|
СВЯТОЧНЫЕ
ГАДАНИЯ
Кречетово-Чагово
- 1996
ЮФ;
ВЕ;
[Какие
еще (кроме зачерчивания на перекрестке) есть
гадания?] Ещё тут блютцо, но я на блютце не
гадывала. В зеркало смотрят - у нас мама
расказывала: в Святки, в нежилом доме, пошли и
смотрели в зеркало. Зеркало вот так на стенке.
Свечки поставят четыре. Свечки... ну как типа
трюмо. На трюмо, наверно, свечки вверх и вниз по
две свечки. И сидит вот так к этому зеркалу. И
смотрит в маленькое зеркало напротив этого
зеркала. Вот смотрит она в это зеркало, а он... а
свеча эт там. Говорит, смотрела-смотрела, вдруг,
говорит, чево-то такое
заколыхалось-заколыхалось, заколышалось, как
типа савана. Такоё белоё, говорит. Как ближе-то
стало подходить, я, гът, вскочила, да бежать,
думала в обморок... всё упаду. Этот год у них умёр...
дядя у ней умёр. Она воспитывалась-то тоже у
сестры... у зятя дак... зять умер.
[Как
гадали с блюдцем?] Блютце? Напишет он эти... буквы
ли, чево ли, блютцем - как они... ну, раньше всё...
пишут вон в газетах сичас, как раньше гадали, а мы
не гадывали никак. Вот токо чертиц_а-то ходили.
ШГЯ;
Кречетово-Евсино-Филипповская
- 1996
АБМ;
Вот
у нас мама расказывала: папа был когда на войне,
они чцертилися. Говорят, из бани вышли с
соседкой. И на... веники- парились, и на этом венике
зачцертились. Говоит: я зачцертилась
на отца: идёт вот оттуда, от Залисья и
розговаривает. Идет мущина, говорит, голосу
узнать не можем, ну вот как тут полем, дорогой.
Идет, разговариват. Идёт мущ_ина, говорит, голосу
узнать не можем, ну, вот как тут полём, дорогой.
Идёт, розговаривает. И говорит [мать], я,
спрашиваю: "Марья, слышишь?"- соседку. - Да, -
гоит, - слышу, кто-то из Залесья идёт,
розговариваит. Ну, видимо, вышли ёни из этово
круга. Зачцертились, ей тожо сын был на
войне, дак на сына. И вот, говът., у церквы, тчешут
топором доску, даже звенит топор, вот такоё. И она
спрашиват у мамы: "Оля, слышишь?" -Слышу. -А чё
слышишь? -А тчёшут топором. -И я, - гът, - это
слышу. А немного - похоронная пришла: убит. Сына-то
убили. Это к смерти, что вот доску чцёсало-то, как
гроб. А папа пришёл оттуда озером из той деревни.
Вот, говорят, чцертиться-то, так правда.
[Чертились с открытыми глазами].
БЕА;
Кречетово-Евсино-Ручьевская
- 1996
ЕЛ;
НВ;
Мама
рассказывала, ещё девкой была, и их один мужчина
водил чертить. Чертилися раньше в Святки. Почцертят,
в круг посадят, вот и сиди в кругу. Что бы тебе не
послышалось, что бы не показалось, а сиди. Вот он
привёл на реку, очцертил, а сам пошёл. Он,
наверно, с лесным знался. Говорит: "Что вы
услышите, что увидите - ни с места из круга". Мы
сидим в кругу, как пошёл ветер, как пошел ветер,
так сосенки, вершинки чуть не до земли. Мы,
говорит, уже и боимся. Потом он подходит и
говорит: "Каждая про себя знаете, а идёте -
когда на себе [месячные]- идти нельзя. А у одной,
наверно, было. Больше испугалися, больше ни на
ково не чцертилися. А на эту девку, [которую]
чцертилися, он сказал: "Выйдешь замуж,
проживёшь тридцать недель и умрешь. Она вышла
замуж, через 30 недель померла.
РМВ;
Кречетово-Евсино-Ручьевская
- 1996
АП;
АЗ;
[РМВ:]
Как, вот, мама рассказывала, ходили они за три
километра на реку чертица. Святки, дак ходят,
чертят. Их один мужик привел на речку, очертил,
грит [говорит], садитесь в круг и что услышите, что
учуете - из круга не выходите. Ну и почертилися на
одну девку. И он пошел - с лесным знался, значит.
