|
РАЗНОЕ
Печниково
- 1997
ЛХ;
СМФ; ШЕ;
[Оставляли
на ночь прялку?]
Прялку надо класть
благословясь. Как ежели на ночь пошла, да кладёшь,
дак благословясь клади прялку. А покинула,
"Господи, благослови", или ещё.
[А если так не сделать?]
А так оставить, дак
кикимора, говорят, придёт.
[Кто это?]
А кто знает, что кака
кикимора. Бывало, мы сидели да оставили прялку-то,
да. А спать легли. Легли спать. Веретено шурчит -
шурчит. Я и говорю: "Чё, разве кто ещё спать - то
не лёг? Чё, прядёт?" "Да чё, все уж, спать все
легли". "Как легли?" Легли а гляди, как
веретено нашурчивает. Только знай давай. Говорят
уже, старуха - то: "Стану я, погляжу". В другой
половине, дак. "Я, говорит, стану, погляжу". И
она встала, как пошла, как прялка брякнула о
лавку. Убежала. Подпечек. Она там живёт, говорят.
Клади прялку ту же, нет - кикимора напрядёт.
СМГ;
Кречетово-Шильда-Григорьево
- 1996
ВВ;
ДЕА;
Во
время войны мы шли домой с одной девушкой. Ветер,
гроза такая началась. Мы идём по деревне,
захватились друг за тружку. Идём - дождик, темно.
Как молния-от та сверкнёт, дак мы стоим на месте.
Как он только пройдёт, так мы бежать. А вдруг мимо
нас-от та как пробежала женщина. Волосы-то чёрные,
распущенные, да босиком, в сарафане. Вот это
говорили... Говорят, в худую погоду проклёнутые и
бегают.
СМН;
Труфаново-Кукли
- 1998
ААМ;
ЛХ;
[СВМ:]
А я вот видела. Мы жили в старом доме ещё все. Ну,
мама, брат мой и я. И мы всё ходили к маминой
сестре чай пить вечером. Да у нас холодная изба
была, холодна была изба, и мы ходили к маминой-то
сестре. Там тепло, дак там попьём чай, там и спали.
[...] И вот мама пошла, а мне и говорит: "Ты, грит,
закрой колидор". И я стала закрывать, и вот
вижу, вот даже я сейчас это чувствую, даже
чувствую сама себе: така маленькая-маленькая
чёрна собачка. И говорит: "Ты дай мне
хлеба-то". Я помню это. Я говорю: "А как
подать?" А она вот, рука у ней, а брось вот так.
Ой, мне как страшно было. [Кто это говорит?] Вот эта
собачка. И я так боялась, после той поры я до сих
пор боюсь, вот боюсь одна остаться дома. [Это был
сон?] Нет, на самом деле. [Что же это было?] Вот а
подь знай, что было.
[СЛН:]
Такое видение, бывает такое видение.
[СВМ:]
Какое-то видение было.
[СЛН:]
Вобщем, ей было видение.
[СВМ:]
Я этого так испугалася тогда, и я больше ни вот...
даже не то, что тогда, я даже сейчас не остаюсь
одна в избе, вот боюсь. Вот что боюсь? Мне вот всё
кажется. [Так кто это был?] Собачка какая-то была.
Но собачки настоящей у нас в жизни не было тогда.
[СЛН:]
Это галлюцинация, это что-то такое вот бывает...
[...]
[СВМ:]
Так всё сбылося. Я ведь ещё ей сказала... Ещё
говорю: "К добру или к худу?" У нас так в
деревне говорят, что вот видят, многие видали там,
кто знай чего. И вот я спросила: "К добру или к
худу?" А она мне ответила: "Что ж ты, хорошего
ждёшь?" [Вам собачка так ответила?] Да. Мне
собачка так ответила. И не во не это было, наяву.
Мне годов по восемнадцать было. Ну и, конечно, я
хорошо сгребла - восемь лет спецпоселений. Не в
тот год, а на следующий год. Мне было восемнадцать
лет, меня выслали на Дальний Восток, в Хабаровск,
из колхоза. Я мало работала. Надо было заработать
сто пятьдесят трудодней, сто надо было, а у меня
было двести эмтээсовских. Я на МТС больше не
пошла сама работать, вот не пошла самовольно, и
всё, уехала в лесозаготовку. С лесозаготовки
приехала на сегодняшний день, вечером ещё
колхозно собрание - мне восемь лет спецпоселений.
[Тогда мама СВМ сказала ей: "Пойдем к хозяину
(домовому)], попросим, чтобы он помог". [Это мама
говорила, что надо к нему сходить?] Ну, ну, ну, надо
попросить. А я дак повернулася тогда... Ну, чё она
была член партии, а я ещё всего секретарь
комсомольской организации. Я говорю: "Ещё
пойду просить какого-то там твоего батюшка!"
Ну, я не пошла, конечно. Мне что было надо, мама мне
не стала давать, я всё раскидала и с Толей говорю:
"Давай, шагай вперёд!" Он говорит: "Нет, ты
вперёд". Ну и пусть вперёд. Вышли, лошадь стояла
запряжена в санки, увезли. В сельсовете ночевали,
а утром поехали. Говорю: "Ох!" А кавалер меня
провадил, говорю:
"Ох,
стражник-урядник
И
двое понятых
Повезли
мою сударушку
И
боле никаких".
Мама
говорит: "Ты споёшь кулика на сосне!" [Что это
значит?] Жисть будешь худо, что такая отчаянная.
Говорю: "Не-е, ничего!" Ну, конечно, хватила
много. [...] [Как можно было попросить хозяина, чтоб
он помог?] Дак что помоги ли что ли... Я не знаю как,
я... мало, я не набожная, я не верила ничему этому, я
и понынь не верю. Пусть что хотится, то и делается
со мной, но я не знаю. Кто-то это есть, какое-то
явление, но что - не могу сказать, что что и нету.
СВМ;
СЛН;
Труфаново-Кукли
- 1998
ААМ;
ЛХ;
А
у меня перед дяди Сашиной смертью, перед папиного
брата, дяди Сашиной смертью, мы лежим с Полиной
дома, спим, и вдруг такое: "Й-и-и-й!" Я открываю
глаза, и вдруг летит с окна рама. Я открываю глаза,
двери приоткрыты, где вот маленькие спали. И в
дверях стоит бабушка. Стоит бабушка, баба Маня
стоит, папина мама, и вот стоит и смотрит на меня,
вот так, в платочке беленьком, вот так завязана,
одета. А я - глаза открыты, и мне вот как видение,
просто я её как будто вижу. Я понять не могу, такое
ощущение... И сказать ниче не могу. Валеру дёргаю,
мужа, разбудить не могу. А она стоит, смотрит на
меня и что-то хочет сказать, а я не могу понять по
губам, что сказать она хочет. Утром встали, пошла
на работу, и вдруг Валера приходит, говорит:
"Дядя Саша умер". Вот она за смерть, она
первый раз меня предупредила, и ещё перед чем-то
она меня предупреждала. Уже вот не помню,
первое-то, но как только перед чем-то, она
приходит, вот прямо в дверях, у меня, дверь всё
время приоткрыта, и она стоит, вот вижу её, хоть
трогай вот руками.
СЛН;
Труфаново-Новоселово
- 1998
АБМ;
ЛХ;
[Можно
по воду ходить вечером?] Так почему, можно. [А
ночью за водой ходить?] Не знаю, этого не знаю,
знаю, говорят, что в бане после двенадцати не
моются. [Почему?] Да у нас вот всё одна поздно всё
мылась. А раз пришла, говорит, скамейки двигались.
