Данная
работа построена на материалах последних трех экспедиций, обследовавших пять сел
Няндомского р-на Арх. обл.: Канакша, Лимь, Моша, Мехреньга и Воезеро. Эти села
находятся в контактах между собой и расположены недалеко друг от друга.
Работа
посвящена маленькому, но существенному фрагменту свадебного обряда – практике
продуцирования или определения того, кто будет главой семьи. В патриархальной
семье мужчина главный, но в свадебном обряде присутствует конкуренция за
получение главенства в семье. Это традиционно – забота невесты, которая
переходит в чужой дом и семью, где ей надо занять свое место. Она стремится к
тому, чтобы иметь влияние на мужа. В современной традиции такая конкуренция
актуальна в меньшей степени (молодые часто живут отдельно и фактически
равноправны), так что эта практика стала скорее забавой, но форму и место в
свадебном обряде сохранила.
1.
Обрядовые способы определения роли молодоженов в семье
Способов
существует довольно много, и все они разнообразны. Самый распространенный -
обряд с короваем. Происходит этот обряд на пороге дома матери жениха. Она
встречает молодых после возвращения от венца с короваем, который традиционно
держит на красивом вышитом полотенце. Молодые должны откусить от этого хлеба
кусочек: кто больше откусит, тот будет хозяином. Традиционно первой кусает
невеста.
Существуют
и другие способы определения роли молодоженов в семье.
В селе
Канакша рассказывали, что будущий хозяин в доме определяется следующим образом:
во время надевания кольца на палец важно было заметить, кто из молодых сильнее
кольцо прижмет. Информант объяснял это так: Если ты сильнее одел
кольцо, то ты будешь хозяином в доме.
В Лими
один информант рассказал о том, что если невеста хочет быть главной в доме, то
ей следует как можно шире открыть дверь, входя в дом жениха. Делается это,
конечно, не напоказ, а как бы случайно. Этот же информант говорил о том, что
невеста также для данной цели может, поднимаясь в дом жениха по ступенькам,
говорить определенные слова, чтобы заступить свекровь, чтобы быть
хозяйкой в доме и чтобы ее уважали, чтобы свекровь над ней не распоряжалась.
Информант вспомнил те слова, которые следует приговаривать невесте на
лестнице для этой цели: В этот домичек взошла, словно солнышко взошло.
Этот же информант рассказал еще и о случае, когда на венчании определялось, кто
будет хозяином в доме: тот, кто желает главенствовать в семье, должен был первым
наступить на ногу своей возлюбленной/возлюбленному. Видимо, здесь действует та
же символика: главное – заступить.
В Моше
информант рассказал о случае, который также происходил во время венчания. Когда
священник говорил: «Всяка жена да убоится своего мужа» невеста должна была
топнуть ножкой, вкладывая в это следующий смысл: «Я не боюсь».
В
Мехреньге информант рассказал о случае, когда статус хозяина определялся во
время езды молодых в свадебном поезде. В то время, когда случался опасный
участок дороги, то невеста должна была сказать: «Ой, я боюсь!». И после
этого жених мог ответить ей двояко: либо не бойся, либо надо бояться.
В первом случае невесте в будущей жизни с мужем бояться будет нечего и, как
сказал информант, невеста проживет такую жизнь, что бояться ничего не будет. Во
втором же случае, если жених отвечает надо бояться, то значит он будет
глава семьи, и жена должна иметь перед ним страх.
В Моше был
зафиксирован похожий рассказ. Связан он с переправой молодых через реку на лодке.
Когда невеста спускается в лодку, то она должна специально сказать: «Ой, я
боюсь». И снова от жениха зависит то, что он ей ответит. Информант в этом
рассказе подчеркнул, что слова невесты ой, я боюсь были сказаны
специально. На самом же деле она ничего не боялась.
В
Мехреньге рассказывали о том, что когда
приходили в дом жениха, то было важно заметить, кто из молодых первым ступит на
порог. Отсюда определялось, кто будет хозяином. В этом же селе рассказывалось о
том, что на порог специально стелили белое полотенце и следили – кто первый на
это полотенце ступит.
II.
Терминология
Интересно
также взглянуть на терминологию, которая сопровождает рассказы информантов о
данной проблеме.