Грит, как ветер подул, дак эти, грит, сосенки, вот,
вершинки, чуть не до земли клонилиси. Так пошел,
значит, шум да ветер. Он приходит и говорит:
"Кажный про себя знаете, а идёте чертится".
Ну, эту девку самую последнюю поставили, на
которую чертилиси. Он сказал: "Тридцать недель
проживёшь замуж выйдешь всё, заболеешь и
помрёшь". А больше никто не согласилси. Все
испугались и не стали чертится. Так эта девка
всего токо тридцать недель прожила. Замуж она
вышла за эти тридцать недель и умерла. [По другой
записи (см. запись ЕЛ и НВ от РМВ:), леший
рассердился, потому что нельзя гадать во время
месячных, а у кого-то из девушек они были. Этим
объясняется смысл фразы "Кажный про себя
знаете..."]
[Как
чертятся?] [ААГ:] А [нрзб.] выйдешь, вот, на крестях.
Кресты - это, вот, дороги раздвойные. Приходи и чцертись.
Бери, вот, огарок, сковородник, там, и чцертись.
Там пять чцеловек. Четыре, а пятый, этот,
сковородник [сковородником чертит]. Вот и
чертишь. [Чертишь по солнышку три раза:] "Черти
по черти, по-за кругу три чёрта, в кругу ни одного,
стань стена каменна, от востока и до запада, чтобы
не пройти и не проехать святку востроголовому.
Биси, мы здиси" [три раза]. И садись в круг.
Вставай со сковородником с этим в круг на тяпочки
и слушай. Где, там, звонок ли, где затешет, где
чево, кому на чево. Ну и я, вот, дак сама чцертилась,
вот тут вот ходила. Сили [сели] в круг. А только
потяшет как деревина, только давай, на кладбищи.
Кладбище, вот тут Лохово, тут у нас кладбище. Ой, я
говорю, батюшки, тешат, поди-ка ты, деревину-то. А
говорит, у нас, наверно, батька умрёт. Прегоде
батька да сам умер. Ну вот очертилиси только, сили
в круг, как бежит такой огненный клуб к нам,
катитси, огненный клуб. Мы, грит [дочь ААГ:], всё
кинули, да скочили, да бежать. А тут у нас
дороги-то нету, снегом. Ну вот Юрка Синяков так
западал. Мы, грит, выбежали на тропину, нашли,
убежали. А я говорю, только бы крестилиси,
молились, чё-нибудь, какие молитвы говорили. А она
бежить, так могла вас копна-то задавить.
[РМВ:]
Надо крест делать святой.
[ААГ:]-Вот
бывали тут по улице раньше чцертитьси тоже,
огненный клуб бежал за людьми. Вот очцертились,
видно, уж неправильно и все в порядке.
[РМВ:]
Бывает, что копна - вроде как сено.
[ААГ:]
Доску тесали, а на деушку [..] очертилиси, ай,
гоорят [т.е. плохо]. А [нрзб.] пробрякает - гоорят:
"Господи, так ты замуж выйдешь". И на тот год
и замуж вышла. А девчонкой я была. Два у меня
братанушка померли, одной зимой. Один на Святках,
а другой в заговеньё. Как волокёт шубу от
кладбища, по насту. Да как волокёт вот эту шубу,
дак уж шуму-та. Ж-ж-ж. Так уж Господи. Я не долго
время, братанушко-то у меня и умер, потом и другой.
[РМВ:]
Вот это [несколько имен] ходили чертица, ну, они не
знаю, на кого чертилиси. Вроде как токо стали в
круг - и у нас на сарае дрова запилили, зарубало да
затесало. Говорит, вечно днём не напилят дров,
говорит, не дадут и выслушать порядком. Ночью
дрова пилят. Доходят до нашего дому - тишина,
никто не пилит, никто не рубит, никто не рубит и не
тешет, ничё не делает. И как раз тут Маслянка-то
кончилась у нас, Маслянка-то у нас когда бывает?
После Святок ведь ихная мать померла, а через три
дня наш отец помер, а у нас на сарае как раз все
это и происходило.
[ААГ:]
Я, этот, шубу волокло-волокло, меня
заинтересовало. Я [говорю?] я ещё на себя очцертюсь.
И мне [нрзб.] коней поили. А в два часа ночи какой
конюх там пойдет поить коней? Ой, побежим быстрей,
а девки, девчонки молодые были, ходкие. Прибежали
- нигде никакого конюха и конюшня закрыта с Богом,
у колодце нету ни колоды, не видим, никто не тёшет.