Не любит баньщик, чтоб ему мешали после
двенадцати.
ШМА;
Лекшма-Барановская
- 1998
ЛХ;
АБМ;
[Не
говорят ли, что нельзя ночью ходить в баню? Вот,
говорят, некоторые спорят, что пойдут и возьмут
ночью камень из камеленки - можно так делать?]
Потом сам не рад будешь. [Почему?] Разве можно? Это
упаси Бог. [Что, нельзя только ночью, или нельзя
вообще брать камень оттуда?] Днём-то можно. [Днем
можно?] Ну. А ночью, ну это, ночью вообще нельзя
трогать ничего ночью. Водички и той нельзя -
водичка спит. [А что будет, если пойти ночью в баню
и взять камень?] Камнем тебе голову расколет.
[Кто?] Баенник. [А почему, за что?] За то, что камень
берёшь у него. Не в указанное время. А вот всё и
сходится, всё и сходится вот, всё, всё сходится
вот как. [А было такое?] Чего? Да как не было! Как не
было! Вот у Ленки парень задавился в байне. И она
пошла в байну, и пришла в байну, и рубахи ещё не
скинула, и ей за рубаху захватило и под полок
потащило. И она успела вот эту рубаху снеть да
бросить, сама из байны убежала. И больше в эту
байну не ходила. Эту потом перевернули,
разворочали байну и в друго место поставили. [А
почему так было, это что, байна испорчена?]
Задавился сын в байне. [Это потому, что он там
задавился?] Ну [Да]. [После этого ее душило?] Да. Ей
не душило, ей поволокло под полок. Да, а вот он,
душенька, был молодой и экой хороший-то. Съездил
туды, на Бор, в лес, […], место ладил там
повеситься. Там не приняло ёго. [Что значит "не
приняло"?] Ну, не приняло, лесной не принял, не
дал места. [А он может дать или не дать места?] Да, а
как же-то, как же-то. [А как понять, дает ли он
места?] Ну дак как, даёт, дак в то место и тебя и
притянет, что ты так и задавишься в лесу. А не
даёт, дак обратно выгонит. [Как выгонит?] Ну так,
выгонит, что… он обратно и приехал к дому, да ушёл
в свою байну, задавился. [А когда люди хотят
задавиться, они, говорят, уходят куда-то из дома?]
Да, уходят. У нас ведь в лесу Моська задавился,
ведь с дома ушёл. Всё ходил, да ходил, да себе
урывочек взял, вот Валентины Николаевны, она
работает учителем всё. Вот два мужика задавилось.
[Спрашиваем о втором ее муже.] Ну, приёмыш. Она
приняла. После-то Моськи приняла. [К себе в дом
мужа?] Ну. [Двух мужиков из лесу похоронила]. Ну,
дак обои задавилися в лесу дак.
ПВА;
Лекшма-Барановская
- 1998
ЛХ;
АБМ;
[Можно
уже помывшимся торопить тех, кто ещё остался в
бане?] Ну, дак ты ведь говоришь на улице. Не в бане
говоришь. [А в бане нельзя?] Дак в какую пору. Я не
знай, в какой час. [В какой нельзя?] У баяника свои
часы есть. Да вот, баянник-то. В деревне считают,
что вот баянник есть. [А что значит "у него свои
часы"?] Ну, всё говорят: "У баяника свои часы
есть". [Значит в его часы нельзя в баню ходить?]
Ну я и не знаю. Я и говорю, что мы вот в байню-то
шли, а он у меня выторнул мыло из руки. Баянник,
ну... Я и говорю девкам: "Баянник у меня и мыло
взял, чем будем мыться?" Взял, да и до сих пор
там.
ПВА;
Ольховец
- 2000
АБМ;
ТАА;
Снежный
человек был: воинская часть стояла, в умывальнике
один солдат - я не представляю, пошто он один в
умывальнике [нрзб.]. И вроде снежный человек зашол
да на плечо руку положил - он овернулса - ево
недилю в больнице трясли - он речи лишилса. У,
конешно дело, легенда создана тут, на самом деле
[смеется]. Я дак тут не верю.
ГВА;
Печниково
- 1997
МВГ;
[САС][Того,
кто живёт в бане, называют] хозяинушко-батюшко,
тоже баенки есть. В бане тоже нельзя ругатца,
чёрта вспоминать
[ПКА]
Я ходила на роботу, пришла со двора. Всё, дедка уже
намылся в бане: "Поди бабка, домойся".
Время-то уже было одиннадцать часов, двенадцатый.
Я пришла в баню, никогда никого не боялась, а вот
теперь боюсь. Через порог вот ступила, стала
раздеваться-то, вдруг с полка вниз ух! С таким
шорохом-то. Кто? Не знаю, кто. Я не знаю обратно
идти, не знаю мыться. Таз наладила таз на
тубаретку поставила, глаза закрыла, волосы
опустила, пополивала, пополивала, а уж
по-хорошему не смела, боялась, руки-ноги дрожали,
мыласи. Наскоро оделась, да запячки из баини.
Пришла домой, и говорю:"Больше и век не пойду
одна к баине". Дак он придёт, на пороге сидит, а
я моюсь, долго боялась. Не во время пришла, как не
вовремя придёшь, дак он моетси, я пришла.
ПКА;
САС;
Печниково-Олехово
- 1997
ММК;
ЯЕ;
Ночевала
одна [в бане] дак мне всю ночь не давало спать я не
могла заснуть, а вот стучит, чиво, думаю, стучит,
думаю корова, дак чиво будут они стучать, солнце
встало, и не стало стучать
ФГП;
Казаково
- 1998
ММК;
МВГ;
[Видели
снежного человека] В Каргополе был. Дак ево, где
казарма там была, ну, ребята на посту стояли, он
явился туда, в эту казарму. Без шерсти, говорят,
всё-всё-всё, без одежды, конешно. У нас в районе
ево видали. А теперь нет, теперь не слышно. [Он
говорит?] Ни говорит, а членораздельные звуки
такие произносит. Вот пока эти бегали, ребята,
доносить, што што-то у них надо, в казарму
появились, ну он куда-то ушёл. Следы большие были.
Ну, видели ещё потом ево.
НИП;
УЗА;
Печниково-Красниковская
- 1997
СМФ;
МВГ;
Вот
такое было, связано с нечистой, что ли в какой-то
деревне, не знаю, вот чё, мама называла. Вот в
Красной Ляге есть такие ямы, называются падунные
ямы. Вот в этом месте проваливается земля. Вот
сейчас научно объясняют, что какая-то подземная
река течёт, проваливается. А вот тогда-то мне мама
рассказывала такую сказку - не сказку - я не знаю.
В общем на самом деле интересная она. Что раньше
собирались на вечеруху, и вот на ту вечеруху-то,
ну там приходили со своей работой-то, и не только
там работу делали, но и танцевали, ходили кадрили,
вот, и говорят, у одной девушки была сестра,
называла её, как же она называла-то её? Ну,
больная, там у нас больная она. Вот какое-то слово
называла, что она была какая-то. А сестра-то стала
проситься, что, мол, "Возьми меня". - "Да что
ты, куда я тебя, мол, возьму". А мать говорит:
"Да что тебе, тяжело? Возьми, да и всё". Ну, она
взяла её. Потом, говорит, они сидели там, ну вдруг
заходят трое мущин, вот как на вечеруху. А сестра,
значит, подходит и говорит: "Подём
домой"-"Да что ты, вечеруха только
началась".-"Пойдём, - говорит.- Отведи меня
домой". - "Ну дак, это самое, зачем, говорит,
просилась?" Нет, та всё равно не отступается:
"Пойдём, да и всё" Эти вышли, она говорит:
"Ты видела двух мущин? Они зашли, у них пламя
изо рта". - "Дак ведь не видела ничего" А
мущины говорят:"Куда вы?" - "Да вот сестру
отведу да и приду". Вышли они и через недолго
дом этот закрутился и провалился. И вот в какой-то
деревне есть, что вот на самом деле дом этот
провалился, и это уж потом выдумка людей.
