Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика

 

Лаборатория фольклористики РГГУ



 

Главная

Сотрудники

Учеба

Научные проекты

Конференции

Экспедиция

Хроника экспедиции

База данных

Архив

Фонотека

Публикации






Руководитель проекта:

С.Ю. Неклюдов

Администратор:

А.С. Архипова

Редактор:

А.П. Минаева

Дизайн:

А.В. Козьмин

Сайт создан в рамках проекта Московского общественного научного фонда "Виртуальные мастерские в общественных науках"

 

Координатор виртуальных мастерских:

Е.В. Лобза


 

 

<< На главную страницу "Фольклор и постфольклор"

СИДНЕВА С.

РАСТЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРАЗЫ В ГРЕЧЕСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ.

 

О соотношении фольклора и религии было написано немало работ. Интерес исследователей, главным образом, был направлен на так называемое «искажение» принятых форм церковной обрядности, канонических библейских преданий в народной низовой культуре. Известны труды, посвященные влиянию религиозной традиции на фольклор и, наоборот, поиску фольклорных элементов в ветхо и новозаветном предании. Достаточно вспомнить книгу Дж. Фрезера «Фольклор в Ветхом Завете».

Естественно, что греческий фольклор дает для подобного рода изысканий богатый материал, учитывая древность и фундированность религиозной греческой культуры, которая в определенные периоды истории Греции пронизывала фактически все стороны ее жизни и даже служила способом самоидентификации народа.

Нас в рамках данного исследования будут интересовать, прежде всего, поверья, предания, сказки, где присутствуют  мотивы, связывающие растения с библейскими  и евангельскими образами.

Прежде всего, следует сказать о том, что в традиционном сознании растения разделяются на две основные группы, имеющие этическую значимость, а именно на – благословенные и проклятые, «добрые» и «злые».

В свою очередь они могут быть проклятыми или благословенными изначально, с момента творения, в зависимости от того, кто их сотворил – Бог или Дьявол[1], или это может мыслиться как приобретенная дефиниция. От того, к какой группе принадлежат  растения,  зависят нередко и их свойства - благотворные или, напротив, вредоносные.

 

Благословенные растения.

К этой категории принадлежат растения, связь которых со священным персонажем заявлена уже в самом названии (имеется в виду народное название). Подобные названия условно можно поделить на несколько основных подгрупп: названия, имеющие отношения к библейским или евангельским персонажам, персонажам житий, предметам церковного обихода и устройства, просто содержащие корень agio- (свят-).

 Если говорить о персоналиях, наиболее «популярным» религиозным персонажем оказывается Богородица, так как большая часть народных наименований связана именно с ее образом. Поскольку в традиционном представлении она считается помощницей и заступницей, иногда даже перед самим Богом, не удивительно, что многие лекарственные растения, исцеляющие людей от болезней, которые воспринимаются как божья кара, носят имя Божьей Матери. Растения, посвященные Богоматери, часто употребляются в народной медицине для облегчения родовых мук у рожениц.

На втором месте стоят наименования, связанные со святыми. Мотивации  могут быть самими разными. Названия, содержащие имена святых часто мотивируются тем, что растение вызревает или собирается в день, посвященный данному святому, или связано с его житием. Названия лекарственных растений отсылают к традиции обращаться к различным святым с молитвами об исцелении.

Отметим, что бывает и обратное влияние, когда святой получает прозвище от растения. Так, святого Трифона в народе часто называют Trifillo[2] (его день как раз приходиться на день цветения клевера).

Согласно представлениям «народной библии» растение может быть сотворено тем или иным библейским или евангельским персонажем, может именоваться так по форме, по цветовой символике, соотносимой с сакральной. Так, белые цветы часто посвящают Богоматери, поскольку белый цвет традиционно символизирует чистоту или непорочность, что в религиозном народном сознании соотносится с идеей непорочного зачатия. Приведем несколько примеров:

1. Библейские и евангельские персонажи:

Богородица: to hortari tis Panagias или panagiohorto (травка Пресвятой Богородицы), tis Kiras horto, despinovotano (трава Госпожи Богородицы),

 heri tis Panagias (рука Богородицы), luludi tis Panagias (цветок Богородицы), tis Panagias aftaki (ушко Богородицы), tis Panagias krinos (одно из народных названий нарцисса – буквально лилия Богородицы), tis Panagias dakria (травянистое растение с белыми цветами, открывающимися во время Великого Поста, по народному преданию, выросло из слез Богоматери, когда та оплакивала Христа, поэтому и называется «слезы Богородицы»), tis Panagias zempuli (гиацинт Богородицы – во Фракии записана легенда, согласно которой Бог послал архангела Гавриила к Марии с этим цветком) .

