Кафедра
детской литературы Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств объявляет о проведении 15-18
декабря 2006 года в рамках Юбилейных дней кафедры детской литературы
СПбГУКИ научной
конференции
VI Детские чтения
Учебный текст в советской
школе
О
советской школе в последние годы появилось достаточно много
историко-антропологических исследований (см. работы Е. Балашова,
К. Келли, Т. Красовицкой, Л. Холмса, Б. Эклофа и др.). Однако их
авторов в большей степени интересовало то, что связано не с
образовательными, а с воспитательными функциями школы,
непосредственным осуществлением ею идеологического
программирования, ментальной «обработки» будущего советского гражданина. Объектом
рассмотрения становились в основном режимные моменты школьной
жизни, формы оценки и контроля, официальные ритуалы,
психологическая атмосфера школы, внеклассное взаимодействие
учителей и учеников, неформальные коммуникативные практики в
школьной среде, и т. п., а материалом – различные документы
системы образования, письменные и устные воспоминания бывших
школьников и учителей. При этом на периферии внимания
исследователей советской школы пока остаются проблемы, связанные
с формированием у учащихся определенной мировоззренческой системы
в процессе предметного образования по различным учебным
дисциплинам.
Между
тем, само по себе школьное обучение – один из важнейших каналов
трансляции нормативных представлений о мире. В частности (а
возможно, в особенности) это относится к советской
общеобразовательной школе – в высокой степени идеологизированному
государственному институту, целью которого было прежде всего
сообщение учащимся «всесторонних знаний».
<Достаточно очевидно, что передача учащимся тех
или иных нормативных представлений (или «знаний») в процессе
школьного обучения так или иначе происходит посредством
конкретных текстов – зафиксированных в учебниках, хрестоматиях,
наглядных пособиях, карточках с заданиями, написанных на доске
или произнесённых на уроке. Для обозначения этого разнородного в
структурном и содержательном отношениях, но единого в
функциональном плане текстового массива мы предлагаем рабочий
термин «учебный текст».
Цель
анонсируемой конференции – сделать первый шаг к ответу на вопрос,
каким образом учебные тексты, имевшие хождение в советской школе,
служили средством конструирования «знаний» и какое знание они
конструировали. В связи с этим на обсуждение выносятся следующие
проблемы:
– типы и
формы советских учебных текстов советской школы, особенности их
структуры и стилистики в связи с функцией конструирования
нормативного знания;
–
механизмы конструирования и передачи нормативных представлений
(научных, идеологических, этических и пр.) посредством учебных
текстов;
–
особенности картины мира, выстраиваемой в рамках школьного
преподавания того или иного учебного предмета (начиная с
литературы и заканчивая физкультурой);
–
историческая динамика тех или иных учебных текстов (и фрагментов
учебной картины мира) на протяжении советского
периода;
–
параметры «всесторонней» и «целостной» картины мира и
человеческого знания, конструируемых советским школьным
образованием;
– место
стереотипов и клише, сообщаемых посредством школьных учебных
текстов, в общем фонде советских клише;
–
обсуждение проблем функционирования учебных текстов в советской
науке и педагогической методике, историография и библиография
вопроса.
Призываем докладчиков ориентироваться на
обозначенные проблемные области и строить свои выступления на
материале конкретных учебных текстов советской эпохи, а также
посвященной им педагогической, методической, психологической
литературы того времени.
Для
участия в конференции необходимо до 5 ноября 2006 г.
отправить по электронному
адресу [email protected] вложенный файл,
содержащийтему итезисы (или аннотацию) планируемого доклада, фамилию, имя,
отчество (полностью), город проживания и место работы
автора.
К
сожалению, Оргкомитет не сможет оплатить все командировочные
расходы. Иногородних участников просим написать, нуждаются ли они
в гостинице на время проведения конференции: в случае
необходимости мы постараемся обеспечить проживание в общежитии
гостиничного типа.
<Оргкомитет
<Головин Валентин Вадимович
<Кулешов Евгений Витальевич
<Леонтьева Светлана Геннадьевна
<Лурье Михаил Лазаревич
<Маслинский Кирилл Александрович
<Сенькина Анна Александровна
<Сергиенко Инна Анатольевна
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|