ЛТБ;
Рягово-Стегневская
- 1998
МДА;
ММК;
Старуха
была. У неё помер мужик, поплыл в сплав, я работал
в лесу. А был Анатолий. Вот поехали они с Хвостом
убирать лес, который занесло во время паводка.
Они пьяные, выпившие. Ну и они наплыли-то на этот,
а он ткнул ево што ли, и он пал. А второй хотел за
ним, а вода добавлялась. Ну ево схватило, и он
кулем ушол [под воду]. Прибежали отсюда, мастер
был. Ну што, как ево искать? Куда ево унесло, вода
была такая сумашедшая. Ну там пикеты рас_тавили
до Усачёва, ну вот и мне пришлось ехать на моторе
[на моторной лодке]. Стал я ездить тут, потом
милиция приезжала. Это было пятово мая в шесят
втором году. Ну и каждый день со мной ездит два чцеловека.
И ево жена. Но она не жена, жена-то она в Молдовии
была. А здесь дожительница. Милиция всё сказали,
што искать ево. Любой ценой. Унесло ево в Онегу
или куда в море. Стал я искать. Каждый день я езжаю
до Усачёва, щитай трицать пять километров
отсюда... Потом на второй день приеж_ает эта Нюрка,
вода стала меньше-меньше. Коров стали выгонять.
На второй день не поехали. Нет, я поехал с этим
Сашой, а она поехала в Каргополь, нашла старую
бабку, это было примерно числа дивятнацатово, я
каждый день выеж_ал с пятово мая. ...Ну вот она
уехала-то. Приезжает. [Ей говорят:] "Нюрка, ничцево
тут не будет, ево унесло". "Нет, он должен
быть где-то". Ну ладно. Приехали, горшок
привезла. Ладан и иконка. "Ну, давай, в каком
месте-то [утонул]?" Я показываю: "Вот в этом
месте". Там течение сумашедшее. "Ну давай, -
говорит, - ты отсюда горшок посади". И оно
поплыло. ...Как этот горшок унесло! Сразу! Такое
течение. Ну мы пограбали, пограбали, вода-то стала
чистая. Я взади сижу у кормы, он - в носу, а Нюрка -
посередине. Пронесло туда, такое течение. Ну мы
доехали восем километров до плёса, вышли, нечево
ехать. А пикеты стоят там. Обратно приеж_'аем, ну и
што. Она обратно в Каргополь, в Каргополь
приеж_'ает к этой бабке. [Потом] обратно во второй
день приеж_'ает, а ничево не говорит. "Вот как
потом ево поймаем, две бутылки ставим", - она
так говорит, а ещо больше ничево не говорит. Ну
доеж_'аем до места, она достаёт [горшок]. А говорит:
"А перед тем, как надо этот горшок поставить, да
за ним сзади ит_и по дороге, по берегу-то. Эта
бабка-то и говорит [ей] [в] Каргопол[е]. Ну вот мы
сели, горшок этот отправили, а она по берегу
пошла. Мы только отъехали метров триста, ну да
примерно туда, такое течение и [нрзб.] омут. Этот
горшок сначала в стримину первый утощил[о], он
обернулся и туда опять к этому углу. К левому
берегу, вот прямые слова. ...А Нюрка-то идёт [по]
берегу. Я кричу: "Нюра, ты иди сюда-то". ...Она
подошла. Взяла эту палку, тряхнула ево [горшок], а
мы впереди проехали. Она тряхнула-та. А [горшок]
обратно, вот течение-то, истиное слово! Ево
завернуло и обратно в это место. Второй раз. Она
второй раз отряхнула, нет, тут. Опять приехал этот
горшок. Третий раз отпихнула, третий раз он сюда
[приплыл], горшок никуда не идёт.... Она потом:
"Искайте!" А на этой стороне пастух сидит
смеётца: "Чё вот ищешь-то?" ...Только
подъехали, она в середине, Саша впереди, а я в
корме. Только подъехали, он у меня и зацепился. За
борт. Я Саше говорю: "Иди сюда". А я слышал,
эти медные гвозди-то. Я видел. А он не видел.
Второй раз заехали, не зацепили ево. Третий раз
заехали, он зацепил ево, мы не можем вытащить ево
в лодку-то. Надо на ту сторону. Я мотор завёл, он
так зацепил ево, да и вытащили. Я выскачил, сапоги
взял, выскачил, там глубоко-то, и ево вытащили. Он,
как розовый. Она сразу же: "Ой! Петенька!". Ну
сразу в лодку положила, она часы сразу сняла. С
пятово мая до двацать второво мая, вот скоко я
искал ево. [А какая икона?] В деревнях такие
малинькие иконки.
ОБВ;
Ольховец
- 2000
АБМ;
ТАА;
[Когда
входят в новую баню, в нее тоже кота сначала
пускают?] Не знаю, зайдём да благословясь [видимо,
имеется в виду, что нужно входить в баню
благословясь каждый раз]. Вот у нас бапка вот тут
глухая - были ли, нет - тёта Поля [ШПА], говорит:
"Ой! Двенац_ать часов [ночи], в баню пришли, да
как заорало в камелёнке", - врёт.
УАМ;
Труфаново-Середка
- 1998
ТАА;
ММК;
[Как-то
раньше насекомых выводили?] Выводили. [Как?]
[Смеется.] Вот в этом доме заставляли бегать
кругом дома голой. Сковородник между ног.
[Смеется.] [В какой день?] А не знаю, не помню. Была
маленькая, ума-то не было, была такая маленькая. Я
была, не знаю, сколько мне лет было. То керосином
это пол... - веть на полу спали раньше. Никак не
могли. А потом уже мне гоуорят, ну, кто самый
младший должен, а я младшая дак. Голая, а чё там
ещё голой-то у меня:
-Дома
ли хозяин?
-Дома,
дома.
-Чем
он... - чё-то забавляется ли чего...
-Пирогами
да колачами.
-А
клопы чем?
-...
а вот забыла, чем клопы.
Ну
и там, вобщем, "Хлоп по этому [по пизды], клопы
вон из избы!" [Смеется.]
[По
чему хлопать?] Ну как, догадываетесь? [Смеется.]
[Собиратель
ТАА: "Мне выйти?"] Да. Нет, вы догадались!
"Клопы
вон из избы!" - и опять, три раза надо было
обежать. Вот так три раза. Это я сама бегала.
Маленькая.