Это все мне перед этими двумя покойниками
привиделось.
[Идти
чертиться надо было не благословясь. Платье
вывернуть наизнанку. Чертиться можно от 07.01 до
19.01. Чертилтсь у колодца, на перекрестке.]
РМВ;
ААГ;
Кречетово
- 1996
ВВ;
АЗ;
Мужчина,
там, что рассказывали, пошёл чертиться в Святки
на коже. Все очертил вот так, хвост-то забыл. Дак
вот его на этой коже стало волочить. [Чем проводят
круг?] Проводят сковородником или вот головёшкой.
Любым огарком , длинным-то вот. Чтобы черти в круг
не зашли. Задумаешь на себя, как год проживёшь.
Кому что полагается. [Что к добру?] [-Песня].
Женщина тут одна рассказывала, она тут в
молодости ещё ходила чертица, вот, до войны ещё
дело было. Дак вот рассказывала что чертился на
одного парня. Значит, заиграла гармошка и
колокольцы, как лошади едут. Он женился. Про
другого какого-то, вот,... начертили, послышалось,
как вот тешет топором доски. Того убили на войне.
Значит гроб. И вот ещё Шерикова Серегина мать
тоже, она ходила, тоже умерла. [Ей что показалось?]
Тож вот так же [топор].
МВВ;
МЛС;
Калитинка
- 1993
НЮМ;
ВЕШ;
[Во
время гадания можно разговаривать?] Вот как так
гадали, дак можно, возможно и розговаривали.
[Кагда нельзя?] А я не знаю, уш там вот гадают... не
знаю, на какой празник-то зачцерчциваюц_а,
дак там уш нельзя говорить. [Что значит
"зачерчиваться"?] А вот зачцертяц_а во
дворе или там в гувне на эту, на шкуру. [На бычью?]
Ну. Вот зачцертят, што "Цёрт, не ходи за
церту". А зачцертили, а хвост-от оставили,
да и говорят, за хвост-от давай цчёрт-от
волоцить-то, ну... Хвоста-то не зачцёртили.
ТПВ;
Калитинка
- 1993
АБМ;
ДЕА;
Слушать
ходили. Возьмут кожу теляцью, да и сядут на кожу.
Зацертятца там. Хвоста-то не зацертили, да их
давай цёрт волоцить на этой коже. Там уж, наверно,
приговоры какие: "Цёрт, не ходи за церту". За
хвост-то и стал волоцить. [Где слушали, не знает]
Слушали, што пригрезится.
ТПВ;
Калитинка
- 1993
АБМ;
ДЕА;
[ЕВП:]
Раньше у нас только гадали в канун Новово году.
[Как?] А там... чёво... олово есть у ково, дак олово...
выливай да в стокан. Чцёво там в стокане
увидиш [?] Вот розожгут ёво, олово, роскипятят,
потом в стокан. Там, в стокане чцёго
выльец_а кому. Вот, да бумагу жгли да... в канун
это... Новово году. [Где жгли?] А бумагу жгли вот...
[Куда ее клали?] Сожгут бумагу да... в полатке.
Гледят у полатки.
[ДЕВ:]
Полатка-та белая, дак вот там чёво... чёво
покажец_а.
[ЕВП:]
Вот сожгетцы - бумага-та белая...
[Что
такое полатка?]
[ДЕВ:]
Да вот, дымоход-то.
[ЕВП:]
А видно... видно, кому чёво там... положиш и видно:
кому чё, как худо жить, дак худо. Там чцёво
худоё выпадёт. Вот. А хорошо, дак хорошо. [Кольца в
блюдо не клали?] Клали. В стокан. В стокан глядели
чцё-то. [...] [Как?] В стокан дак глядели, там в
стокани чцёво, верно, показываец_ы. Это вот
надо... делают до полуночци, наерно, с
полуночци. [Слушали на ростани?] На улице
слушали - тоже нать чциртиц_ы, умиют дак...
[ДЕВ:]
Чертились. В Святки. [Чем?] Сковородником, вот
сковородник [нрзб.]
[ЕВП:]
А ходят... ходят да там кто знаёт, слушать этих чцертить
дак... бирёт...
[ДЕВ:]
Надо, штобы был лиш [нечет] тожо: трое, четверо.
[ЕВП:]
Зачертися, а худо, дак... одного, говорят, мужика до
то доволочцил он...
[ДЕВ
смеется:] На коже. [Кто уволочил?] Нечистая сила.
