Весенняя школа - 2005
Мифология как система
Работы
Е.А. Артемьева
Печь и магическая практика славян (Образ печи
в былине "Добрыня и Маринка")
Печь в связи с магией и заговорной практикой рассматривается
на материале былины о Добрыне и Маринке. Образ печи здесь
представлен в двух эпизодах: 1) Маринка привораживает к себе
богатыря, сжигая его следы в печи и заговаривая их. 2) Мать
(тетка, сестра) Добрыни спасает героя: она приходит в дом Маринки
и заставляет ее расколдовать богатыря, при этом героиня-помощница
производит манипуляции около печи. В обоих эпизодах использование
образа печи представляется неслучайным, как в соотнесении с
фактами традиционной культуры, так и в развитии сюжетных
действий.
Первая часть былины интересна в отношении межжанровых
соединений: в нее практически не измененным включен любовный
заговор. Любопытна она также с этнографической точки зрения:
перед нами колдунья, которая совершает магический ритуал и
произносит заговорную формулу. Маринка заговаривает след Добрыни
и сжигает его в специально растопленной для этого печи:
''Брала она следы горячия молодецкия,
набирала Марина беремя дров,
а беремя дров белодубовых,
клала дровца в печку муравленую
со темя следы горячими.
Разжигает дрова полящетым огнем
и сама она дровам приговариват:
«Сколь жарко дрова разгораются
со темя следы молодецкими –
разгорелась бы сердце молодецкое
как у молода Добрнюшки Никитьевича!»''[1].
Печь здесь – объект, посредством которого совершаются
магические действия, а Маринка – ведьма, колдунья, насылающая
порчу на героя.
Ведьма – персонаж мифологии восточных славян. По народным
представлениям, она сочетает в себе черты реальной женщины и
демона, что понималось как наличие у нее двух душ: обычной,
человеческой и злой, демонической, которая покидает по ночам тело
спящей женщины и вредит людям[2].
Причастность ведьм и колдунов к нечистой, потусторонней, силе
обусловила возможность использования ими печи, наряду с другими
объектами внутреннего пространства избы, имеющими схожее
семиотическое значение – связующий элемент между человеческим и
иным мирами. Через печную трубу ведьма проникает в мир
мифологических существ: ''Вдруг хозяйка встала, подошла к печке,
села на лукошку верхом и в трубу. <…> Долго ее не было,
только глядь – перед петухами и является она на лукошке из трубы
и стала ходить по избе, как прежде ходила''[3]. Посредством печи
передается плата нечистому за оказанные услуги: ''По окончании
гадания полагается незаметно положить на припечек моток ниток и
умеренный гонорар, о котором сам колдун «не знает»''[4]. Силу
свою колдуны, находящиеся в чужом доме, черпают из иного мира
через печь, поэтому ''при входе «еретника» в избу поворачивают
печную заслонку''[5]. Смерть людей, связанных с нечистой силой,
очень тяжелая. Умирают они непременно на полу: около порога или
под печью[6] – то есть именно в тех местах, через которые, по
народным представлениям, осуществляется непосредственная связь с
иным миром.
Печь как канал связи между мирами использовалась при нанесении
порчи, в заговорах и в любовной магии. Наиболее радикальным
средством считалось так называемое «вмазывание в печь». ''В
Новгородской губернии девушки привораживали парней таким образом:
брали два волоса, свивали их вместе со словами: «Как эти два
волоса дружно свились, так бы и мы с рабом божиим (имя) дружно
сжились»; затем замазывали их глиной куда-нибудь в печь,
приговаривая: «Как в этой печке жарко, так бы и рабу божьему
такому-то было бы меня жалко»''[7]. Практиковалось также сжигание
в печи вещества, принадлежащего или планируемого передать объекту
внимания: ''Пекли яйцо в печке, нашептывая: «Как это яйцо
печется, так чтобы сердце милого пеклось обо мне», а потом давали
съесть это яйцо тому, кого хотели приворожить''[8]; ''вынимают
след, т. е. отпечаток ноги жертвы, и подвешивают в мешочке в чело
печи <…>. По мере высыхания земли должен сохнуть и
человек''[9]. Последний пример наиболее близок к действиям,
совершаемым волшебницей в былине.
Приворотные действия всегда сопровождались словесными
заговорами, что также воспроизведено в былине. Вырезая землю
из-под следа Добрыниной ноги и бросая ее в печь, Маринка
приговаривает:
''Как я режу-то Добрынины следочики,
Так бы резало Добрынино сердечушка
А по мне ли, по Мариночке Игнатьевной.
<…>
Как горят эти Добрынины следочики,
Так горело бы Добрынино сердечушко''[10].
А. Л. Топорков справедливо отмечает, что ''интересующий нас
эпизод отражает реальную заговорно-магическую практику XVII-XVIII
вв.''[11]. Наиболее близкая к былинной аналогия зафиксирована в
''блудном заговоре'' из тетради попа Макария Иванова (из
следственного дела 1753-1756 гг.): ''Как след горит, тако бе
горела девица и тело, и сердце, и кровь, и печань у той рабе
Божии N <…> и како огонь в пещи горит и пылит <…>
тако бе та раба N без меня раба Божия N
тосковала…''[12].