А
потом ещё дед рассказывал. А у них - у ево отца
тожо клопы были. Так шол странник. Все, это самое,
попросился - никто не пускает ночевать. Пришол, а
дед - прадед мой, пустил ночевать. Тожо, клопы
были. И гоуорит: "Да помещения-то не жалко, да
только клопов, - грит, - только у нас". -"Да, я
клопов, - грит, - не боюсь". -"Ну дак, ночуй, што
ж". А утром, значит, он гоуорит: "Ну хозяин,
спасибо, клопов-то больше у тебя не будет". Он,
значит, вынял нож, в порог воткнул этот нож: "Ну,
- грит, - давайте, пошлите!" Все клопы, значит,
откуда все ползут, ползут, ползут на этот нож, всё
падают, падают, через порог, через порог, через
порог, и вот гоуорит: "Страшно, - грит, - волосы,
грит, - шевелятся", - ну, столько клопов, и все и
идут, и идут, и идут, выходят, выходят - все. Он
гоуорит: "Нет, не все, ещё, - грит, - главного
хозяина нету", - и, гоуорит, ползёт такой клоп,
гоуорит, огромный, вот. "Вот щас, - гоуорит, - все.
Ну, всё, давайте марш". И всё, больше не видали
клопов. Дед ушёл, и больше клопов не видали. Это
вот дедушка мой рассказывал.
АЕС;
Нокола-Белая
- 1997
ТАА;
АБМ;
Тут
рассказывали, такую я бывальщинку слышала,
бывальщинка ли - быль ли, у одних было клопы, дак
их выводили на Петров день, двенадцатово июля
Петров день. [...] Надо один сидит под окном, а
другому надо раздетому совершенно бегать вокруг
дома. Женщине, тут рассказывали про одних: дочь
сидела, Манька сидела под окном, а бабка бегала
вокруг дома. Подбежит к окну и просит: “Манька,
севодня какой день?” - “Петров день,” - “А чёво
йись будём?” - “А будём йись пироги да блины,” -
“А клопы чёво будут йись?” - “А клоп - клопа, клоп
- клопа.” Надо три раза обежать. Это бывальщинка
такая или небылица. Тот, кто на улице спрашивает.
Это я слыхала, што кладут клопа и таракана
покойнику в гроб, што уйдёт - уведёт всех.
КЕА;
Ягрема
- 2001
АБМ;
АЕ; ЛХ;
[СМВ:]
Вот тоже интересный случий (Таня [СТА] вот может
потвердить): у нас в городе [Каргополе] была
приватизирована квартира, вот. Она згорела, ну
загорелса дом... ну, это самое,
двенац_атиквартирный. Самое што интересноё:
может, потому што и окна были у нас закрыты - мы
там уже не жили, но, это самое, ремонт зделали
полный - и... а тёща выскочила [нрзб.], с иконой
обижала вокруг дома: весь до згорел, упал - наша
квартира стоит. [...] И тоже интересно было то, што
фсе вещи, от соседий - у них стояли точно так же,
как у нас - где стенка стояла, там она упала к нам,
холодильник тоже к нам. Так, интересно уже.
Неинтерено, што токо згорело. [Нужно было обегать
вокруг дома?] Да, вот, например, тожо примета вот
такая: когда скотный двор горел... это самое... тёща
да сосетка ищё - тё[тя] Маша Чудакова - выскочили,
голыми пробежали вокрук двора с иконой, и... это
самоё, пожар прекратилса. [...] [С какой иконой?]
По-мойму Божья Матерь у ей была, Троеручница. [...]
[Что значит Троеручница?] А есть - вот видите: вот
Двоеручница [показывает на висящую в углу икону
Владимирской (?) Божьей Матери], вот, а есть
Троеручница: точно такая же, токо три руки и... это
самое, и изображение у Ей немношко развёрнутое
суда: вот тут в бок [нрзб.].
[СТА:]
Ну она чцё-то знает, да конешно знает.
Хорошо ли [?].
[СМВ:]
Ну она особо по скоту знает.
[Это
здесь?]
[СМВ:]
Нет-нет...
[СТА:]
В городе. Ну вот Пригородный софхос, как выеж_'яли
- пригородный софхос. Ферма у нас горела... один
гот... [нрзб.]. Мы весь ско заставали с иконой
фсегда, икона была на ферме [нрзб.]. Ну загорел...
случлса пожар, стали скот выгонять - он из огня-то
веть не идёт, как фсегда. Вот они разделись с
напарницей, ну до нага, иконы... одна ико... у одной
крестик был и икона, маленькая, наверно, а мать
взяла такую икону, вокрук оп... три раза обошли,
одна и другая - и фсё, стих, пожар стих. [В какую
сторону обходили?] Одна в одну - другая в другую.
По три... [В разные стороны?] Да, по три раза обошли
и фсё. Пожар кончился.
СМВ;
СТА;
Рягово-Лазаревская
- 1998
ТАА;
АБМ;
Вот
у нас был такой случай, в колхозе уже были: горели
гумна. Подряд в Волокушке [ныне нежилая деревня,
входившая в Рягово] подряд сгоело восемь гувён. А
гумна-ти были такие большие да все и загружены
зерном [...] И все веть, што было горя, што
поплакали: годовой запас вить сгорел. А вот у нас
эта была, деинка: взяла икону, взяла яиц и пошла
кругом своево [гумна] И она пошла обходить это
гумно. Гумна горят, головёшки летят - ужас,
страшно. Она обошла - искринка не попала на гумно.
[Голая?] Да, голая. [Яйца были сырые или вареные?]
Нет, сыры. Яйца кидала чцерез крышу. Вот
идёт если набоку, вот идёш если мимо моево дома -
пошла она, значит она уже чцерез крышу ево
кидает, эти яйца. С одной стороны кидает три яйца.
В разных токо местах: она яйцо бросит, подойдёт
немного - опять броит. На тот конец подойдёт -
опять бросит яйцо, и она там говорит уж молитву
свою. [...] Оне, эти, старики-ти - такое дело было -
всё действовало.
Тут один у нас был, жил в
Волокушке, двухэтажный дом - богач, кулак - раньше
говорили всё "кулаки да кулаки". И вот у ёво
немношко так угла гумна-то погорело. Там у ёво
была - кулак, дак был эти косилки вот старинны,
конями косили, молотили, был привод такой, за
гумном кони бродили, молотилку крутили. Как до
евонново гумна дошло, он прибежал, а у нас стояла
чцясовня - в кажной деревне была чцясовня,
- у нас така была чцясовня хороша, икон
много. Он прибежал и давай в этот колокол звонить.
Обошло всё гумно - ни-чцёво не сгорело. Вот
те, пожалуста, и то действовало. Он верил Богу, он
снял с себя шапку, голый такой, прибежал, стал
звонить в колокол - всё: обошло евонноё гумно. все
гумна сгорели, а евонное и вот наше гумно чцерез...
все осталисе. У нас бабка обошла.
ЗУА;
Лукино
- 2001
АБМ;
АЕ;
[Как
тушат пожар от молнии?] Не встречалась. [С иконой
не обходят?] Ак это вот... не знаю, от молнии ли
чево, или это вот такой пожар, то, што вот от
чего-нибуть так дом зажокся, горит дом - есть
старушки ходят, с иконкой, угу. С иконкой, вокрук,
ага. [Вокруг чего?] Дома. [Который горит или
соседнего?] Да, который... который горит. [Что
будет?] А, горят [говорят], стихнет. У нас, бывало, я
маленькая ищё - помню, у нас вот... Серёшка
[обращается к брату], ты не помниш, это... у нас у
дяди Паши в Часовине-то дом-то горел? Не помниш?
Ну, вот, дак у нас старушка была, она это...
