|
РОДИНЫ
Ловзаньга-Мошкинская
- 2001
ЛХ;
[А
как можно сделать так, чтоб родился мальчик, если
хочешь мальчика, и наоборот?] Того не знаю. [Ничего
не подкладывали?] Топор - это всё ерунда. [...] [Что
за топор?] Топор! Которым дрова колют. Ты чё? [И что
с ним?] Под подушку, говорят, парня надо, так под
подушку склади. Мы парня делали - никакого топора
не ложили, так получилось [смеется]. [А не говорят,
что надо в шапке спать ложиться?] Не знаю, вот
этого не слыхала. Говорят, топор, дак слыхала, что
топор ложат. Раньше ложили. Всё равно то всё равно
враньё всё. Но то, что вот иные, знаешь, что вот
всяки вот... ну, как вот, например... "Пошла к
лешему!" - дак и пойдёшь к лешему. Отправят. [Как
это?] Ну вот у нас эта бабка, вот эта вот, свою дочь,
неродную хоть, отпра... Это давно было, конечно.
Не... Просилась у неё за земляникой она. Её не
отпускала. Она говрит: "А понеси тя леший!" Ну
и она ушла. На озеро. [...] [Куда она ушла? На озеро?]
Кто? Да-а-а. [Ее нашли потом?] Да она сама пришла.
Всяко бывает. Вам нать у старушек поспрашивать.
Которым восемьдесят годов - те много знают.
Всяких присказок. Кто знает, а кто нет. Кто его
знат! [А не говорили, что скотина уходит, если ее
так обругать?] Не знаю, вот этого не знаю тоже.
ГГА;
Ловзаньга-Мошкинская
- 2001
ЛХ;
АЕ;
[Пропуск
в записи.] У ребёнка у новорожденного щетинку
выводить. [Как?] Щетинку надо вот... в материнско и
ржаную муку. Вот кормишь ребёнка грудью... Потому
что у меня у самой много детей вот было, пятеро
дак... Ребёнок не спит, ворочается. У него вот
проведёшь вот... ну как, вот этим местом. У него на
спине вот тут как... как щетина будет у
поросёночка. Колючки. Колется рука, и всё. Своё
молоко берёшь, в чашку насцеживашь, тёплое,
разводишь ржаную муку, лепёшечку такую. И
прикладываешь. И вот пока эта лепёшечка на теле
не засохнет, держишь в пелёнке, а потом снимаешь,
и всё. Эта щетинка как вырывается, больно конечно,
но... [Больно?] Да, конечно больно. [А отчего бывает
такая щетинка?] Вот это я не знаю, отчего она
бывает, не знаю. [Не говорят, что беременной
нельзя...?] Кошек, собак, это я слыхала. Может быть,
и от этого она, не знаю, отчего она бывает. [А что
нельзя делать с кошками и собаками?] Пинать их
нельзя. Я пятерых родила, мне никакого не
показали - у всех пуповина вокруг горла была
обвита. У всех. Все синючие были, все выжили,
паразиты. [А чтоб не обвилась пуповина, что надо
делать?] Это надо... не надо тяжёлого поднимать. А
разве у нас тяжёлое не поднимешь? Когда беременна
ходишь, надо берегчись. [Нрзб.] такие вёдра
таскаешь! Я когды... какого?.. с какой?.. с третьей
ходила, да я была уже в декрете, у меня во -
животина, четыре килограмма родила. Саша пилил
дрова. Надо некому было подтасткивать дрова, я-то
комель на брюшину - и подтаскиваю ему дрова.
Пилили дрова. Ничё, родила. Четыре сто ещё. Одну
девку только родила, а тут все - три шестьсот.