Печь в подобных заговорных действиях соотносится с
человеческим телом. В мифологическом коде центром человеческого
тела является сердце. Сердце человека можно сравнить с печью в
доме. В некоторых диалектах сердце объединяется с другими
внутренними органами – легкими и печенью под названием
''печень'', однокоренным со словом ''печь''[13]. Объединяющий
признак этих двух понятий – связь с огнем, жаром. ''Горячее
сердце'', ''горячая кровь'' – показатель значительной
концентрации сил у человека, что часто используется в фольклорных
произведениях. Колдунья посредством сжигания в печи вещества,
метонимически обозначающего заговариваемого человека (след из под
ноги, волос, частичка одежды и под.), стремится ''разжечь''
любовный огонь в сердце жертвы.
Из дальнейшего повествования очевидно, что Маринке это
удалось:
''Взяла Добрыню пуще вострого ножа
По ево по сердцу богатырскому:
Он с вечера, Добрыня, хлеба не ест,
Со полуночи Никитичу не уснется,
Он белова свету дожидается''[14].
Помимо названной функции, в заговорных текстах печь выступает
в роли значимого объекта в мифологической модели мироустройства.
Тексты некоторых заговорных формул практически идентичны
описанным в былине действиям героини: ''Еще есть в чистом поле
печь медная, накладена дров дубовых, как от тех дров дубовых
сколь жарко разгоряится, и так бы разгорелось у рабы Б. Н., по
мне рабы Б. Н. <…>, во вся меженные дни, не могла бы она р.
Б. без меня ни жить и ни быть''[15]; ''<…> Из-под того дуба
сорочинского выходит Яга баба и пожигет тридевять сажен дубовыих
дров. И коль жарко и коль ярко разгоралось тридевять сажен
дубовых дров и столь жарко <…> разгоралась отроковица р. б.
(имярек)''[16].
В большинстве вариантов сюжета, Маринка затапливает печь
специально для совершения заговора и именно дубовыми дровами:
''Набирала Марина беремя дров,
А беремя дров блодубовых,
Клала дровца в печку муравленую
Со темя следы горячими.
Разжигает дрова полящим огнем''[17].
Дуб – особое дерево в мифологической картине мира. С ним
связаны представления о мировом дереве, сопричастном одновременно
трем вертикальным космическим зонам. В заговорных формулах оно
фиксирует центр универсума и ''как бы достраивает, окончательно
структурирует пространственно-временной континуум русских
заговоров''[18]. Важнейшим «космогоническим» качеством печи и
близких с ней объектов (баня, кузница) в заговорах очевидно,
следует считать способность находящегося в печи и в бане огня
занимать, заполнять собой все наличествующее пространство.
Подчеркивается ритуальный характер разведения огня, который
воспринимается как ''нечистый'', десакрализованный. Печь же
воспринимается как его вместилище[19].
Производя описанные действия и произнося заговорную формулу,
Маринка как бы создает в печи ''нечистый'', ''дьявольский''
огонь, посредством которого идет общение с нечистой силой.
Во второй части былины одним из главных действующих лиц
является мать, тетка или сестра Добрыни, которая, узнав о
произошедшем с богатырем несчастье, приходит в дом Маринки, чтобы
его спасти.
Здесь перед нами еще один вариант колдовства, противоположный
первому – магические действия, направленные на благо человека.
Болезни, полученные в результате колдовства – порчи, сглаза,
наговора и подобного, лечили знахари – люди, обладающие
''сверхъестественным, магическим знанием и использующие его для
лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых
туч, прорицания судьбы и под.''[20]. Можно предположить, что
героиня-спасительница в былине выступает в подобной роли. Вместе
с тем действия, совершаемые ею, мало чем отличны от колдовской
практики, ''мать тоже чародейка, и даже более сильная, чем
Маринка''[21]. Она приходит в дом Маринки и, грозясь обернуть ее
''собакой подоконною'', ''кобылой водовозною'', требует
расколдовать Добрыню. При этом героиня совершает некоторые
манипуляции с печью:
''Пришла она к Маринке ко Игнатьевной,
Села-то на печку на кирпичную''[22];
или:
''Э-ж как клюкой ей стала печь поколачивать,
Как дрожит у ей терем да весь высокой же''[23].
Значение этих действий может быть рассмотрено в нескольких
направлениях. В. Я. Пропп предполагает, что таким образом ''мать
прибегает к защите очага и тех сил, которые охраняют очаг и дом,
и эти силы чистые и противоположны змеиной силе Маринки''[24].
