Сметанина Татьяна
Образы человеческого тела в русской народной драме
и традиции ряженья.
Усиление роли телесности в фольклорном образе
человека, карнавальность поведения выступают как симптомы выхода из системы
культурных табу. Примером тому - всевозможные вольности, «скабрёзное поведение»
ряженых, с одной стороны, и откровенно вызывающие действия Петрушки, с другой.
С этих позиций мы и рассматриваем образ человеческого тела в русской народной
драме и традиции ряженья.
Как правило, «петрушечья комедия» весьма насыщена телесностью.
Важно отметить, что, из всех персонажей кукольной драмы только Петрушка
показывается зрителю целиком, остальные куклы – лишь верхней частью (наблюдение Н.И. Савушкиной и А.Ф.
Некрыловой). Образ человеческого тела
ярко обыгрывается в сценах общения
Петрушки и «чёрного Доктора» (в ряженье он семиотически синонимичен образам
ряженого покойника-«умруна» и чёрта), а также Петрушки и Барыни (варианты:
Невесты, Жены, Дочери Барина и др.; в ряженье образ Барыни семиотически
синонимичен образам Беременной Старухи, Ряженой Невесты, Турчанки с Ребёнком).
Обращение к
телесности в народном театре и традиции ряженья тесно связано с понятием
материально-телесного низа. Ритуальное освобождение от одежды (метафорически
иногда реальная нагота замещается обыгрыванием фаллического символа в виде,
например ложки, моркови, чересчур длинного носа маски Старика), сцена «свадьбы»
московского Петрушки (при которой, по словам Д.А. Ровинского, «прекрасный пол
присутствовать не может»), так называемые «ряженнические хулинки» (непристойное вышучивание сексуального
поведения присутствующих) помимо эротической идеи, имеют магическую функцию
плодородия.
Как в народном театре, так и в ряженье в связи с
телесным упоминается смерть (как правило, карнавально сниженная, комически обставленная).
Петрушка убивает Немца или Доктора, Умрун хватает «неряженых», колет их
иголкой, как бы приобщая к миру «нечистых», к смерти.
Мотив убийства содержится также и в эпизодах с
участием зооморфного персонажа. Обычно такое убийство совершается посредством
удара по голове или по горшку, изображающему голову (в «петрушечьем театре»
особенно часто). Этот способ «умерщвления» отличается большой стабильностью и напоминает свадебное битьё
горшков – символическое действие эротического характера.
Карнавальное восприятие смерти как одного из
переходов «внутри» телесного существования, соответственно, цикличный характер
фольклорного хронотопа, подтверждает финальное заявление Паяца о скором
возвращении Петрушки из преисподней.
Литература
1.
Ивлева Л. Ряженье в
русской традиционной культуре. СПб, 1994.
2.
Морозов И. А. Женитьба
добра молодца. Происхождение и топология традиционных молодежных развлечений с символикой
«свадьбы»/«женитьбы». М. 1998.
3.
Фольклорный театр /
Вступительная статья, комментарии А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. М.
Современник, 1988.