Христос: Hristou pathi (Христовы Страсти), Hristankatho (Христова колючка).

Авраам: avramomilia (яблоня Авраама).

2. Святые:

agiovasilitsa (связано со святым Василием и выставляется на подоконник 1 января в день святого Василия), agianitis (цветы, которые собираются в конце июня на день святого Иоанна), louloudi Αϊ-Georgiu (цветок святого Георгия), tis Agias Annas to luludi (цветок св. Анны), agiadimitriaka (цветы св. Димитрия).

3. Название, имеющие отношение к церкви: kambaneles (колокольня), stavrohorta (крест-трава), kalogeraki, kalogria (монашек, монахиня).

4. С корнем agio-: agioklima(святая лоза) или agiofilo (святой лист).

Причисление растений к благословенным не всегда отражено в названии, однако традиционные мотивировки связаны также либо с моментом творения, либо благословение может даваться в качестве благодарности за услугу, оказанную библейскому или евангельскому персонажу, наконец, растение считается благословенным только потому, что произрастает в священном месте, находится в сакрализованном пространстве.

Итак, если говорить о происхождении растений, интересная легенда существует в Этолии о возникновении ели. Дьявол спорит с Христом, что тот не сможет взобраться на верхушку деревянной палки. Христос принимает спор, делает из палки лестницу и так взбирается на самую верхушку. Но на каждой ступеньке этой лестницы появляется зеленая поросль, чудесная лестница превращается в ель. Кроме того, это предание поясняет, почему ель вечнозеленая. Христос как бы передал ей долю своего бессмертия.

Считается, что колючее растение paliura  тоже сотворено Христом, который в свою очередь предложил на спор дьяволу, что тот не сможет войти в заросли этого кустарника. Примечательно, что колючие растения могут в народном представлении ассоциироваться  и с локусом нечистой силы, однако одновременно подобные растения воспринимаются и как апотропеи от вредоносного влияния злых сил, служат своеобразной оградой.

Есть ряд легенд, по которым шипы и колючки даются растению от Бога как награда, как защитное средство. В одной критской легенде говориться, что Бог изначально сотворил все растения без колючек и шипов, но как-то артишок (ankinara) взмолился Богу, что его плоды постоянно обирают воры, тогда Бог даровал ему колючки, о которые воры поранили руки.

Благословенными растениями считаются в новогреческой народной мифологии ежевика, олива, базилик, шалфей, кипарис, виноград, пшеница и кукуруза.

Что касается ежевики, то в этом случае легенда поясняет также одно из ее свойств, приписанное ей народным поверьем. В благодарность за то, что ежевика укрыла его от евреев, Христос сказал: «Пусть твоя верхушка станет корнем». С тех пор, по народному представлению, верхушки ежевики, когда разрастаются, они прогибаются, уходят в землю и дают новые корни. Есть вариант, связывающий ежевику с ветхозаветными персонажами. Авраам посылает Исаака за вином, однако Измаил опережает Исаака и приносит ежевичную бражку, выдавая ее за вино, сделанное из винограда. Тем не менее, Авраам благословляет растение, которое дает такой прекрасный напиток и благословляет его, говоря, что пусть как только ветка ежевичного куста коснется земли - она даст в тот же час новые корни. Это предание объясняет также, почему виноград требует труда при возделывании: потому что он не получил благословения от Авраама.

Олива считается священной, по одному из народных преданий, потому, что первая поклонилась Христу, когда узнала о его рождении. Другая легенда, которая приводится в «Новогреческой мифологии» Лукопулоса[3], поясняет, почему олива дает вкусное масло или почему оно используется для церковных лампадок. Согласно критскому преданию, оливковое масло произошло от слез Христа, который спрятался от преследовавших его евреев в кроне оливы. Надо отметить, что мотив преследования Христа вообще распространен в новогреческих народных легендах. Как правило, могут называться разные деревья, которые спрятали Христа (розмарин, мирт) и которые были впоследствии причислены к благословенным и наделены какими-либо благими свойствами (благоухание, плодородие, долгая жизнь, вкусные плоды и т. д.), но подобным благим деревьям противопоставлено в большинстве историй одно дерево-«предатель», а именно – олеандр.

