о душе умершего человека: «Слышала я в доме шаги чьи-то,
шорохи; потом будто в дверь кто-то вышел, а никого не видела. Это
душа приходила.» (Л.Д.Хозяшева – 1928г.р., с.Москвино).
Что касается толкования финала произведения, то В.М.Маркович
считает, что «в финале «Лафертовской маковницы» зло не просто
побеждено, оно вдруг исчезает как наваждение или
сон»32. . На наш взгляд, зло поэтапно побеждается и …
:
- Маша бросает ключ, который ей дала колдунья, в колодец,
отказываясь таким образом от «сокровищ» бабушки. В повести
колодец также является своеобразным сакральным центром.
Традиционной является тесная взаимосвязь колдуна с водной
стихией. Когда Маша шла к колодцу «вихрь поднялся
вокруг нее…толстая жаба с криком бросилась к ней прямо
навстречу… послышался жалобный вопль как будто выходящий
с самого дна…черный кот сидел на срубе и мяукал унылым
голосом»33.
Здесь представлены те же приметы, которые сопровождали смерть
колдуньи. Таким образом, можно говорить о «второй смерти»
колдуньи.
- «В то самое время, когда венчали Машу, потолок в
лафертовском доме провалился и весь дом
разрушился»34. Чистое, светлое чувство-
любовь Маши к молодому Улиану (описанная в литературной
романтической традиции) - разрушает «нечистый» дом
колдуньи.
Литературная и фольклорная традиции органично сочетаются в
повести А.А.Погорельского «Лафертовская маковница», несомненно
повлиявшем на развитие русской романтической
повести.
Примечания
1 Маркович В.М. Дыхание фантазии //
Русская фантастическая проза эпохи романтизма. Л., 1990. С. 9
2 Степанов Л.Н. романтический мир Гоголя
// К истории русского романтизма. М., 1973.
С. 215.
3 Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская
литература. Воронеж, 1973. С. 67
4 Маркович В.М. Дыхание фантазии //
Русская фантастическая проза эпохи романтизма. Л.,1990. С. 9.
5 Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская
литература. Воронеж, 1973. С. 68.
6 Маркович В.М. Дыхание фантазии //
Русская фантастическая проза эпохи романтизма. Л., 1990. С.
11
7 Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа.
(http://www.ruthenia.ru/folklore/
neckludov4.htm)
8 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений.
Т. 10. М.-Л., 1949. С. 133.
9 Погорельский А. Избранное. М. 1985. С.
110.
10 Энциклопедия уральских мифологий.
Мифология Коми., М., 1999. С. 185
11 Погорельский А. Избранное. М. 1985. С.
103
12 Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа.
(http://www.ruthenia.ru/folklore/
neckludov4.htm)
13 Лотман Ю.М. Структура художественного
текста. М., 1970. С. 287.
14 Погорельский А. Избранное. М., 1985. С.
111
15 Энциклопедия уральских мифологий.
Мифология Коми., М., 1999. С. 186
16 Погорельский А. Избранное. М., 1985. С.
111
17 Еремина В.И. ритуал и фольклор. М.,
1991. С. 27.
18 Погорельский А. Избранное. М., 1985. С.
109
19 Энциклопедия уральских мифологий.
Мифология Коми., М., 1999. С. 65
20. Погорельский А. Избранное. М., 1985.
С. 109
21 Там же. С.123
22 Энциклопедия уральских мифологий.
Мифология Коми., М., 1999. С. 299
23 , 24, 25 Погорельский А. Избранное. М.,
1985. С. 111
26 Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа
(http://www.ruthenia.ru/folklore/
neckludov4.htm)
27, 28, 29 Погорельский А. Избранное. М.,
1985. С. 113.
30 Там же. С.112
31 Там же. С.118
32 Маркович В.М. Дыхание фантазии //
Русская фантастическая проза эпохи романтизма. Л., 1990. С. 7
33 Погорельский А. Избранное. М.,1985. С.
123.
34 Там же. С. 124.
Список литературы
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре.
СПб.,1993
- Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов Коми (XIX - начало
XXв.), ТИЭ. Т.45, 1958
- Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература. Воронеж,
1973
- Еремина Е.И. Ритуал и фольклор. М.,1991
- Кондаков Б.В. Пермская земля: реальность и мифы
(http://www.ruthenia.ru/folklore/kondakov1.htm)
- Леви-Строс К. Структурная антропология.
М.,2001
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста.
М.,1970
- Маркович В.М. Дыхание фантазии // Русская романтическая проза
эпохи романтизма. Л.,1990
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1975
- Мифология Коми.Энциклопедия уральских
мифологий.Т.1.М.,1999
11.Неклюдов С.Ю.Структура и функция мифа (http://www.ruthenia.ru/folklore/
neckludov4.htm)
12.Погорельский А.А. Избранное. М.,1985
13.Степанов Л.Н. романтический мир Гоголя // К истории
русского романтизма. М..1973
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|