верующая активно она. Она вот пробежала, она
розделась догола. Воще догола розделась ищё - ну
маленьким дак там интересно, шо уй, тётя Маня
розделаси, нагая чёво же бегает! Она розделась
нагая и вот кругом избы бегала, она, кажец_а, это с
иконкой и она каки-то слова говорила. Вот я не
помню, конешно уш, маленьки были, ак мне далёко
[т.е. куда мне помнить!], токо што я помню, што она
бегала. Она тро... три раза кругом избы вот
обежала, и вот он как-то был поло... полошал-то
очень сильно. Потом он [нрзб.] всё книзу, книзу,
книзу, туда вот так вот стал уходить, и кверху, как
столбичёк... стал гореть и тише-тише-тише стал
гореть. А то веть сильно так... пламя тако было
сильноё, а тут вот постихало. [В какую сторону
обходила?] А э... вот по чесовой [стрелке]. По
чесовой. [По часовой стрелке?] Да.
ФВМ;
Печниково-Ватамановская
- 1997
ММК;
ОМ; ЯЕ;
Вроде
он как-как ныл, просто ревел, ну, стонал. И этот
человек ушёл, с этой деревни ушёл [...] И в тот же
час, час не прошёл, он ушёл, две-то деревнюшки
прошёл, в третью пришёл и два дома-то загорелось.
Сразу сгорели, в тот же самый день. [А кто это был?]
А кто знат. Никто не видели, только слышали стон
его, што шёл человек да плакал как по покойнике.
Он ушёл, и деревня загорелась. [А кто это был?] А
кто его знат. Это хозяин ушёл из этой из деревни.
ЕВА;
Нокола-Белая
- 1997
ТАА;
АБМ;
Это
рассказывали, просто што кинул нож-то мужик. Нет,
этово ничево не делали. Так вот, про каково-то,
где-то было… это бывальщинка, это не правда. Што
кинул нож [в вихрь], потом куда-то в дорогу поехал,
заехал ночевать, поглядел, а на столе-то нож ево. А
говорит: “Откуда, нож-то почему у тебя мой?” -
“Да, - говорит, - это я вихрем шёл, а ты в меня
бросил.”
КЕА;
Ольховец
- 2000
АБМ;
ТАА;
[Где
от грозы прятаться можно?]
[ПАН:]
В лесу-ту где? Под ёлкой, што ли... - я уш забыла. А в
стога большы, все в стога... [В стога?] Ну. Мечут -
недалёёко как ходиш в лесу, дак...
[ШАС:]
Под большо дерево не велели. [Не велели?] Да.
[Почему?] А не знаю, гроза в большо дерево... как-то
она больше влягаец_а [?]
[ПАН:]
Не знай, под ёлкой ли што ли - я бывала тоже. Всё
забываец_а, што мы ить и это... [?]
[ШАС:]
Садились под ёлку, но не в большие... Так вот...
частая ёлка, может, не одна. Тут несколько ёлочек
вместе да...
[Если
в человека попадет молния..?]
[ПАН:]
[Нрзб. - с непокрытыми] волосами не сидеть-то.
[ШАС:]
Да, платок одевали всегда. Говорят, притяжение к
волосам бывает. [К волосам?] Да.
[ПАН:]
Да. К волосам молнии притягиват. Вот особенно у
реки когда попадёш.
[ШАС:]
Вот у нас тогда гром был - я это... в Обозерской - и
одново мущину громом убило. [Убило?] Ну как -
вопщем упал он замертво, и ево закопали в огороде
в эту... ну, в борозду, меж грядьима[?]. Он там - на
скоко-то минут его подержали, потом он он ожил и
потом и сичас живой.
[ПАН:]
С головой-то на закапывают.
[ШАС:]
Я не видела.
[ПАН:]
А я женщину этто знаю - у нас в деревне там было...
[Шас:]
Закапывали в землю.
[ПАН:]
Ну наши... ходили - они за десять вилометров ходили
косить там - Чупина называец_а - все женщины, и они
пошли домой-то - заоболачиват - а деревня тут
перва, не рочень далеко недобежали-то. Они
добежали до этой деревни, говорят: "Бросайти
косы", - коса вить на плечах - сенокос, наверно,
кончилса - в перву избу побижали. Ну ладно, они не
в ту избу забижали, а одна-то женщина и говорит -
Анной звали - горит: "Ой-ой, бабы, - раньше бабы
всё дак...- бабы, - говорит, - я побежу: у меня труба
не закрыта, забыла утром, эта, закрыть". Она
убижала, а они тут к сосетки, к старушки тоже все
бабы-то забижали наши - их по десять чиловек
ходило дак, и мама моя, и все. Туда забижали и
внимания не обратили, што Анна ушла, ладно, трубу
закрыла - спокойней, потом Танюшка-то эта пошла
туда - она на полу мёртва лёжит. Она трубу-то стала
закрывать, и молния-то за ней з_ади зашла, в избу.
Эта, труба-то не закрыта, она токо хотела это...
душник-то положить, и ей ударило молнией-то. Дак
ей ударило молнией, но не убило сразу, она бес
сознанья... там искалечило много, и эта молния
вышла в угол, ну... пусть Бох ли тут, а тут печка. В
угол в этот вышла и всё брёвно это, все обои и всё
порвало, и брёвно ищё переставляли мужики. Папка
ищё отправлял - бригадиром был, дак туда бригаду
ремонтировать. А чё - Танюшка-то пришла - она
мёртва, а она не знает, чё да там, на велике не
знай, ково - внука ли ково ли отправила к нам, и у
нас отец бригадиром, он всех собрал мужикоф. Да и
женщины побижали, и эту, как могила копают-то,
выкопали у дома тожо и ей туда опутили и вот так...
голову... голову оставили - я-то сама не была, а мне
мама фсё росказывала. Кто был да папка. Ну, она
потом ожила. Ей... ожила, ей выкопали - скоко там
времени держать, я уш это не знаю, час ли што ли
дёржали в этой зимле-то, вытащили и ей в больницу
увезли. Дак она там месиц полёжала, потом вышла -
ну, щитай, работать стала, скоко-то ей там
инвалидности дали, дак она потом ходила вот так...
идёт-то... Ой, до чево была искалечена это всё...
Богом-то, дак всё они... женщины-то ей ругали,
горят, грешила много. У ней тоже дети были, она
гуляща была. Всё ругали: только из-за этово ей так
молния ударила. [Молния бьет, если человек
грешил?] Но, не греши никогда. Как женишси или
женатый - дак не греши никогда, на молнию не ходи -
она страшная. Не ходити. Никоторый.
[Говорят,
в Ильин день молния может ударить, если...]
[ПАН:]
Да, в Ильин днь всегда молния бываёт, дак вот ходи
да и думай. [Если работаешь в Ильин день?] Ну,
раньше не роботали, а типерь я не знаю.
ПАН;
ШАС;
Лекшма-Барановская
- 1998
ЛХ;
АБМ;
[Какие
деревья нельзя сажать у дома?] Ёлки. [Почему?] Это
веть тяжолоё, ой... У нас вот Игорюшко-то в
Корени-то [?] дом-от купил и сам уж ёлок... всю семью
выжило. И его убили. Я как туды приехала, к нему, я
говорю: "Ой, Игорюшенька, ты што дом-от купил и
сам уж ёлок?!"- я говорю. -"А тёта Вера, - гът, -
спилить-то можно". -"Нет, дружочик, спилить
тебе нельзя". [Почему?] Ну как: он купил, а ёлки
как... веть не он вырастил. Не_т. Ой, меня така
[нрзб.] страсть-то взяла: "Дружочик, продай
кому-нибуть этот дом". -"Тёта Вера, я кому
продам-то?" -"А кому-нибуть. Продай ево
[нрзб.]", - а он всё жил, жил: первая Наташенька
потонула чцетырёх годиков, потом шесть
годиков прошло - Сашеньку в армию взяли, Сашеньку
снегочиститель всего на куски прирезал, попал
как-то, а чцетыре года прошло, потом ёго
убили. [...] [Если бы он срубил, что бы случилось?]
