|
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|
|
Комарова Вера
Ратняя червь |
Первая научная публикация,
посвященная нашей теме - статья М.Л. Лурье «Двига – ратняя червь –
червонный гад (из полевых открытий последних лет)».
Согласно этой статье, в августе 1997 года двумя группами
фольклорной экспедиции Академической гимназии Санкт-Петербургского
государственного университета независимо
друг от друга был записан не встречавшийся ранее ни в старых
этнографических публикациях, ни в полевой практике сюжет о ратней
черви (также называемой двигой или червонным гадом). В
2006 году вышла книга Ю.И. Винокуровой «Животные в традиционном
мировоззрении вепсов (опыт реконструкции)»,
в которой также содержится информация о ратней черви. С 2005 года
рассказы о ползущем по земле живом существе, состоящем из
огромного множества одинаковых небольших червячков, регулярно
фиксировались фольклорной группой Российского Государственного
Гуманитарного Университета под руководством доц. А.Б. Мороза, работавшей
в Няндомском районе Архангельской области. В этой статье мы постараемся
изложить и систематизировать собранный материал о ратней черви.
Информанты описывают ратнюю червь так:
«А ищё
видала эту… ц’ерфь. Ратный ц’ерфь. <…> Вот она большая, а фся из
маленьких ц’ервоц’ёк. Вот так крю… крюками [показывает пальцем, как
крючком изгибаются червячки] идёт-идёт-идёт-идёт, а сама горбатая, так
вот фсё как-то виляец’е. А мелкая-мелкая она, а ия много. Идёт она такая
клином. <…> Она белая-белая, эта… ц’ервоцька. Ц’ерфь она большая
обыкновенна, а только мелкими ц’ервоцьками. Идёт вот такая, метра
полтора, наверна… Вот ратний ц’ерфь называец’я. Вот я эту видала. <…> [Что
будет, если она на человека найдет?] На ниц’ё она ни зделат, она… такая…
ц’ервоцька, а мелкими ц’ервоцьками, дак ницё она ни зделат. Я думаю, не
должна она зделать. [После ее появления ничего не случилось?] Нет.
Нициво ни слуцилось. А вот где она шла, эти мелки ц’ервоцьки остались по
одной да по две ползут взади ишо, бутто вроди как догоняют, а… она… тожо
трусицц’и. Она не одной ц’ервей-то как бы, она в одной… » (Евдокия
Михайловна Савина, 1923 года рождения, родилась в с.
Мехреньга-Никишинская, 4 кл. образования; запись сделана в с.
Мехреньга-Гришинская (Няндомский район Архангельской области) в 2005
году).
«Цела
гусеница идёт один за одним. Они как срослись вместо [вместе]. Вот такие
ползут оне … [Вы не видили такого червя, который как бы из многих
состоит?] Ни видила? Да видила, даже целый килом… целый метр видела.
[Метр таких?] Да. [А что это?] А вот они как… <…> И вот шли о… о… от
Низу [деревня Лими], и н… по … эт… прош… ни про… сухая погода-та была, и
такая дарога-та натоптана, вот каг глина. И вот такой… целы метр…
двигалось. Целый метр и такой… толстый-толстый чирьвяк, и у мьня Саша-та
ищё иго росматривал, што гът [говорит]: «Нет, ты… сайидения-та у ниво,
што не… нет… у них саидинения нет, он такой, и он такой… как вам
сказать, и вроди и колючий, и вроди такой пушистый какой, и он… читырёх
ли… ли пити сортоф, такой вит [вид] -та у нево… какой-то он… и зиленый,
и блистяшшый, и какими-та, каг бы и
снижинками. Мы на каленках стаяли росматривали. <…> Наверху такой вот
на… на… верх у ниво такой какой-та вот он такой верх-та, и он толстый.
<…> [Рассказывает о том, как у Саши в деревне (Каргопольский район) тоже
видели таких червей]. Саша гот [говорит]: «У нас есть, но ни такие», а
вод здесь-та мы видели… он зилёный, а у них какой-та чёрный..». (Людмила
Григорьевна Крехалева,1939 года рождения, родилась в с. Канакша, 7 кл.
образования; запись сделана в с. Лимь-Наволок (Няндомский район
Архангельской области) в 2006 году).
[Не знаете такого червяка, их много, а кажется, что один?] «А, знаю,
видала дажи. Два раза. Это называици ратьняя черфь. Вот оно… Они такие
чирвочки вроди вот таки вот они нибольшие, а их много-много-много-много,
и так они фсе шивиляца, фсе шивиляца, так иньтиресно смотреть, как она
ползёт. Сначала где голова, голова такая толстая, вот так вот такая вот,
вот такая она длинная-длинная, больши метра, до двух метроф эта
ц'ервь
бывает…» (Нина Ефимовна Трапезникова, 1928 года рождения,
родилась в с. Лепша-Осташевская; запись сделана в с. Лепша-Ступино
(Няндомский район Архангельской области) в 2007 году).
