Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|
|
Окунева Ольга
Народные эсхатологические
представления в Архангельской области (по материалам фольклорных
экспедиций ИФИ РГГУ).
|
Народная эсхатология – очень сложный комплекс представлений,
неоднородный и плохо дифференцируемый в плане источников мотивов.
Вследствие этого сам комплекс мотивов выделить сложно, они варьируются
не только от села к селу, но и у отдельных информантов (в нашей статье
многие из приведённых примеров единичны).
Сложно сказать, объясняется ли это их знакомством с эсхатологической
литературой, интересом к современным политическим событиям и
экологической обстановке, фактами личной биографии.
В любом случае, эсхатология – довольно сложное явление. Оно было
привнесено христианской культурой, но за многие века адаптировалось в
народном сознании. Теперь эсхатология служит средством интерпретации
новых явлений, непривычных для традиционной культуры и потому
оцениваемых отрицательно.
Библейские мотивы трансформируются, накладываются на устойчивые
традиционные сюжетные схемы, порождаются новые мотивы, и набор
эсхатологических признаков постоянно растёт.
В современных условиях немаловажным фактором формирования
эсхатологических представлений являются СМИ, информирующие о
непрекращающихся войнах, катастрофах и природных катаклизмах, которые
также становятся в народном сознании признаками приближающегося конца
света.
Изучению отдельных аспектов эсхатологических представлений разных
этнокультурных общностей посвящено довольно большое количество
исследований.
Данная статья не претендует на описание всего комплекса мотивов,
зафиксированных нами в Архангельской области за все годы работы. Нам
кажется, что их перечень принципиально открыт: по традиционным моделям
могут постоянно создаваться новые варианты. Наша задача: на нескольких
примерах показать, как встраивается эсхатология в систему фольклорных
представлений, как она начинает соотноситься с контекстом народного
быта, становиться общепонятной; как в народном сознании взаимодействуют
факторы, формирующие эсхатологические представления, и какого плана
тексты это взаимодействие порождает.
Несмотря на разноплановость мотивов, «эсхатологический нарратив»
строится по определённой модели. Вот один из примеров:
Миша-то Иванов был, у него дедко-то был девяносто годов, да дедко всё
читал [Библию]. Придём,
а он: «Ой-ёй-ёй, девки! Доживём – деревню всю проволокой обмотают. По
нёбу залетают железные птицы». А мы хохочём – молодые были: «Чёго,
дедушка, ты тут ворожишь? Какие железные птицы? Кто обмотат проволокой
деревню?». Всё так и есть. Там так и написано [КЮВ, ММА].
Такая модель реализуется наиболее часто: ссылка на авторитет,
пророчество (в этом случае – иносказательное), его исполнение в
настоящем (проволока = провода линии электропередач, железные птицы =
самолёты).
План предполагаемого будущего таким образом относится к плану настоящего
или прошлого, то есть признаки конца света уже проявляются.
Неоспоримым авторитетом (и не только при разговоре о конце света)
является Библия. Для человека традиционной культуры это не книга, а
абсолютное знание о сакральном. Совершенно неважно, читал ли
информант Библию сам, слышал ли в исполнении родственников и знает ли о
ее содержании вообще: Библия – это магический предмет,
а знание существует в традиции, и уже в трансформированном виде. Слова
информанта могут не иметь ничего общего со словами из Библии.
Читать Библию доступно не каждому. Это объясняется как самым банальным
образом: информант не умеет читать или у него нет Библии, так и
опасностями, связанными с представлением о Библии как о
мифологизированном объекте: тот, кто прочтёт Библию до конца, может
сойти с ума.
Соответственно, должен быть кто-то ее читающий и пересказывающий и/или
интерпретирующий, а это тоже особая категория людей: родственники свои
или чужие (по аналогии с приведённым примером информанту могли читать в
детстве Библию отец / мать / тётка…), просто старики, а также местные
пророки. Как правило, это люди с примечательной биографией. Например, в
с. Рягово это дядя Пеша, старовер, сидевший в тюрьме;
в с. Кречетово – Мананайка, местный юродивый, у которого была
«божественная книжка» и которого «забрали по линии НКВД». То есть это
неординарные люди, они дистанцированы от информанта во времени (их, как
правило, уже нет в живых), у них особая вера (старовер), и поэтому
считается, что сакральное знание им доступнее.