[ЕВП:]
На коже чцертилиси, чцёво ли.
[На
этой коже и таскал?]
[ЕВП:]
Худо, худо зачцертили.
[ДЕВ:]
Он ево обманул [?] И опчертилса. Сел-то на кожу.
Бычья кожа была. Бычей-то кожи хвост-от длинный,
ну вот, он обчертилса, а хвост-от осталса по-за
черте. Но а там какие слова: "Чёрт, чёрта, не
ходи в чёрту - ходи по-за черте!" Вот. Ну там
скоко, три раза надо говорить. Вот он обчертилса и
сел [нрзб.] и слушаёт. А потом ёво как за это... за
хвост-от чёрт... хвост-от по-за черте - чёрт пришол,
захватил, выдёрнул оттуда и давай волочить!
ЕВП;
ДЕВ;
Кречетово-Шильда
- 1996
АБМ;
ТАА; НВ;
[Чцертиться
ходили] Из Чурилова приходили три женщины, стоят.
[на дороге от Чурилова на ростань.] Вдруг из
Медведево по дороге катится женщина с саночцками,
золотая дубинка сияет [Татьяна Фалина
рассказывала]. И катица, катица. Гоорит, выйдем-
нету, а только встали в круг- она катица. И
гоорим:" Ну пусть катица, пусть докатица".
Вот, гоорит, мы стоим в кругу, а она катица.
Покатилась прямо от нас в Чурилово. Мы, горит, не
знаем, что и делать. Потом вышли этой молодой и
говорим: "Эка дубинка лежит. Да ты возьми
дубинку-то". Она [женщина] вернулась и гоорит:
"Нет, ты не бери. Пусть постарше тебя возьмут, а
ты, - говорит, - не бери дубинки". А ежели,
гоорит,[ женщина, ходившая чертится,] мы постарше
взяли дак она этой дубинкой исхлыстала всех до
полусмерти. [Старушка катилась спереди.] Мы пошли
сзади. И она вплоть до самово Чцурилово
катилася, а как стали дома казаца- исчцезла.
Нет и ни дубинки, ни санок, ни старушки. [С
дубинкой что было?] Дак она дубинку- то склала на
санки, это катилося привидение-то, што вот видишь
одна- то была у них не в полных годах. Дак если б
эта взяла [младшая], она бы её хлыстать не стала, а
кабы постарше взяли в годах-то, дак она этой
дубинкой захлыстала их до полусмерти. [Дак какая
женщина должна была взять дубинку? Младшая?] Не_т,
та, которая старше, а молодой, не бери. [Старуха,
показавшаяся трём женщинам, сказала младшей не
брать дубинку.] Потому што она не в годах- её
хлыстать нельзя, а те дак постарше- вот она бы и
спорола всех.
ФЕС;
Печниково-Ватамановская
- 1997
МБ;
ЯЕ;
[Пояс
снимали, когда гадали?] Нет. [Можно гадать с
поясом?] Можно, Я сама ходила слушать на
Крещенье... на ристань вот две - дорога идёт и
дорога пересекает и на этом месте сидели мы
женщины слушали. В сорок пятом году зимой ну вот
на Крещенье. Война-то в сорок пятом кончилась в
мае. Она загадала: вот давайте, грит, сядем,
услышим что, шум какой, машина или плач - это война
ещё не кончится в этом году, а если песню услышим,
то война должна кончится. Она нас обчертила, она
знала там слова какие начали пять человек сели и
вот закрыли глаза все, говрит, закройте глаза, она
обчертила нас кругом вот чтобы ни звука больше
никто ничего. Вдруг гармошка заиграла а полночь
уже - все спали, нигде никого не было. Гармошка и
всё ближе и ближе и так заливается гармошка. Она
вскочила: чур, будет слушать. Всё стихло. Мы
встали, нигде никого нет. И ведь война вон
кончилась в том году в сорок пятом. [А эта женщина
что-нибудь говорила?] Она про себя.
ФАА;
Печниково-Ватамановская
- 1997
СМФ;
ШЕ;
[Гадали
на Святки?]
Дак,
гадали раньше, гадали всяко. [...] Слушали ходили
как-то всё. На дорогах слушали, на ростанях, да кто
где. В хомут глядели - да. Женихов да невест.