Бох его знат, может Господь бы наказал как-нибуть.
ПВА;
Труфаново-Кукли
- 1998
ААМ;
ЛХ;
Вот,
я хочу сказать, в тот год, когда умер папа, у нас
год был очень ужасный. И вот в Питере, в Питере
(папа умер в восемьдесят третьем году), и у нас
перед Новым годом (мы всё-таки в квартире жили,
второй этаж), и у нас завелись мыши. Это такая
плохая примета, и их столько завелось, что мы
попали на беду [?]. У меня вот мужики, свёкор и
Жорик [муж НЗН] взяли мышеловки и ловили. И мы за
одну ночь, с девяти вечера до часу ночи
шестнадцать штук поймали мышей. Маленьких и
больших, в кухне. Они у нас уже гуляли по всей
квартире. Я только единственное говорила:
"Господи, это ж плохая примета, это что же
такое". А мне как раз в тот год, в феврале (это
вот в январе ловили), в феврале мне исполняется
тридцать лет. Приезжает ко мне на день рождения...
Вот мама [МНП] приехала, Люся [СЛН - сестра НЗН]
была и Ирина [ЛИН - сестра НЗН] была. Люся была с
Алёнкой. Ирина была, но холостая. А ты [обращается
к СЛН] была с Алёнкой, с маленькой. На тридцать лет
вы были. А папа остался здесь, в деревне. Он не
приехал. Тридцать лет проходит, и начинается все
эти гадости. В феврале мне, вот, значит, тридцать
лет, наступает март, Дениске у меня исполняется
три годика, и извещение, в этот же день, буквально,
умирает папа скоропостижно. Сообщение. Тут же, в
мае, свёкор попадает у меня с сердцем в больницу,
прямо с поликлиники - в реанимацию. И тут же, в
июне (это всё этого же года), я была дома, одна,
свекровь у меня была на работе. Я стирала бельё.
Жарко было, я открыла окно в кухне, в большой
комнате, и в кухне кипятила в бачке белое. Машина
стирает, я полощу, выскакиваю в большую комнату, и
вдруг у меня на дверях (у нас так большая комната,
и в кухню дверь), на дверях сидит то ли ворона, то
ли чёрный голубь. Но чёрная птица. Я вылетаю так
как раз вот, мне надо в дверь бежать, и вдруг она с
этих дверей слетает и - ко мне. Я одна в квартире. И
вот так вот крыльями передо мной. Я так назад
попя... Бух! И по стенке так опустилась, села.
Господи, никого нет. Она разворачивается и в окно
обратно улетела. Ну, думаю, всё. Это к чему-то. Да.
Не прошло недели, у меня свекровь с инсультом с
работы увозят без сознания. Четыре месяца лежала.
Первый инсульт. Сейчас у неё третий, она, значит,
не ходит. Вот. Я вот сейчас вот, с весь год, вот на
Новый год как мыши завелись, всё, вот пошла полоса
и весь год вот такой. Вот главное три таких
события: папа умер, свёкор попал в больницу с
сердцем, как говорится, в реанимацию, и вот
свекровь - первый инсульт.
НЗН;
Печниково-Ватамановская
- 1997
ММК;
ОМ;
Уменя
вот папа охотник был, и он пойдёт- у нас соседка
напротив жила и соседка с краю жила- вот, если
бабушка Марфа посмотрит, папа у меня, вот если она
ево, как говорица, добрым своим взглядом
спровадит, вот эта бабушка, если она увидела, што
папа пошол, он у меня, вопще был такой у нас
охотник - куниц всё бил и белок. Он набъёт - так это
ужас сколько. А если тётя Дуня посмотрела- лучше
не выходить. День проходит - даже вот белки не
застрелить. Такой взгляд был тяжёлый у женщины, у
старушки.
ТТН;
Саунино-Кипрово
- 1999
АБМ;
МБ;
[Птица
прилетит на окно] Тоже к какой-то беде ли. [Если
прилетит?] Прилетит да постучит. [...] У меня вот
перед хозяином. Ему... умереть, дак птичка там... в
комнату постукала да и... а недолго да и он... у нево
инфаркт серца и он помер.
ФМС;
Ухта
- 1996
ЛХ;
ШК;
Были
испорчен_ые эти, икотники назывались. И вот она
сидит, а у ней там, там в желудке внутри, у ней там
уже какой-то, какой-то её ... какой-то её тут ... вот
она говорит, а у ней там повторяет. Это раньше
было. Вот это называли икотники. Это испорчено. Я
вот от свекровы это слышала. Вот ходила одна, ну,
побираласи женщина, ну, кусочки собирала, ну вот.
Вот она, грит, сидит, што она повторяет там,
разговор какой, у ней там вот как-то глухо, глухо,
у ней как-то будто отзываеца, вот это всё. Так вот
она сказала, у ней спрашивал это вот бабушка, она
сказала: меня испортили во время свадьбы, когда я
была... Когда я выходила. Вот так. Вот это, и этих
людей называли икотниками. В больнице ничем [не
помогут, к знахаркам ходить надо].
РЕН;
Кречетово-Евсино-Ручьевская
- 1996
АБМ;
[Болезнь:
в человеке кто-то говорит, какое-то существо
поселяется.] Так он ненормальный чцеловек.
У нас вот тут по соседству есть, вот говорили [ему
(внутренний голос)]: "Руби руку, нет - убьём тебя.
Руби руку!" [Кто говорил?] -А вот кто - подь знай,
кто говорил ему. Мущина вот тут, Торопшин Костя
[муж ВАТ] - дак руку отрубил (у меня муж на тракторе
работал- они сидели [с сыном] в тракторе [и
видели]). Руку отрубил и тут перепелил [горло].
Говорит [Торопшин]: мене сказали: "Руби, нет -
убьём тебя". Так вот хто ему говорит?
БЕА;
Ухта
- 1996
ЛХ;
ШК;
[РАЭ:]
Так её [икотницу] потом выслали. Ну вот она што
людей портила, да, вот эта женщина.
[А
они могут портить?]
Да,
как нет? Вот эту икоту-то на людей-то и наделают,
што, как лягушка, квакает вот в этом [показывает
на грудь] месте. Вот её выслали из нашего
района,из Пинежского, и судили ведь это.
[РЕН:]
За это дело ведь потом стали строго, дак они и
стали побаиваца. Очень строго, как человека
испортишь. Может быть, ей что-нибудь и выпоили в
чём-то.
[РАЭ:]
А как же, чай, пригласят тебя, откуда ты знаешь,
чем, чё у тебя на душе, а ты, может, уже с ней
чё-нибудь, какие-нибудь стычки были, или
чё-нибудь. За тем же, может чаем... [То есть на чай
могут передать?] Да, а чё? Через чай, или
пообедаешь... Она слова может наговорить на пищу,
да на чё-нибудь. Вот и будешь, потом придёшь домой,
заболеешь.
РАЭ;
РЕН;
Кречетово-Дуброво
- 1996
АБМ;
АС;
Одна
у нас там две бабушка и мама были, женщины, так
брали работницу она у нас жила и что-то с ней
сделалось. Шла вот к Елизарову да всё вечером там
оттуда и кто-то вышел говорит в двенадцать
женщина ли, мужчина такой говорит мохнатый да за
руку говорит меня-то взял, такой мохнатый да
фукнул в лицо мне - она пошла как будто
ненормальная пошла. Вот мама ей повалила на лавку
или на пол, уж не помню, и положила вот полотники
раньше большие были... деревянные... [Посудина?] Да,
мама положила эту полотницу и скатерть на неё
накинула... чтоб она успокоилась, не тряслась.