В последнее время среди таких авторитетных источников сакрального знания
называются СМИ: «а вот по телевизору показывали», «я по радиву (радио)
слыхала», «в газете «Жизнь» / «Каргополье» / проч. писали…», за чем в
большинстве случаев следуют сообщения о произошедших наводнениях,
ураганах, катастрофах (локальные
катастрофы понимаются как эсхатологические знаки):
…то гора где-нибуть это вот, как вить вот, этова режисёра-то засыпало
ледником-та [речь идёт, по видимости, о гибели Сергея
Бодрова-младшего] […] Да война ф Чечне идёт, она бесконечна…[ОАП].
Одновременно в СМИ может содержаться информация о непосредственном,
буквальном конце света, и при пересказе информантами она тоже
накладывается на традиционные сюжеты (об этом речь пойдёт далее).
В рассказах о сбывшихся пророчествах ссылка на авторитет присутствует
всегда (в других случаях она может отсутствовать). Наиболее популярные и
общие мотивы в этой группе (которые тоже варьируются):
1)
при конце света по полям / по улицам будут ходить огненные /
стальные / железные кони, или колесницы / печи (это
трактора, а по одному утверждению, ещё и машины, танки). Интересным
образом варьируется этот мотив у одного из информантов: зашипят
железные змеи (ПАС, о тракторах), у другого: на столе зашипит
змея (ДАВ, о самоваре)
– то есть один и тот же образ имеет разную атрибуцию.
2)
при конце света по небу будут летать огненные / стальные /
железные птицы (самолёты)
3)
всё небо / земля будет железными / стальными проводами /
проволокой / нитями / сетями / паутиной опутано (это линии
электропередач). По словам одного информанта, деревья будут верёвками
перепутаны [КТА].
Фактически, это один общий мотив: во-первых, эти признаки встречаются
почти всегда в комбинации, во-вторых, перед нами одна и та же модель
кодирования и единая структура текста.
Библейские мотивы трансформируются, часто к ним добавляются
представления, навеянные СМИ. Рассмотрим это на примере двух мотивов:
финальной катастрофы в виде войны и в виде космической катастрофы.
Война – наверное, третий по
распространённости мотив после железных коней, птиц и проволоки и
природных катастроф.
Мировая война приобретает следующие определения: всемирная
/ неизбежная / последняя / последняя война с Китаем
[КНН] / ядерная / атомная. Две последние характеристики
войны – это явно СМИ-страхи, наложенные на апокалиптический сюжет. Что
касается войны с Китаем, то этой реализации мотива нашествия
иноземцев в «последние времена» посвящены работы М.В. Ахметовой,
исследовавшей представления прихрамовой среды.
Представление о гражданской войне реализуется в мотиве битвы двух
петухов – красных или красного и белого, и красный должен победить. При
этом имеют в виду политическую ситуацию при развале СССР или
соперничество коммунистов и «демократов» (то есть снова схема сбывшегося
пророчества), но могут и относить эту «битву» к будущему, где одним из
петухов будет Россия, а вторым – другая страна:
[Говорят, в Библии написано про каких-то двух петухов?] Петухов-то,
дак петух это один-то наш должен быть. Петух. А другой-от там уш дальний
чей. Драци-то бу… будут эти петухи. Так я тожо слыхала. Дак не знай, уш
который петух победит? Или наши, или йихны. […] [То есть один петух
– это Россия? ] Да [ШНВ].
[НВК:] Будут красный…питуγ з белым драцца да красный победит дъ. А
чё, типерь опядь белый победил дък [смеётся].
[Это когда говорили про петухов?]
[ПЕК:] Когда…
[НВК:] Так вот это в Библии каг бутто бы было написано такое. Што бу…
будуд драцца два питуха красный да белый, и красный победит. Ну,
коммунисты и… и такие.
[СМА:] Дэмократы.
[НВК:] А типерь комунистоф опять фсех… прижали.
Вероятно, изначально этот мотив относился к Гражданской войне 1918-1920.
К братоубийственной войне в народной традиции добавляется ещё и мотив
падения нравов в целом: одновременно с сообщением о том, что «сын на
отца и отец на сына пойдёт» информанты сетуют на пороки нашего века. В
конце концов, мотив падения нравов становится самостоятельным
предвестником конца света. Здесь часто работает оппозиция «золотой
век» в прошлом – нынешнее время:
Старые люди, они предполагали, што вот это, при конце света люди
будут очень злые, очень ненависные, вот брат на брата пойдёт, сын на
отца пойдёт. <…> Раньше вить с одной лошки пили-ели, фсе сидели
за столом и из одново блюда хлебали и фсем хватало. А сичас фсе едят по
отдельности и деруца, как собаки [ОАП].