Мужики в хомут глядели. Вот лошади хомут наложил
какой-то мужик, да и стал глядеть. Не вешала его,
вот видите, за это, и пришла смерть его,
показалася. Да вот, сразу испугался, дак тут и
умер с испугу. Шобы не глядели. [Как выглядела
смерть?] А как смерть, я не знаю, как смерть. Видно,
страшная смерть.
ПАИ;
Печниково-Ватамановская
- 1997
ЯЕ;
МБ; АП;
Было
и опасно, говорят, какого-то волочил на коже
чертёнок. На кожище слушали в гумнах, раньше
гумна были, молотили когда, вот и слушали там.
Кожу возьмут, раньше ведь били телят да всё, тожо
да кожи-то были, вот на кожу, эту шкуру возьмут и
садится на шкуру, надо ей обчерчивать, наверно,
было эту шкуру-то, а мужик очертил, да хвост-от
забыл очертить, хвоста не очертил, дак его за
хвост волочило. На шкуре, на шкуре на этой. [А кто?]
А кто его волочил, не знаю, кто его волочил,
наверно, чёрт какой-нибудь... Да, в гумнах дак на
шкуре слушали, на шкуре.
ПАИ;
Ягрема
- 2001
АБМ;
АЕ; ЛХ;
А
вы фсё Октябрину [МОФ] спрашивали, как цертились -
мы с мамой ходили це... перед Новым годом или перед
Рождеством - я ак забыла... перет каким празником.
Вот у нас от Серёгиной [ЯСС] избы вон ложинка-та,
ручцей, и вот там был скотный двор:
поросятник, телятник, коровник, офчцярник,
и вот... а туды, за реку, вон сельсовет был, где вон
будочцька стоит, но... А мама-то не знала, што
там идёт собраньё, ли совещаньё ли цё. "Подём,
Люпка, оцертимси". Ну. А Люпка што - подём.
Скомандуют, дак и подёш. Оделисе и вот туды,
маленько на ростани: туды дорога, сюды дорога,
туды дорога и туды дорога. Потом мы должны в этом
крушке на ростани оцертиц_я. Мама стала
батошком... стала: "Люпка, не шевелись, присять и
не шевелись". Стала: "Цёрта по цёрта, по-за
церте три цёрта, ф цёрту ни цёрта. По-за церте три
цёрта, а ф цёрту ни цёрта, - три раза.- Аминь".
Вот, говорят, он не может перешагнуть этово
заговоренного места. Ну, сели, сидим, сидим, вдрук
совещанье-то коньцилось, люди повалили, и
слушают, што присниц_'е [оговорка: имеется в виду -
послышится]: кому раньше, говорят, присниц_'е
похороны прицитают, кому свадьба пляшут, ну кому
што. Поз... или вот лошать с позвонцчиком,
бутто бежит-бежит - едут. Позвонцик, ну, это вот
колокольцик. Это к свадьбе, што, мол, сватац_'е за
дефкой приедут, вот. А... э, люди пошли, мама
говорит: "Ну, Люпка, ницчёво не будет,
пошли домой", - и ушли. [Вообще вы ходили так
чертиться?] Вот только и фсёво. [Больше не ходили?]
Но. А тут дедушко росказывал: тожо где-то они вот...
вот чцерес то полё оцертились, там где-то
тожо, ну, дорога, мамин... отец. Говорит: только
оцертилисе - Господи! Катиц_е огненная куця, как
сено горит. Ну вот куцчя и огнена. Двигаец_е,
двигаец_е и надвигаец_е. Мы уш терпели-терпели,
думаём: ну, оцертёны да фсё дак - нет, идим, што
неладно, фскочцили, дак только, говорит, я
на крыльцё забижал да "Господи, благослови!"
И говорит: "Ну знал, што зделать!" [Кто
говорит?] Вот эта куця-та. Куця-та уш не куця вить.
[Он ее перекрестил или себя?] Нет, заскоцил в дом,
вот... [И дверь перекрестил?] И дверь: "Господи,
благослови! Спаси, сохрани, помилуй!" Говът:
"Ну, знал, што зделать!" [Кто это был?] А кто - цчёрт
опять. [Черт?] Дак хто? Вызывают чцёрта, ак
кристяц_а-то, што "по-за церте три цёрта, а ф
цёрту ни цёрта!" Што тибе он скажот, што тибе
даёт какой знак, какой звук. Дак вот...
[Чертят
по солнцу или против?] Вот этово не видела у мамы.
Ни пало в голову: сидела ф церте, а она... Так,
наверно, вот так фсе [?]. Нет, наверно, протиф
солнышка, она вот так вот о...водила [показывает
движение против часовой стрелки]. Во. [Чем водила?]