Как видим, длина ратней черви достаточно велика (до двух метров),
«рать» ползет единым строем и так плотно, что наблюдатели часто даже не
могут различить границы входящих в нее червячков, но зато выделяют
голову среди основной массы. Цвет ратней черви может быть
разным - в одном сюжете червь белая, а в другом состоит из нескольких
сортов червей: зеленых и блестящих, пушистых и колючих, и
информантка добавляет, что в Каргопольском районе видели ратнюю червь
черного цвета.
Нами также была зафиксирована поговорка, отражающая небольшую скорость
перемещения ратней черви: «Из-за эти гъворят: «Ну, ползи, как ратний
ц’ерфь». Как кто тихо бридё, дак вот это бывае поговорка. Я слыхала эту
поговорку, а потом наглиделась». (Евдокия Михайловна Савина, 1923 года
рождения, родилась в с. Мехреньга-Никишинская, 4 кл. образования; запись
сделана в с. Мехреньга-Гришинская (Няндомский район Архангельской
области) в 2005 году).
Ответы информантов на вопрос, что надо делать при встрече с ратней
червью, несколько разнятся. Первый вариант действий таков:
расстелить перед червью платок (согласно некоторым рассказам, именно
белый платок), позвать ее прийти на платок, загадав
при этом деньги, хлеб или детей, и если червь взойдет на платок,
завязать ее, отнести домой и засушить. При этом подчеркивается, что
червь идет на платок сознательно, только в том случае, если у
загадавшего действительно будет много денег, хлеба или детей. Таким
образом, ратняя червь наделяется чем-то вроде пророческого дара:
«Вот идём, а ужи позно время-то, так некогда было: раньше, говорили,
вызывали эту черьфь ну… хто плат белый посьтилят, и вот и вызывают, што
пойдёт ли черьфь, напримет-от: «Давай на хлеп». На хлеп вызвал – ни
идёт. На деньги – ни идёт. У нас папа вызывал на ри… дь… на дитей. На
рибят. Шесь девок было. Шесь девок мама родила. [А как вызывали?] Ну вот
плат посьтилил, на деньги ни идёт, на хлеп ни идёт, ну давай на дитей.
Ц'ерьфь пошла. Ф плат… ф плат
иё, значит она придёт, иё ф плат завяжут и домой принесут и засушат.
<...> [И куда потом?]. Дак куда, так и ф сараи так она и висит потом. [А
это много червячков?] Много, дак они фсе высохнут. [И сохраняются?] Да,
ну форма-та ить уси ни та, она высохнед дак. <...> [А вызывают, когда
она ползет?] Она ползёт-то очень тихо. Фпириди черьви этот плат-то
посьтилают и вот и зовут, што: «Заходи на платок вот, што и денек у миня
будет много. Вот, а если денек нет, дак уш
ц'ерьфь и ни пойдёт, эсли денёк
нету – дак, а эсли уш, видимо, ц'ерьфь
знаэт, што у иго де… деньги есь, и пойдёт на плат. Ни знаю уш, насколько
правда, ни знаю. [А надо положить деньги на платок?] А ни знаю, мо… или,
может, надо положить, или так просто, штобы деньги водились, ни знаю, ни
знаю, как. [А ей что-то говорят?] Да, вот это ей и говорят,
ц'ерви-то этой, мол, заходи,
ну н… х… иди на плат, ну што у миня денег будет много. Или у миня хлеба
буит много. Или дитей будет много». (Нина Ефимовна Трапезникова, 1928
года рождения, родилась в с. Лепша-Осташевская; запись сделана в с.
Лепша-Ступино (Няндомский район Архангельской области) в 2007 году).
«… церфь идёт целым… И ия собирают, эту церфь. Постелют што-нибуть и…
<...> Катерина, когда она вот фстретила… эту ц’ерфь, розостлала плат, и
она и… фся собраласе ей на это… на плат, и эту, хто эту церфь поимаёт,
дак у тово хорошо будёт. <...>[Что с ней сделать надо?] Поимаш, дак
домой принеси куды-нибуть уш, вот, я не знай, дома-то куды ия на[д]ъ
деть. Но б… богацтво какоъ-то придёт да. [Смеется]. Хорошо». (Зоя
Афанасьевна Борыгина,1930 года рождения, родилась в с. Лимь-Наволок;
запись сделана в с. Лимь-Низ (Няндомский район Архангельской области) в
2006 году).