А ученики спрашивали у Господа Бога: «Господи, говорят, а когда…
будёт… этот… тожо што фторо пришествиё? Какие будут приметы?». А Исус
Христос так им сказал: «Приметы – дети будут непослушные, дети фсе
розъедица по чужим сторонам, фсе будут опозорены» – так оно фсё и идёт.
«Вы не про… не будите роспозновать, што идут не знаю женьщина, не знай –
мущина. Фсе идут ф штанах» [ТАА 1].
Есть также мотив «без войны война»: просто люди будут массово
умирать. А относительно того, кто останется в живых, существуют разные
варианты (далеко не всегда связанные с христианским делением на
праведников и грешников):
- погибнут все и жизнь начнётся снова (как вариант: люди прилетят с
другой планеты: Какая новая цивилизация, может с планеты другой на…
нат… Прилетят, вить там есь, на других-то планетах люди-то живуд дак.
Переберуца, на[вер]но, сюда [НТИ]);
- народу останется «на голос» (локальная формула – с. Благовещенск):
Дак вот: один ухнёт, а другой там где в лесу чюёд – дак вот на голос –
столько народу останецца [САЯ];
- только праведники;
- только бедные, а богатые будут ползать в расплавленном золоте [ШНВ];
- мужчина и женщина [ВЕИ];
- стар да мал [ТАФ].
И группа мотивов, связанных с преданиями о Коне-камне в с. Конёво:
- семь солдат после последней войны в Конёве останется;
- столько, сколько на Коне-камне поместится.
К последнему близок мотив, встречающийся и вне связи с Конём-камнем:
- столько, что на одном [семисаженном] бревне поместятся (и в море
поплывут – БЗА);
В связи с тем, что людей останется мало, жить они будут очень дружно, и
не будет войн; для тех, кто останется, жизнь настанет спокойная, не
нужно будет закрывать двери замками:
…Потом погибнет очень много людей. Но которые остануца,
будит жисть спокойная, не будёт войн, не бует закрывать […] двери
замками. Как у нас раньше было [ККФ].
Вить вот предсказывали, по Библии так написано, што вот придёт такое
время, што на земле останеца столько людей, сколько на бревно поместица
сесть. Вот. И человек с человеком будет фстричаца редко, и будет жить
очень дружно, и ни будит вот таких войн, ни буит врагоф – никово ни
будит [ВАД].
Здесь представление о Царстве небесном для избранных накладывается на
модель «изобилие Х при недостатке Y», ср.:
Урожай будет, колосья будут гнуца до зимли, и останеца на земле один
человек, будет ходить, колосья будут гнуца до земли, а урожай будет
собирать некому [ААИ, Каргополь].
Ещё одна довольно интересная тема: конец света произойдёт в результате
космической катастрофы. Её актуальность объясняется не только
сообщениями СМИ, но и близостью Плесецкого космодрома, который являет
собой для населения Архангельской области абсолютное зло. В этой группе
мотивов выделяются две тенденции: либо человечеству угрожает гибель от
столкновения Земли с неким небесным телом (к нему близок и мотив
нашествия инопланетян), либо ему угрожает гибель любым образом в
наказание за то, что оно «вторгается не в свои пределы» (последнее имеет
первостепенную важность для старообрядческих представлений).
«Как будут небо доставать руками – тотчас же приду», - Госпоть сказал
[ТСФ]. Небо-то фсё росшихано веть… этим… этима спутниками
[САЯ]. Старообрядка
ТСФ яростно осуждала такую политику (в которой, по традиции, обвиняла
Америку). По её мнению, люди должны «быть на земле», а небесное – не их
сфера. Америка за то, что «бомбила астероиды» «получила по шапке» –
там произошло землетрясение.
Ну, говорять, фсё сожгёт. Шар зимной... это… к… красный шар валицци,
фсё згорит, да вот и фсё. <На Землю упадёт красный шар?> Да. Фсё
згорит да… Фсё [КАС 1].