Через оглобли нельзя, говорят, переходить
беременным женщинам. На покойников нельзя
смотреть. [А что будет, если через оглобли
перешагивать?] Вот что пуповина обернётся вокруг
шеи. А что на покойника нельзя беременным
смотреть, это... вдруг да мёртвый родится
ребёночек ещё. [А почему так?] Не знаю. Это поверьё
не от нас идёт, это тоже от бабушек. [А если
приходится все равно идти на кладбище, что
надо...?] Булавок побольше навтыкать. Везде. От
сглаза, говорят, булавка и от сглаза. [А что это?]
Ну чтоб не сглазили! Чтоб на тебе ничё дурное не
пристало. [Как это? Глазами делают?] Откуда я знаю.
У кого какой глаз. [У кого какой глаз?] Ну. У кого
какой взгляд. У кого, говорят, глаза чёрные да
глаза злые. Как посмотит, так значит, всё сглазил.
У тебя всё пойдёт наперекосяк. Вот я дак думаю,
что у меня вот корову вот эту сглазили. Свою
сейчас. Была она тёлка, мы её держали, она у меня
выходила чистенькая, вообще ни единого пятнышка
нигде. Не замарается никогда. Пришла у нас
родственница вот с этой деревни: "Продай да
продай корову. Продай да продай телушку".
-"Не продам". Саша говорит: "Она такая
ласковая, не продадим телушку, будем сами держать
на корову." "Продай да продай!" - два раза.
Вот стала корова стала мараться. Уходится, вымя
уходит и бока вся уходит. [...] Так вот это самоё
[...]... А, стала... ну... стала вот коровой, она коровой
стала... Телушкой была - не маралась, коровой стала
- марается. Всё, уходит вся, ляжки в говне, всё вымя
в говне. И вот это я считаю, что сглазили. А сглаз...
А сглаз убрать как - я не знаю. Кому говорю... кого
не посо... кому не спроситься, тому, скажи, не
скажут. Старушки не скажут. Это надо кто-то
по-родственному кто-то сказал, чтоб кто-то ка мне
относился хорошо. А цыганам я не верю. Чтоб порчу
убрали, как говорится, с коровы. [А вы думаете, это
кто-то специально сделал?] Да. Что вот приходила
сколько раз, я думаю. Я так думаю. Может, она и...
Она, может, так не сделала, но я-то так подумала. У
меня-то мысль засела. Значит, она меня сглазила.
Она приходила: "Продай да продай телушку.
Продай да продай телушку". Два или три раза к
нам приходила. Мы не продали. Ну, не продали,
значит, можо и так сделать. Оставайтесь. А она,
говорят, тоже умеет, что-то делали. Ещё нам
родственница какая-то приходится. То по Сашиной
линии.
ГГА;
Печниково-Красниковская
- 1997
СМФ;
ШЕ;
[Может
ли хозяин не любить беременную женщину?] Да, это
тоже слыхала,что может не понравиться, если. Даже
вот щас рассказывали, что если, например, ещё
бывает, что домовой если не полюбит хозяйку, то
может выжить её из дома. Кто же, какая-то женщина
рассказывала, что вот ночью, грит, как я лягу
спать, так начинает душить. Задобрить как-то надо,
да. [...] Но это обращались знаете к кому? К
знахаркам. К специальным знахаркам обращались,
они советовали, что нужно сделать. [...] Раньше-то
ото всего всё какие-то слова, всё.
ЛТБ;
Печниково-Олехово
- 1997
ЛХ;
СМФ; ШЕ;
[Можно
ли было после родов ходить в баню?] Точно знаю, что
нельзя было ходить. Есть такое поверье, что, если
родила, в первый месяц одной нельзя ходить.
Бабушка рассказывала, что ейная мать как родила,
пошла в баню, и даже видела, как чёртик вышел на
окно к ней, такой маленький, мохнатый весь такой.
Вышел из печки и сел на окошко. Я, говорит, моюсь, а
он сидит.
ЧВС;
Печниково-Ватамановская
- 1997
СМФ;
ШЕ;
И
робёнка одного не оставляют. Скажут тут всё
обминят. Обменыш будет. [Кто обменит?] А вот кто,
не знаю, кто. Видно, какой-нибудь хозяин обменит.