Подобные действия со сходным значением – испрошение благословения
у предков – совершают в рамках свадебного обряда сваты, заходя в
дом невесты. Так например, ''посещая дом невесты, сваха говорила:
«Печка, печка, дай нам человечка», с той же целью сват или
сватья, приходя с предложением к родителям невесты, грели свои
руки у печи (в любое время года) или касались рукой печного
столба''[25]. Исходя из этого, можно предположить, что в эпизоде
реализуется тема сватовства, имеющая, однако, здесь совершенно
иное значение. Помощь и силы очага, предков необходимы героине
для борьбы с демоническим началом Маринки.
С другой стороны, не случайно использование героиней в
некоторых вариантах сюжета клюки, посоха, который в традиционной
культуре воспринимался как магический предмет, необходимая
принадлежность колдунов. Стучание им в печь ''может соотноситься
с демонстрацией силы, с предупреждением врага о своих
возможностях в борьбе с ним''[26].
Вместе с тем, в традиционной культуре существуют поверья, что
обезоружить колдуна можно, прибегнув вперед него к силам,
связанным с очагом: ''когда «накатывало» на колдуна Пескижева, он
шел в чью-нибудь избу, хватался за заслонку и говорил свое слово.
Она, как увидела его, сама первая схватилась за заслонку. Он
сердито взглянул на нее, но ничего не сказал, повернулся и ушел.
<…> После этого действия чары колдуна
недействительны''[27]. В связи с этим, действия героини можно
интерпретировать как стремление обезоружить волшебницу и
завладеть преимуществом в силе.
Кроме того, связь действий матери (сестры, тетки) Добрыни с
печью символизирует, как и в сюжете былине о неудавшейся женитьбе
Алеши Поповича, правомерность действий героини.
Основные выводы, касающиеся роли печи в былине ''Добрыня и
Маринка'', следующие.
В эпизоде заговаривания Маринкой следов
Добрыни:
- Печь – объект, посредством которого совершаются колдовские
действия, канал связи между мирами, через который колдунья
общается с нечистой силой;
- В любовной магии печь является символическим воплощением
сердца человека, на которого совершается приговор, где колдунья
стремится ''разжечь'' пламя любовного огня;
- В заговорах печь выступает как один из основных компонентов,
моделирующих мифологическое пространство, огонь, возжигаемый в
ней, – ''нечистый'', обращенный к потусторонней, дьявольской
силе.
В эпизоде спасения Добрыни героиней-помощницей:
- Посредством печи мать Добрыни приобщается к защитным силам
предков, домашнего очага и просит у них помощи в борьбе;
- Стучание клюкой в печь – демонстрация более могущественной
силы героини;
- Прикосновение к печи – стремление обезоружить колдунью и
завладеть преимуществом в силе;
- Связь с печью – показатель нравственной правоты
героини.
Литература
- Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
/ Под ред. А.А. Горелова. – СПб., 2000;
- Виноградова Л.Н. Ведьма // Славянская мифология. – С. 73
- Колчин А. Из статьи «Верования крестьян Тульской губернии»
(Глава III) // Русское колдовство, ведовство, знахарство:
Сборник. – СПб., 1994. – С. 226
- Никитина Н.А. К вопросу о русских колдунах // Русское
колдовство, ведовство, знахарство. – С. 193
- Там же. – С. 199
- Там же. – С. 201
- Топорков А.Л. Любовная магия // Славянская мифология.
Энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 249
- Там же.
- Максимов С.В. Нечистая, неведомая крестная сила. – СПб.,
1994. – С. 99
- Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871
года. – Т.3: М.-Л., 1951. – С. 227
- Топорков А.Л. Любовный заговор в былине // Живая старина. –
1998. – № 4. – С. 15
- Русский эротический фольклор. Песни. Обряды и обрядовый
фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. – М.,
1995. – С. 365
- Мазлова Н.Е. Человек и дом: тождество русских представлений
// Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы.
– СПб., 1999. – С.107
- Добрыня Никитич и Алеша Попович. – М., 1974. – С.
160
- Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия. – Симферополь, 1992. – С. 309
- Там же. – С. 317
- Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым.
– С. 87
- Шиндин С.Г. Пространственная организация русского заговорного
универсума: образ центра мира // Исследования в области
балто-славянской духовной культуры. Заговор. – М. – 1993. – С.
116-118
- Там же. – С. 118-119
- Левкиевская Е.Е. Знахарь // Славянские древности:
Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. – Т. 2: Д-К (Крошки).
М., 1999. – С. 347
- Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1999. – С.
278
- Добрыня Никитич и Алеша Попович. – С. 157
- Онучков Н.Е. Печорские былины. – СПб., 1904. – С.
101
- Пропп В.Я. Русский героический эпос. – С. 278
- Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. – СПб., 1999. –
С. 54
- Мадлевская Е.Л. Противоборство мужского и женского персонажей
в былине ''Добрыня и Маринка'' // Мужской сборник. Вып. 2. – М.,
2004
- Никитина Н.А. К вопросу о русских колдунах // Русское
колдовство, ведовство, знахарство. – С. 190
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|