Батошком такой. Палочцка, ну. [Крестики были
не шее?] Не_т, а мы не носили никоторые. Мама-та
кирщёна и я крищёна - мы не носили крестикоф. Дак и
ходят да крестики фсё одно где хто постоянно не
снимаёт, дак фсё равно... снимают. [Снимают?] Да_. Уш
если идут... как... на цёрта... у цёрта спрашивать, да
фсё это... по цёрной магии, ак снимают. То [?] можот
овёрнуц_а и задавить.
[В
пустом доме слушать ходили?] Нет, я не слыхала.
Раньше-то говорили, говорят, вот уйдут где ни... ни
живут, вот, примерно, зимой живут ф позёмке, а эта
нежилая зима... изба останец_'я, ак вот хомут
ставили - дефка ф хомут смотрела. И показывалось,
говорят. Цчёо покажец_'е, ф хомут. Вот на
воронець [полка водль стены в избе под потолком]
поставят или на што-то такоё и пот коленки
поставят, там на коленках стоят или сидят. Ну,
говорят, фставай на коленки, больше вот так
смотрели. И вот смотрят, пока не покажец_'е.
[Воронец же высоко?] Ну, веть где как. Где как,
иногды головой задевают только што.
Потстраивались. Вот, примерно, я бы двинула стол,
ищё на стол поло... поставила табуретку ли,
скамеецчку и фстала, штобы голова ф хомуте.
[А хомут на воронце?] Да_, хомут ставили на
воронець. Вот так. [И что виделось?] Дак... кому
тожо... дефки дак - им нать, штобы жених. Дак подь
знай, чцёо выглидят - чцёо покажец_я -
хто ево знат-то. [Как еще гадали?] А подь знай, как
гадали. [На святки?] А на святки я бегала з дефками
- вот туто жили, он... тогды эвакуированы с
Ленинграда были, а мать-та наша, Ягремская, дак
это... оне питуха выпускали. Насыпали... эти куцьки
зерна и питуха выпустили: кака преже взамуш
выйдёт. И вот он перву куцьку каку заклюёт - та
прежде взамуш выйдёт. [Правда?] Ну дак не знаю,
правда ли нет, тово [?] думаш, сопадало фсё. А потом
жгали на блюдецчке бумагу. Скомкают вот так
бумагу, изомнут и на блюдецько. И поцин... [?] и на
полатку [полатка - передняя, лицевая часть печной
трубы в русской печи непосредственно над устьем]
- вот где топиц_а пець-то, по полатке ведут: што
покажец_'е тожо, кака фигура. Вот это я видала,
больше я не видала. А тут ходили столом гадали,
што вот стол крутиц_е, дак цё-то я не верила - во,
тоже дефки сидили, хохотали. Ни знаю, шоптались
там, ни знаю цё, и блюдицько так ездит, и руки
дёржат, и... наверно, [нрзб.]... ни знай.
ФЛА;
Лекшма-Барановская
- 1998
ЛХ;
АБМ;
[Святочное
гадание.] Чертилися. Сильная [сенная - ?] куча
пришла, кругом нас... Не так очертила [нас одна
девка, "не такое слово сказала"]. Вот стоишь
вот, а она только: "Не говорите ничцё, не
говорите ничцё". [Руки - назад?] Ну, назад
руки, и чтоб головы были вместя [спиной наружу,
слегка наклонившись так, чтоб головы гадающих
были в центре круга]. [Куча была "сильная" или
"сенная"?] А поди знай, какая. [Из чего была
эта куча?] А подь знай, из чего. Мы до сих пор не
знаем. [А почему она - сильная?] А так назвали -
сильная куча. Как сено. [И что, размером с дом?]
О-у-й, большая-пребольшая.
ПВА;
Печниково-Ватамановская
- 1997
АП;
ДЛ;
Покойником
рядились. Дак один как, умерла старуха. Вот это
близнее было. Вот притащил её сюда сейчас старуху
эту. Вот он залез туда в окошко вытащил старуху,
навалил на плечо дак среди вечерухи и свалил.
Свалил старуху-то на вечерухе - на вечёрке,
видишь. Вот начинает и обратно нести. Вот понёс
обратно. Принёс положил а старуха-то и за ним. Вот
помрёшь, от разрыва сердца получился бежала за
ним, казалось. Давно было.
ДФП;
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|