Леший, видно, обминит. Обменыши. Раньше же говорят
как? Вот, не говорит, не ходит - обменыш. Обменяли.
Ну дали вот такого худого, а хороший куды-то
исчез. Вот и всё. А вот у нас раньше, мама всё
говаривала. Мне рассказывала всё, как сказка.
Говорила всё: "Бывальщина вот такая". А я
говорю: "Да какая бывальщина?" А, говорит,
один мужик в избушке там, далёко, в Суждёмке [?], в
лесу в большом. Ну в лесу, дак там печки-то такие
ведь, по-чёрному топятся, как вот баня по-чёрному.
Ведь печку-ту затопил, холодно. А потом, грит,
только зауснул, грит, двери открылися, прибежали,
грит, девки. "О, господи, три девки. За что эта
беда? Откуда вы взялися-то, грит, запыхалися
все?" А одна грит: "А я вот оттуда", - "А я
оттуда", - "А я оттуда". Грит, все сказалися.
Нрзб. "Вы што тут бегаете-то?" - "А вот
бегаем мы тут". Ну это оказывается. А там где у
одной да говорит как раз вот там обменыш какой-то,
худо, не говорил. Только, мама всё говорила. Грит,
он только всё кричал: "На печку, на печку".
Только это слово знал всё и всё, больше ничего.
Сидел всё. Ну дак вот, видно, грит, обменыш,
обменили. Оставили не благославясь робёнка,
одного маленького. Бывает, в бане заменят ведь.
[...] Дак, вот раньше-то всё нрзб. благославясь и
нести, да положить-да. Господи, благослови. А не то
вот што-нибудь. Робёнка нельзя оставлять одного.
А в кроватку чего, иконку или ножницы подложат.
Бывает, штоб спали лучше, дак ножницы да ножик-да.
[...] Под подушку.
АПИ;
Калитинка-Малокондратовская
- 2001
ЛХ;
ТИ;
[Раньше
не говорили, что ребенка долго нельзя чужим
показывать?] А раньше так не показывали, да.
[Почему?] Говорят, сглазят. [Сглазят?] Да. Ещё
говорили: "Ой, вот... такие-то там... черноглазая
она, придёт сглазит". [Что значит
"сглазит"?] Ну как бы ребёнок вот беспокоится
будет да всё да. Раньше ведь эти... были такие...
зыбки называли. Не в колясках, а... У нас вот там в
комнате она и висела, ей щас нет. Кольцо такое
туда вставляли, потом... Такая жердь... и жердь чтоб
эта была... мягкая. Ну, брали вот там осину дерево
или какое. И вот к этой жерди привязывали такую
люльку, такая вот она примерно [показывает руками
размеры - около 70 на 50 см], и там, и закрывали
кругом, полог такой был сделан. [Из чего?] А из...
ситец. Кака-то ткань. Тканевый. Там в комнате
обычно.
СВС;
Труфаново-Кукли
- 1998
ММК;
ЛХ;
[ПГН:]
Младенца, когда заходят гости до полгода не
показывают.
[Почему?]
[ПЕН:]
А почему? Вот я родила ребёнка, у нас кровать
стояла вот тут. И все приходят - ой какой ребёнок
красивый, да он какой большой, да полный. Охать и
охать начали. Да ребёнок-то как заревёт, да как
заплакал, а папа и говорит: "Ну-ка, давай,
Григорий". И вон туда кровать перенесли вместе
с ребёнком и меня туда запихали. Вот почему у нас
там кровать. Штоб лишний глаз не видел ребёнка.
Штоб не сглазили.
[ПГН:]
До тово досмотрели, што мы не могли ничево
сделать - кричит и всё [...]
[ПЕН:]
Это был сглаз, сглаз был.
[ПГН:]
Потому што была вся деревня.
ПЕН;
ПГН;
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|