Выше
упоминалось словосочетание заступать свекровь. Как вы помните, магическое
действие – произнесение определенных слов – происходило на ступеньках
дома жениха. Выбор места действия определяется не только символикой перехода,
свойственной лестнице, но и этимологическим родством слова ступень с
глаголом заступать. Оно актуализирует идею наступания на что-либо
(в данном случае – символически – на свекровь) как в целях реализации желания
получить в новой семье независимый статус.
На этом же
принципе основан и способ с кусанием коровая: известно, что на русском севере до
сих пор жива традиция называть хозяина и хозяйку в семье большак и
большуха соответственно. И, видимо, сама идея кусать больше от
коровая здесь определяется термином большак.
Кто
больше откусит, тот большаком будет. Получается, что, кусая больше
коровай, невеста или жених пытаются «откусить» больше власти. Роль коровая в
этом случае такая: это предмет, который олицетворяет собой власть в будущей
семье. Не стоит забывать также, что в фольклорной традиции хлеб является и
символом плодородия и доли. А кусание этого обрядового хлеба означает,
следовательно, перераспределение власти и доли в будущей семье между молодыми.
III. Место
действия
Если рассматривать, где
совершаются описанные обрядовые действия, можно увидеть такую закономерность:
наибольшее количество действий происходит "при входе в дом жениха". Будь
то коровай, который подает мать жениха при входе молодых в дом; будь то слова,
которые произносит невеста, поднимаясь по ступенькам; будь то полотенце,
постеленное на пороге дома жениха. Но есть и действия, как мы уже заметили,
происходящие в церкви во время венчания, и действия, происходящие в пути
(переезд от венца к дому жениха). Все это
объясняется тем, что порог и другие вышеописанные места, где происходит
обрядовое действие, – это места ритуального перехода. Порог– не просто вход в
дом, где будет жить невеста, а еще и место ритуального перехода, перехода из
одной жизни в другую. Переступая порог дома жениха, невеста навсегда расстается
со своей прошлой незамужней жизнью в доме родителей. То же и с вышеописанной
переправой через речку молодых и с церковью. И именно это и объединяет подобные
обряды.
Описания
причин, почему у кого-либо из молодых получается откусить от каравая больше
При
описании кусания коровая в Канакше и Лими все информанты, как один, говорили:
У кого хамок больше, тот хозяином и будет, т.е. все банально зависит от
величины рта кусающего. В Моше же был записан случай, когда информант в полной
уверенности утверждал, что укусит все равно больше жених, потому как ему это
предначертано. Издавна муж был хозяином в доме, потому так и должно быть.
Следовательно, вне зависимости от каких-либо причин, укусит все равно больше он.
В Воезере сказали так: все равно у хозяина больше получается,
то есть, видимо, если ты должен быть хозяином – ты им будешь. В последних двух
примерах проглядывается явный мотив судьбы.
Вывод:
Вышеописанные обрядовые действия, связанные с определением того, кто из молодых
будет главным в семье, происходят, как мы заметили, в кульминационные моменты
жизни – в моменты ритуального перехода молодых из одного состояния жизни в
другое. Они приобретают новый статус. Соответственно, места перехода
символичны: это порог, переправа через реку, церковь иди дорога молодых от венца
к дому жениха. Этот важный переход происходит с определенными предметами,
данный переход символизирующими: это коровай, как символ власти и доли, это
обручальное кольцо, также символизирующее собой долю, это свеча, которую держат
во время венчания – символ силы. В вышеописанных обрядах актуализируется
несколько символических образов полноправия/власти в чужом доме: большой-большак;
страх; наступание; сжимание (держание) – то есть, как уже было сказано, сила.
Образ большой включает два важных аспекта: большей, чем у мужа, доли и
бóльшины, то есть статуса хозяйки. Оба выражаются через откусывание куска
коровая. Образ страх (а точнее: его отсутствие): жена не боится.
Отсутствие страха по отношению к внешним объектам (дорога, река и т.п.)
неосознанно переносится на отсутствие страха перед мужем ("жена да убоится
мужа") или свекровью. Наступать – опять-таки перенос значения с
материального объекта (лестница) на статус в семье: наступание на свекровь.
Держать – так же, как и с наступать: перенос значения с материального
объекта (свечи, которую держат молодые на венчании) на статус в семье: кто
«выше» будет держать власть в семье, кто будет обладать большими правами. Все
это характеризует отношения между супругами в народном понимании.