Какая-то планета двигацца, дьявольская планета. Она навещает черес
тысячу лет. Проходит… Вот, когда был этот… потоп-то фсемирный-то, это…
эта планета-то приежжа… прилетала, задела фсё розрушила. Начался потоп и
люди фсе погибли. И вот сечас, якобы в двенацатом году будет эта
планета. И… потом начнёцца новая цивилизация. Значит фсе погибнут.
[Это в газете «Жизнь» писали] […] Вот, особено пострадает Америка
якобы та. […] Ф шесь раз больше Земли она дак [НТИ].
При том, что этот текст представляет собой пересказ статьи из газеты,
даже СМИ-сообщение преобразуется в соответствии с традиционными
верованиями. Наравне со столкновением Земли и «дьявольской планеты»
упомянут вполне традиционный мотив: финальная катастрофа в виде потопа
(а в предыдущем примере – пожара). Грядущий потоп (не только здесь)
контаминируется с уже случившимся, что проявляется и в его номинации:
Будё Ноеф потоп и за… загорит, говорит, вода и земля. Ну, это было:
война была дак морё кипело… от жару дак [ААИ, Лимь]. Как мы видим,
потоп и пожар часто не отделимы друг от друга, а, по старообрядческим
представлениям, это одно явление – «огненный потоп» [ТСФ].
Традиционный мотив также иногда объясняется способом, который стал
актуальным недавно: представление о потопе сопровождается комментариями
о глобальном потеплении: он возникнет в результате того, что растает
океан – Тихий или Северный Ледовитый [УДА].
С этой группой связан и мотив гибели планеты от нападения инопланетян:
Там кто-то нападёт вроде, эти, инопланетяне, или там с этой
столкнётся, с планетой. В Библии про это написано
[СВ].
Таким образом, каково бы ни было содержание, оно всегда накладывается на
определённую «матрицу». Признаки конца света объединяет то, что все они
являются отклонением от привычной нормы:
- чрезмерное количество чего-то (природные катастрофы),
- очень малое количество чего-то или его отсутствие. Традиционен мотив
«конец света наступит, когда грома / грозы (и даже оводов [МКМ]!) не
будет»,
- перевёрнутость (холодное лето, тёплая зима; полюса местами
поменяются),
- связанная с перевёрнутостью формула невозможного: конец света
наступит, когда жареный петух закукарекает [ДАС] (в ответ на вопрос, не
было ли так, когда воскрес Христос); будет две зимы и два лета.
В эсхатологических нарративах присутствует скрытая оппозиция
современности по отношению к «золотому веку» прошлого: всегда, когда
речь идёт о войнах, катастрофах и т.д., подразумевается отсутствие всего
этого в прошлом.
Эсхатологические признаки отрываются от первоначального контекста,
начинают существовать обособленно и вовлекать в свою сферу другие
контексты. Конкретные современные события также включаются в
эсхатологический контекст, приобретают черты признаков конца света.
Список информантов:
ААИ – Антонова Аполинария Ивановна, 1917 г.р. Бабушка ААИ была
старообрядкой. Зап. в с. Лимь, Няндомский р-н, 2006 г.
ААИ – Агапитова Анна Ивановна, 1925 г.р., зап. в г. Каргополь, 2003 г.
БЗА – Брюшинина Зинаида Андреевна, 1925 г.р., с 1941 по 1945 гг. жила в
Каргополе. Зап. в с. Тихманьга, Каргопольский р-н, 2005 г.
ВАД – Викулина Александра Дмитриевна, 1923 г.р., зап. в г. Каргополь,
2003 г.
ВЕИ – Вишнякова Елена Ивановна, 1928 г.р., зап. в г. Каргополь, 2001 г.
ВНА – Викулина Нина Алексеевна, 1938 г.р., зап. в с. Абакумово,
Каргопольский р-н, 2000 г.
ДАВ – Друганина Анна Васильевна, 1907 г.р., род. в с. Троица, жила в с.
Архангело. Умерла между 1995 и 2008 гг. Зап. в с. Архангело,
Каргопольский р-н, 1995 г.
ДАС – Данилова Антонина Степановна, 1933 г. р., род. в с. Чурилово, в
1956 г. переехала в г. Архангельск, с 1971 г. живет в с. Чурилово. Зап.
в с. Чурилово, Каргопольский р-н, 2003 г.