В пасхальную неделю украшают крест базиликом. Народная критская легенда поясняет этот обычай следующим образом. Когда св. Елена искала крест, путь к  нему якобы указал запах базилика. Другое новогреческое  народное предание повествует о выросшем на могиле Христа базилике, который таким образом указал ученикам место погребения Христа.

С базиликом также связан своеобразный способ испытания веры. В день  Крестовоздвижения прихожанам в церкви раздают по веточке базилика, которую те приносят домой и ставят в воду. Если базилик прорастет – хороший был прихожанин, если завянет – значит грешил. Базилик со святой водой добавляли в тесто для изготовления куличей.

Кукуруза и пшеница (arapositi и sitari) считаются благословенными потому, что признали Христа и поспешили прийти ему на поклон.

Событиями священной истории может мотивироваться применение тех или иных растений в народной медицине. Так, во Фракии для врачевания душевных болезней или меланхолии используют prasini mirudia, fliskuni, agriodismos (шалфей).  Оказывается, листочки этой травки жевала Богородица, чтобы забыть свою великую горесть после распятия Христа. Аналогичные верования существуют на Сицилии[4] и в Калабрии.

Свойства могут принадлежать как виду вообще, так и конкретному растению, произрастающему в данной местности. Для народной культуры вообще свойственно привязывать сакральную историю к конкретному локусу, то есть библейские события могут разворачиваться в пределах деревни информанта. В одной из греческих деревень Калабрии (регион Аспромонте), например, указывается дуб, под которым отдыхала Богородица и тень которого поэтому считается целебной. Отметим, что в народных легендах вообще распространен мотив отдыха апостолов  или Христа под разными деревьями, которые с тех пор стали святыми. На Родосе есть сосна, под которой якобы отдыхала Богородица, поэтому эта сосна считается священной.

Подобные деревья запрещается рубить, им приносят ipsoma – освященный хлебец, который помещается в специально сделанную и затем замазанную расщелину. Деревья такого рода поэтому называются ipsomena.

Как уже было сказано выше, благословенным растение может считаться и потому, что произрастает в «благословенном месте».

В народных преданиях Скиафоса[5], например, указывается дерево, произрастающее в Иерусалиме, на котором Богородица сушила пеленки Христа. Это растение считается священным, поскольку к нему прикасались священные персонажи и поскольку оно относится к священному пространству.

Приведем любопытную историю, зафиксированную в «Преданиях»  Политиса. Легенда рассказывает о черном коралле (giusuri) и описывается в народной легенде как кустарник, который растет на дне морском с ветками без листьев. В море он красно-желтый, а когда вытащишь, становится черным. В Иерусалиме из него делают кресты. В данном случае предмет, изготовленный из коралла, используется в религиозной практике и соотносится с сакрализованным местом. Вообще традиция почитать растения, принесенные из мест, связанных с земной жизнью Христа, Богородицы или других библейских персонажей, восходит еще к практике паломничества и принесения разного рода реликвий, в качестве которых может представать и растение.

Связь растения с сакральным пространством может проявляться и в других формах. Любопытно проследить, какие в народном преставлении растения произрастают в Аду, а какие в Раю.

Я бы хотела подробнее остановиться на двух мотивах, связанных с деревьями, упоминаемыми в плачах, которые иногда могут иметь отношение и к религиозной образности по народному представлению.

Приведем описание Рая, встречающееся в плачах области Мани[6]:

Есть посреди Рая сад,

посреди сада кипарис растет,

у корня кипариса чистый источник бежит,

приходят туда юноши – бриться, девушки – стирать,

приходят туда молодцы – камень бросать,

приходят детки малые в корыте мыться. [7]

 

Иногда кипарис помещается не в центре Рая, а на краю.  Но как бы то ни было, кипарис связан с сакральной локализацией. Не случайно в песнях данного типа появляется именно кипарис, это дерево ассоциируется с символикой смерти и высаживается на кладбищах. Это же дерево считается священным. Из него делают кресты.

Важную роль иногда играет не только пространственный, но и временной фактор.