ВАА;
Кречетово-Евсино-Ручьевская
- 1996
АЗ;
АП;
[Как
портят?]
[КТС:]
Колдуны такие есть, а есть такие вредные люди,
есть. А у ково глаз плохой, а другой, может быть,
спецально чево-нибудь знают они, эти, которые на
порчу, они знают эти люди. И они спецально сделают
вот, например, не нравица, што вот этот берёт вот,
например, эту деушку, всё равно разведут... или она
будет всю жизнь болеть, или вобще помрёт,
поболеет да ещё и долго мучаеца в это время, очень
плохая порча [...] От сглаза дак есть такая запись.
Вот если глаз у ково нехороший, вот меня тоже
сглазили... вон Дуня, а я вначале не знала. Нога
заболела и всё, я поехала в больницу. Я и не знала,
что, а потом уже мне медсестра сказала: "У Вас, -
грит, - рожисое воспаление, на ноге вот под этой
шишечкой". Ведь я без чулка никогда не ходила в
магазин, я всегда в чулке, я охранялась, знала, што
нельзя - тут шла босиком и она меня позвала вот на
скамеечку.
[АЕП]:
Ой, ой, ой!
[КТС:]
Вот так поманила, я пришла, вот так села безо
всякой задней мысли, вот как ты сидишь. И вот так и
посмотрела, а нога моя как раз к ней была. Пришла
домой - сорок температура [...] Я списала от этово
рожистое воспление заговор этот [см.
соответствующую запись], и мне подсказали, как
делать надо: красную тряпочку и завязывать, когда
молитву прочитаешь всё этот заговор прочитаешь,
и надо обязательно мелом, когда читаешь эту
молитву, надо тереть это место обязательно мелом,
а потом красной тряпочкой завязывать,
обязательно красной.
КТС;
Труфаново-Новоселово
- 1998
АБМ;
ЛХ;
[Что
значит сглазить?] Как, ну, у каждого человека свой
взгляд. Ну, вот так, я вот посмотрю на вас, вы вот
будете потом плакать [смеется]. [А как понять,
сглазили ребенка, или он просто плачет?] Ну, как,
ну вот у меня была маленькая дочь. Приехала у меня
тётя. Моя же... Она прихала и сразу прошла туда.
Посмотрела на неё, и она тут же начала плакать.
[Кто?] Моя дочь. [...] Просто она, не знаю, может,
говорят, сглазили. [А сам ребенок может сглазить?]
Ребёнок - не знаю, ребёнка можно. [А какие люди
могут сглазить?] Ну, вот говорят, люди с тёмными
глазами. Больше всего сглаживают. [Только темные
могут сглазить?] Да любые глаза могут сглазить. [А
человек специально "сглаживает"?] А человек,
может быть, и не знает, что у него такие глаза,
нехорошие. [А взрослого человека тоже могут
сглазить?] Могут. Вот мне зятя сглазили. Приехал в
Брянск, и сглазили его. У него температура
поднялась большая. Тут всё, бабки знают, какая
бабка может сглазить. Послали мать его к другой
бабке. Та пришла, говорит, пошептала чё-то. Всё. У
человека, у взрослого прошло. [А как определить,
сам человек заболел, или его сглазили?] Ну как, ну
вот если человек вот, приехал вот человек
здоровый, и тут раз - он заболел. [А если
акклиматизация?] Пришла старуха, пошептала, и всё
прошло. Какая может быть аклиматизация? [А не
говорят, что когда сглазили человека, он зевает?]
Ну, не знаю, это может и сердечник зевать. [Как
защититься от сглаза?] [Нрзб.], эти талисманы ли,
что ли. [А какие талисманы?] Ну, вот говорят, чтоб
не сглазили, там, булавочку куда-то вколоть. [В
одежду?] В одежду. [Чтоб было или не было видно?]
Чтоб был замкнутый круг. Нет. [Как это?] Ну, у
булавки же замкнутый круг. Или бабушкины,
говорят, дульки. [Это что?] Это вот пальцы не сюда,
а вот сюда [показывает кукиш, но большой палец
торчит между безымянным и средним пальцами]. Это,
наверно, фига [показывает обычный кукиш], а вот
это вот... [Бабушкины дульки?] Да. Вот и пошли, чтоб
вас никто... в карманы, и всё, ручки. [А булавку
можно так приколоть, чтоб видно было?] Ну, где-то
можно здесь где-то вот... нет, чоб она не видна
была. [А замочком вверх или вниз она должна быть?]
Может быть, так [показывает замком вниз]. Можете в
своей комнате или квартире сделать замкнутый
круг. [Это как?] Так вот, любой круг где-то
повесили. [Что повесили?] Из металла круг. Ну, из
проволоки сделали кружок и повесили. [Прямо в
комнате?] Ну, в комнате... Ну, на входной двери. [Так,
чтоб незаметно было?] А можно и заметно. Вот
говорят ещё: иголку воткните в порог. Вот в
притвор. [Что такое притвор?] Ну, притвор, это
когда жверь закрывается, вот это притвор. Вот в
порог. [В порог с наружной стороны, там, где дверь,
так, чтобы дверь эту булавку закрывала]. Остриём
наружу. Чтоб всё злое натыкалось. Но в ушко нужно
вдёрнуть белую ниточку. [Почему?] Белое - всё
хорошее. [То есть, ушко - в дом...] а иголка, остриё -
наружу. [А щучьи зубы не надо было класть?] Ну, это
бабушка у нас. Я не знаю, как она, что говорила, ли
не говорила... Зубы, от щуки, вот эти, челюсти - тоже
над дверьми.
[А
крестики на дверях и на окнах не рисовали?] А
крестики рисуют тоже опять где-то вот в Святки,
вот в это... От в какое же время крестики так
рисуют на окнах, на дверях... То ли на Рож_ест... На
Крещение, наверное, или когда-то вот... Аннушка
знает. [Смолой?] Не_т, мелом ли чем, хотите ли
просто... Нет, вру. Ножом. Ножом, просто так
перекрестить, и всё. [По воздуху?] Да. [Окна и
двери?] Окна и двери.
[А
топор в порог никогда не втыкаете?] Не в порог, а
на порог ложим. [Просто на порог положить?] Да. [А
лезвием в какую сторону?] А лезвием - не знаю. Это
когда кому плохие сны снятся, ложат ножик под
подушку. [А вы каждый день кладете?] Я не ложу. [С
молитвой надо класть?] Да нет, просто... Когда
ребёнок неспокойно спит, так, может быть что-то
снится, кричит, тоже можно положить ножик под
подушку. [Под подушку?] Да, под подушку, под
постель. Под головку.
ШМА;
Труфаново-Кукли
- 1998
ММК;
ААМ;
У
меня сын учился, ево отправили на практику [...] в
Калининград, вот. И я под Новый год вижу сон. Снег
сыпет хлопьями, лавка одинокая, на одинокой лавке
сидит мой сын. Я проснулась, аж оторопь меня
взяла. Вот. И он после Нового года вскоре приехал.