КАС 1 – Коваленко Анна Степановна, 1932 г.р., зап. в с. Моша, Няндомский
р-н, 2004 г.
ККФ – Козлова Капитолина Федоровна, 1927 г.р., зап. в с. Полуборье,
Каргопольский р-н, 2000 г.
КНН – Калинина Нина Николаевна, 1924 г.р., зап. в с. Река, Каргопольский
р-н, 2000 г.
КТА – Кононова Татьяна Андреевна, 1920 г.р., зап. в с. Моша, Няндомский
р-н, 2004 г.
КЮВ – Коковина Юлия Васильевна, 1928 г.р., зап. в с. Кречетово,
Каргопольский р-н, 1996 г.
МАА – Маслова Алевтина Алексеевна, 1934 г.р., зап. в с. Саунино,
Каргопольский р-н, 1999 г.
МКМ - Манушкина Клавдия Максимовна, 1932 г.р., зап. в с. Моша,
Няндомский р-н, 2004 г.
ММА – Мосина Мария Алексеевна, 1925 г.р, зап. в с. Кречетово,
Каргопольский р-н, 1996 г.
НВК – Набатова Валентина Константиновна, 1938 г.р. Живет в г.
Архангельск, с 1959 г. на лето приезжает в с. Лепша, зап. в с. Лепша,
Няндомский р-н, 2007 г.
НТИ – Некрасова Тамара Ивановна, 1927 г.р., род. в с. Благовещенск, с
1962 г. живет в Новодвинске, на лето приезжает в с. Благовещенск. Зап. в
с. Благовещенск, Вельский р-н, 2009 г.
ОАП – Осина Алла Петровна, 1940 г.р., зап. в г. Каргополь, 2003 г.
ОТВ – Окулова Татьяна Васильевна, 1940 г.р., род. в Плесецке, с 1964 г.
жила в Приозерном р-не, с 1982 г. живет в с. Озерко. Зап. в с. Озерко,
Каргопольский р-н, 2001 г.
ПАВ – Пилюгин Виктор Алексеевич, 1951 г.р., зап. в с. Кена, Плесецкий
р-н, 2008 г.
ПАС – Подгорних Анастасия Степановна, 1921 г.р., зап. в с. Мехреньга,
Няндомский р-н, 2005 г.
ПМН – Пилюгина Мария Николаевна, 1954 г.р., зап. в с. Кена, Плесецкий
р-н, 2008 г.
ПЕК – Попова Екатерина Константиновна, 1925 г.р. зап. в с. Лепша,
Няндомский р-н, 2007 г.
САЯ – Сабурова Антонида Яковлевна, 1930 г.р., зап. в с. Благовещенск,
Вельский р-н, 2009 г.
СВ – Староверов Василий, 1986 г.р., живет в Няндоме, уч. в 6 классе,
приезжает к бабушке в д. Стегневская. Зап. в с. Рягово, Каргопольский
р-н, 1998 г.
СМА – Смирнова Мария Анатольевна, 1954 г.р., зап. в с. Лепша, Няндомский
р-н, 2007 г.
ТАА 1 – Титова Александра Александровна, 1926 г.р., род. в д. Чертовицы
(недалеко от с. Абакумово). С 1945 г. живет в Каргополе. Зап. в г.
Каргополь, 2003 г.
ТАФ – Тарутина Александра Федоровна, 1925 г.р., зап. в с. Кена,
Плесецкий р-н, 2008 г.
ТСФ – Трухина Светлана Федоровна, 1942 г.р. Старообрядка. Зап. в с.
Лимь, Няндомский р-н, 2006 и 2007 гг.
УДА – Урожаева Дина Арсентьевна, 1940 г.р., 5 лет жила в Ленинграде,
сейчас живет в с. Благовещенск. Зап. в с. Благовещенск, Вельский р-н,
2009 г.
ШНВ – Шелгинских Наталья Васильевна, 1919 г.р. зап. в с. Моша,
Няндомский р-н, 2004 г.
Источники:
Каргопольский архив Лаборатории фольклористики РГГУ
Литература:
2.
Ахметова М.В.
Конец света в одной отдельно взятой стране (религиозные
сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф). М.: ОГИ. (В
печати).
См. Ахметова М.В. Конец
света в одной отдельно взятой стране (религиозные сообщества
постсоветской России и их эсхатологический миф). М.: ОГИ. (В
печати).
|