 Некоторые растения вступают в силу только в связи с определенным временем, например, на религиозные праздники. Как, например, ветви вербы, пальмы, ивы, которыми хлещут детей, женщин или скот на Вербное Воскресенье. Или только собранные накануне дня св. Георгия крапива (tsuknida) и молочай (galaksida), пучки из которых вывешивают на калитку двора или загона для скота, могут вернуть коровам, овцам и козам способность давать больше молока.

Молочай наделяется подобными свойствами, очевидно, еще и по названию и по сходству своего сока с молоком. Согласно критской легенде, однако, он считается проклятым Христом, как выдал его  евреям. Поэтому сок молочая очень едкий.

На небольшом островке Липси есть предание о расцветающих на Благовещение сухих лилиях у чудотворной иконы Богородицы.

На Крите считается, что на Чистый четверг зацветает aspalathos колючее растение с желтыми цветками.

Когда дрок  цвести начнет,

Курочка яйцо кладет,

Когда  дрок стручок дает,

Та уж деток поведет[8].

В этот же день принято искать яйца куропатки и удерживаться от того, чтобы их не съесть, что воспринимается как своеобразное испытание стойкости во время поста.

Для причисления растения к благословенным иногда достаточно бывает его формы. Так, трилистники ассоциируются с Троицей, семилистники с семью дарами, крестовидные с крестом ecc.

Священным то или иное растение может считаться потому, что из него изготавливают предметы из церковного обихода. К таковым, в частности принадлежит, кипарис, служащий для изготовления крестов и церковной утвари.

 

Проклятые растения.

Как и благословение, проклятие может быть связано с моментом творения, насылаться в результате какой-то провинности, при соприкосновении с проклятым персонажем или зависеть от локализации или времени.

На Крите, например, известны легенды о том, почему олеандр имеет горький вкус, а  растение, называемое «azogiro», неприятный запах. Когда евреи преследовали Христа, он спрятался в кроне ливийского кедра, и тот специально увял, чтобы не привлекать внимания евреев, мирт стал сильнее пахнуть и усыпил евреев своим ароматом, олеандр же, напротив, хотя ему даже  не время было цвести, расцвел, чем привлек внимание преследователей. Про олеандр Христос вспомнил, когда губка с желчью коснулась его губ, и проклял олеандр, который с тех пор и имеет горький, как желчь вкус.

Еще одно  народное предание повествует о некоем azogiro или azofito, которое раньше называлось agiogiro или agiofillo. Это дерево, которое позволило Иуде повеситься на своих ветвях, в то время как другие растения отвергали великого грешника. С тех пор оно обрело неприятный запах, хотя до этого благоухало, и даже животные его избегают, а если кто-то из животных пожует его веточки, то у этого животного испортится молоко. Растение меняет не только свойства, но и название, перестает быть «святым растением». По другим вариантам, Иуда повесился на смоковнице или осине, которые, соответственно, считаются проклятыми деревьями с тех пор. Д. Лукопулос приводит в своей книге «Новогреческая мифология» еще одно предание из Этолии, которое объясняет, почему смоковница считается проклятой. Как-то Христос был голоден и попросил смоковницу дать ему поесть, но та отказала ему в просьбе, за что и была проклята. Не исключено, что данная история восходит к евангельскому преданию о сухой смоковнице, которое было своеобразно интерпретировано в народной традиции. Считается также, что в фиговом дереве живет черт, поэтому нельзя спать под его тенью.

Распространен мотив, связывающий проклятие растение с тем, что оно дало материал для изготовления креста, на котором распяли Христа, притом,  что сам крест - священный символ. Новогреческая традиция в качестве такого дерева называет lidurija (разновидность дуба).

Люпин имеет горький сок, потому что его прокляла Богородица за то, что поранила об него ноги, когда в горе бродила по лугам:

 

̀Ame ke si lumpunarikjia tin pikra mu paris

os ine ta hila mu pikra, na gini o karpos su[9].

 

Прими же и ты, люпин, мою горечь,

Как горьки мои губы, пусть также горьки будут и твои плоды.

 

 То же проклятие получил и олеандр за то, что Богородица изорвала об него свои одежды.

Некоторые растения наказывались за свою гордыню, как, например, овес (vromi), который в отличие от кукурузы и пшеницы опоздал на поклон Христу, потому что прихорашивался. С тех пор он имеет обильный цвет, но мало зерна.