«[Ратнюю червь приносят в дом?]. Ни знай, ни знай, вот это ни знаю, кода
и вот в дом-то принесёш… целый, это противно даже смотреть на них».
(Людмила Григорьевна Крехалева,1939 года рождения, родилась в с.
Канакша, 7 кл. образования; запись сделана в с. Лимь-Наволок (Няндомский
район Архангельской области) в 2006 году).
Отметим кстати, что восприятие ратней черви в традиционной
культуре находит множество параллелей со змеей. По классификации А.В.
Гуры
змеи и черви относятся к одному и тому же классу змееподобных
гадов, причем «признак единичности или множественности не
является отличительным для всего этого класса в целом». Возможно,
поэтому о ратней черви говорят как о едином существе, а не о множестве
или группе живых организмов. Устойчивая ассоциация со змеей проявляется
в ожидании от черви богатства, счастья, благополучия в доме и
плодородия. При встрече с ратней червью информанты считают нужным
постелить белый плат, как стелют перед змеей, если хотят получить ее
волшебную корону, алмаз или рожки; потом завязать этот плат и отнести
червь домой, - как и змея, живущая в доме, она становится
покровителем или образом предка дома.
Второй вариант действий не предполагает собирания черви – перед
ней просто кладут деньги, хлеб или уголь и примечают, на что поползет.
При этом хорошо (плохо) будет тому, кто червь при этом видит. Этот
вариант напоминает комплекс святочных гаданий с курицей, когда птице
предлагают выбрать между водой, хлебом и кольцами, соответствующим
образом истолковывая ее действия и дальнейшую судьбу гадающего:
«Ищё вроде… вроде ложат… хлеп и деньги или чево-та, ну дак от, куда он
поползёт этот чêрвяк. <...> ... ўот куда
пойдёт, эси на деньги, значит, бо… значит, деньги у тебя будут водица, а
эси на хлеп, значит хлебный г… гот будит». (Анна Андреевна Амосова, 1920
года рождения, родилась в с. Мехреньга-Мальшинская, училась в Москве на
библиотекаря; запись сделана в с. Мехреньга-Мальшинская (Няндомский
район Архангельской области) в 2005 году).
«У нас на заводе [имеется в виду маслозавод]: вот кладут уголь или хлеп
– на что пойдёт. У нас старик один говорит: «Кладити хлеп, деньги, -
вот, три сорта, - уголь – на што пойдёт». Она ото фсиво отворациват, ни
на што ни вышла. <…> Бегали у нас фсе рабочи, глидили на эту на ратню
ц’ерфь. [Для чего это надо, чтобы она пошла на хлеб или уголь?] Ну дак
как на хлеп, дак хорошо, а на уголь, дак плохо. На деньги тожо хорошо, а
она никуда не пошла, она отворац'иват
ото фсиво, пошла дальши. <…> [Что значит «хорошо» и «плохо», если она
пойдет на хлеб или уголь? Кому хорошо?] Дакъ… хорошо хто увидел. Если
она… на деньги пошла – хорошо, на хлеп пошла – тожо хорошо. Хто увидит
дак. А мы фсе навиделись дак. Это старик клал. Фсё опходит, и пошла
своим путём, под гору». (Евдокия Михайловна Савина, 1923 года рождения,
родилась в с. Мехреньга-Никишинская, 4 кл. образования; запись сделана в
с. Мехреньга-Гришинская (Няндомский район Архангельской области) в 2005
году).
Возможность гадания с ратней червью, по всей видимости,
объясняется неожиданностью, маргинальностью встречи с ней, так как
маргинальная ситуация предполагает маргинальное поведение.
Отметим также отнесение ратней черви в разряд существ женского
пола (ср.: «она белая-белая, эта… ц’ервоцька», «вот это ей и говорят,
ц'ерви-то этой», «она ползёт-то
очень тихо» и др.). Возможно, это объясняется приписываемой черви
функцией плодородия или ассоциацией со змеей.
В заключение скажем, что помимо упоминаемых в статьях М.Л. Лурье и Ю.И.
Винокуровой названий ратней черви, нам удалось зафиксировать еще
одно – розжива.
«Церфь… и… эсь, каг же у нас – рожжыва. Рожжыва называют, церфь… церфь
рожжыва. [Розжива?] Ну, длинная такая… <...> Она церфь рожжыва у нас дак
называецце». (Зоя Афанасьевна Борыгина,1930 года рождения, родилась в с.
Лимь-Наволок; запись сделана в с. Лимь-Низ (Няндомский район
Архангельской области) в 2006 году).
Это слово
предположительно образовано от глагола 'разжиться' (например, деньгами).
Таким образом, это название отражает народное представление о том, что
ратняя червь приносит в дом достаток и всяческое богатство.
|