Иногда достаточно просто соприкосновения со священным или, наоборот, проклятым персонажем, чтобы растение стало священным[10] или проклятым. Орешник в некоторых областях Греции и вообще Балкан считается проклятым деревом, так как под ним по народным поверьям собираются черти, а каликандзары накануне Рождества всплывают по подземным источникам именно в ореховых скорлупках.

Важную роль играет также локализация растения. Ниже приведем песни, связанные с образом Ада:

 

Проклятье тому, кто вырастил сладкую яблоню в Аду

и повесил на нее длинную саблю и золотой платок,

и бросил у корня ее курагу и орехи.

Прибегают юноши за саблей, девушки – за платком,

А дети малые за курагой и орехами.[11]

 

 

На перекрестке стоят яблоня и большой лавр.

Счастливые и удачливые идут –

сладкие яблоки берут,

Несчастные и горемыки идут –

слезы лавра пьют[12].

 

Здесь своеобразной приманкой в Ад становится яблоня, на которой вывешены золотое оружие, наряды, игрушки и т.д. Человек, не избежавший искушения, попадает в руки смерти. Здесь можно усмотреть  и некую связь с мотивом грехопадения, вкушения запретного плода, через которое люди стали смертны. Можно усматривать и идею нарушения табу. Предметы, развешанные на дереве, часто являются золотыми, а золотой маркирует сакральность предмета.

В некоторых песнях яблоня, напротив, является символом жизни, а смерть принимают те, кто вкусил zumi dafnis (сок лавра). То есть лавр предстает в качестве «запретного дерева». Растения также обретают дополнительную символику, связанную с судьбой человека. Одно растение становится своеобразной аллегорией человеческого счастья, а другое – несчастливой судьбы.

Примечательно, что Ад иногда оказывается вовсе лишенным растительности, в песнях Харона[13] есть, например, мотив, когда герой жалуется, что он должен уйти туда, «где не растут деревья», имея в виду Kato Kosmo (Нижний Мир).

К событиям священной истории могут быть привязаны объяснения некоторых запретов, табу, связанных с растениями.  В книге «Календарные обряды» Г. Мегас[14] приводит поверье, которым объясняется запрет есть на день святого Иоанна Крестителя плоды, имеющие черный или красный сок (черный виноград, смородина и другие подобного рода).  Согласно народной легенде, они почернели от крови убиенного пророка. Здесь же идет пояснения такого признака как цвет. Собственно растение не является проклятым, но оно становиться на некоторое время запретным.

 Примечательно, что дурные болезни, насланные, по народному представлению, нечистой силой,  могут, напротив, исцеляться проклятыми или «чертовыми» растениями. В данном случае, по всей видимости, действует принцип «подобное подобным». Так, например, в сказке «Чертова мать[15]» рассказывается о том, как черт насылает на царевну болезнь, исцелить которую возможно только при помощи листьев с «чертового» дерева (dialodendro). Подробное описание этого дерева дано в сказке. Любопытным предстает здесь и само описание собрания дьяволов, где называются их имена и представлена целая иерархия нечистой силы. Но отметим, что и в реальности растение с аналогичным названием используется для исцеления болезней, вызванных, по народным представлениям злыми духами. Как объясняют народные целители: «Это растение черт придумал, значит, оно от него и будет». Возможна и обратная зависимость, когда растения называют «чертовыми» именно потому, что они используются против злых духов.

Подводя итог, надо сказать, что христианское играет в новогреческом фольклоре важную роль и наряду с античным наследием становиться еще одним источником образности. Конечно, образы священного писания и предания претерпевают своеобразную интерпретацию в фольклоре, оставаясь в одном случае ближе к первоисточнику, в другом дальше.

Мы ограничились в данной работе исследованием только религиозной образности растений, так как в традиционной картине мира растения являются одним из наиболее важных образующих элементов и так как с ними связано большое число народных легенд, отсылающих нас к библейской или евангельской традиции. Кроме того, интересно проследить, какие растения какую значимость и символику приобретают именно в греческой традиции. Довольно стандартный набор значений, у разных народов отдается разным растениям. Имеют место случаи замен, переносов[16].

Выделим несколько аспектов, в которых проявляется религиозная значимость растений: наименование, происхождение, свойства, объясняемые исходя из событий священной истории, применение.

В зависимости от того, с какими событиями, персонажами священной истории имеют связь растения, возникают следующего рода оппозиции: растение святое, благословенное, чистое, благотворное и, наоборот, нечистое, проклятое, вредное.

В заключение приведем следующую таблицу:

благословенные растения

проклятые растения

Avramomilia (яблоня Авраама)

azogiro или azofito (анагирос)

Agianitis (цветы святого Иоанна)

Vromi (овес)

 Agiobasilitsa (цветы святого Василия)

Galaksida (молочай)

agioklima  или agiofillo (святая лоза или святой лист)

Karidia (орешник)

Agriodismos (мята)

Liduria (дуб)

Agiodamatrijaka (цветы св. Димитрия)

Lupine (люпин)

Aspalathos (дрок)

Pikrodafni (олеандр)

Vasilikos (базилик)

Sikia (смоковница)

Vatos (ежевика)

 

 

 

Giusuri (морской коралл)

 

Despinovotano (трава Госпожи Богородицы)

 

Elia (олива)

 

Kalogeraki  или kalogria (Монашек или монахиня)

 

Kampaneles (колокольня)

 

Kiparissi (кипарис)

 

To luludi tis Agias Annas (цветок св. Анны)

 

To luludi tu Agiu Georgiu (цветок св. Димитрия)

 

Tis Kuras horto (трава Госпожи Богородицы)

 

Panagiohorto (трава Пресвятой Богородицы)

 

Prasini mirudia (щалфей)

 

Tis Panagias

aftaki (ушко)

dakria (слезы)

zempuli (гиацинт)

krinos (лилия)

luludi (цветок)

heri (рука)

hortari (травка) Богородицы

 

 

 

sitari (пшеница)

 

stavrohorto (крест-трава)                   

 

fliskuni     (шалфей)                 

 

Hristu pathi  (Христовы Страсти)                     

 

Hristankafo  (Христова Колючка)                    

 

 

Необходимо заметить, что данные этой таблицы не представляют единственно возможный способ интерпретации приведенных растений в новогреческом фольклоре. Так, смоковница не всегда предстает в народном сознании как проклятое дерево, известны, например, народные предания, о нахождении иконы на смоковнице. И, напротив, заросли ежевики могут быть местом обитания нечистой силы. Данная таблица отражает скорее наиболее распространенные и частые представления о том или ином растении.

t

 

 


Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.

 

 

Информация | Сотрудники | Учеба | Научные проекты | Конференции | Экспедиция
Хроника экспедиции | База данных | Фонотека | Публикации



[1] В народной традиции Бог и Дьявол иногда предстают как почти равные демиурги, противостоящие друг другу.

[2] trifillo по греч. означает «клевер».

[3] Лукопулос Д.  Новогреческая мифология – животные – растения, Афины, 1940.

[4] G. Pitre, Usi e costume, credenze e pregiudizi del popolo Siciliano, Firenze (Barbera), 1939, vol.Ш, p. 251.

[5] Γ. Α. Ригас-Экономос «Народная культура Скъафоса».  Салоники, 1962.                                                                                                                                                                                                                         

[6] Этот и последующие переводы сделаны мной.

              [7] S. Кугеас Песни Нижнего Мира. Плачи центрального Мани. Афины 2000.  C.35

[8] Α.Εμμ. Стивактакис «Предания и традиции Крита». Афины, 1999. C. 22.

[9] Лукопулос Д.  Новогреческая мифология – животные – растения, Афины, 1940. С.197

[10] Вспомним мотив отдыха библейских или евангельских персонажей.

              [11] S. Кугеас Песни Нижнего Мира. Плачи центрального Мани. Афины 2000.  С. 20

 

[12] S. Кугеас Песни Нижнего Мира. Плачи центрального Мани. Афины 2000.  C.72-73

 

[13] Харон в новогреческой народной мифологии  не жалкий лодочник, перевозящий души, а полноправный властитель Подземного царства. Иногда, однако, он выступает в роли ангела смерти, которого Бог посылает за душами. Последний мотив более характерен для преданий или сказок, нежели для песен.

[14] G. A. Megas «Greek calendar customs”, Athens 1982.

               [15] Кафандарис К.  Греческие народные сказки.1998. Т.2.

 

[16] Классический пример – Пальмовое Воскресенье, ставшее Вербным.