Я ему рассказываю сон. Он говорит - так ты веть явь
видела. Вобщем, калиниградский паренёк пригласил
их на Новый год вместе в гости. Но веть город то
наш маленький, а там Калининград - город веть
огромнейший, ну вот и мы, грит, до двенадцати
посидели здесь у нево значит. Ну, встретили Новый
год, естествено выпили там конешно, вот надо идти
домой а уже ни тролебусы, ни автобусы - ничего не
ходит, и он пошёл пешком. Шёл, шёл, шёл, говорит,
устал, ну и под хмельком был. Сел на лавочку и
уснул, и снегом засыпало, грит, меня.
БЗТ;
Труфаново-Кукли
- 1998
ААМ;
ЛХ;
[СЛН:]
Перед смертью матери вот здесь он был [отец].
Поехали, приехали, как раз успели её застать
живую. Да не сон, не сон, просто, а так получилось,
что мы жили здесь, с папой-то. А бабушка-то была в
деревне, его мать была. И она, она уже старая была,
восемьдесят шесть лет. И она шла, дома была одна, а
голова кружилась, мало и виделось. Так она
стукнулась головой о шкаф, и у ней [нрзб.], и у ней
получился немедленный отёк мозга, такой [нрзб.],
она сразу начала заговариваться, не то говорить.
И она вот в результате вот стало ей плохо, и она уж
без сознания лежала, не вставала, не приходила в
себя. И вот в это время папа здесь жил, в деревне, и
он видит сон, её, вернее, видит, бабушку во сне,
мать свою. И она его к себе зовёт. Ты помнишь, мама
сказала? Говорит: "Коля, Коля, что ж ты не
идёшь-то?" Вот такое во сне видел. И они
собрались и приехали. Приехали в Северодвинск.
Приехали они на мой день рождения,
восемнадцатого ноября (бабаушка умерла
двадцатого). Она лежала уже без сознания. Они
сходили, её проведали, всё нормально. Она лежит,
правда, не приходя в себя. Пришли домой...
[МНП:]
Нет, она лежала [спала]. Вдруг глаза открыла, а не
говорит ничё уже несколько дней и как-то без
сознания лежала. Глаза открыла, уставилась на
Николая...
[СЛН:]
На папу-то.
[МНП:]
"Коля, ты приехал?"
[СЛН:]
И вот, а до этого она вообще ничего не говорила и
лежала без сознания, не приходила в себя. [МНП:]
Усмехнулась, и всё. Закрыла глаза и больше не
открыла.
[СЛН:]
До этого несколько дней была без сознания,
позвала его во сне, он приехал, успел к ней прийти,
застать живую, и она вот токо его увидела вот...
проговорилась и тут же умерла.
СЛН;
МНП;
Нокола-Белая
- 1997
ТАА;
Сказку
такую мама рассказывала.
Пришла
женщина в гумно. Агафья какая-то. А ей из овина-то
и говорит: “Агафья, скажи Кутафье, што умерла
Стогафья.” Она домой-то пришла, да и
рассказывает. Вот такое-то было дело. Утром
встала, а там в трубе-то заплакало. Утром встала, а
там платок атласный висит.” Подарили за то, што
передала эту новость. [Кут - часть русской печи.]
КЕА;
Кречетово-Дуброво
- 1996
АБМ;
ВЕ;
[Переписано]
да
воскреснет бох и расточаца враги его ни
навидящего его яко из чезает дым да исчезнут яко
тает воск от лица огня так да погибнут бесы от
лица любящих бога заминующихся кресным
знамением верующих глаголющих радуися причистый
животворящим крестом господом прогоняли беса
силою на тебя пропящего господа нашего исуса
христа даровавшего пропяшего силою дявола и
добровавшего нам крес твой на прогонящего
всякого супостата причистый животворящеи крест
господи помоги нам сосвятою девой богородицей и
совсеми святыми вовеки веков амин огради меня
господи силою чистого животворящего креста и
сохрани от всякого зла.
Вот
приеж_'ала с Архангельска одна знакомая,
переписала мне. Што к ночи читать, штобы не бояца.
[Чего?] Ну, мне-ка соседка-от умерла, и она мне
приснилася, ей сеструнька, из Архангельска вот
этой женщины. Мне приснилася... А я работала на
скотном, мне сница, што я пошла на скотный, а эта
женщина, что померла, мне навстречу идёт - она на
маслозаводе работала. А я ей боялась, когда она
умерла, и не понимаю, пошто и боялась - хорошо мы с
ней так жили. А я иду - мне сница - на скотный, а она
от завода, и не дошла до меня от, как до тово дома,
и пала в реку и поплыла к своему дому. И потом
снилосе, што как-то приходила к её дому, а она
сидела у своево дома на дровах. Так меня обняла за
средину: вот чцуствую - я проснулась, и чцуствую
эти руки её холодные - вот так боялася.
Так
вот она [сестра покойницы] приехала, богородицкий
сон и переписала, што читай к ночи, дак не будет
сница.
ВАА;
Ухта
- 1996
ДЕВ;
ВИС; ШК;
Потом
ангел-хранитель вот здесь человека хранит и
ходит по правую сторону, вот это бабушка всё
говорила, что в туалет, например, в детстве-то вот
пойдём, уж пусть, вы все взрослые [про нас], в
детстве-то вот пойдём в лес и там побежишь писать,
вот, по дороге идёшь и побежишь писать на правую
сторону: "Не ходи на правую сторону, по правой
стороне ангел ходит, иди на левую руку, по левой
руке". А на левую руку никто, видимо, не ходит, а
по правую ходит ангел-хранитель. И вот тоже бывал
случай. Вот брат у меня, вот он в том доме живёт,
где я родилась, тоже так вот, вот он такой тоже. Ну,
мальчишки, они все мальчишки. Похулиганить,
пошалить. И [...] вот бабушка тоже брата заругала, а
он и говорит: "А я не верю в ангела". И пошли
мы в лес. За соком вот за сосновым, в эту пору
ходят. И нас пошло много-много, раньше все гурьбой
ходили. И вы представляете, большие ребята нас
решили - а мы все маленькие были - они решили нас
волками напугать и завыли в лесу. А тогда
волков-то в войну ведь очень много было. А он на
сосне сидел, он с сосны и прыгнул, и сломал ногу,
переломилась у нево нога. И хорошо, что он
догадался ещё, снял сапог. И вот, нас было
тринадцать человек, я тогда училась в четвёртом
классе. Ну, что, все побежали, а три километра один
аэродром. А от аэродрома ещё три километра почти.
Все побежали ребята, а у меня брат в лесу, мне как?
Как я ево оставлю? Я... волки, а я пошла в лес. Я
пошла за ним. Он ползёт, ползёт, подошла я, а он
ползёт. Я ево посадила на плечи - он на три года
меня был моложе, и потащила. А они воют уже всё
ближе и ближе воют, и не один голос, много. И
только вот к аэродрому-то выходить - я тут с ним и
упала. Он как крикнет громко, видно, больно
ноге-то, а они, верзилы, и вышли. И я вот эти три
километра, два километра тут ещё и больше, вот
ферма там была, за церковью тут, я бежала бегом к
маме - она на ферме работала. Говорю: "Мама, Вова
ногу сломал". Она взяла телегу, лошадь - тогда
не было машин, и мы поехали туда. А они уже сбегали
там в другую деревню, поближе, и его везут. Вот
бабушка-то потом и припомнила: "Вот, не верите
ни во что, дак..."
ДАА;
Кречетово-Евсино-Ручьевская
- 1996
ЕЛ;
НВ;
Оно
одно и то жо, что чёрт, что бес, что сатана. Одно и
то жо всё это есть. Он [чёрт] покажется просто как
чцеловек покожется. Говорили раньше: в лес
пойдёшь - не кричи: "Эгей!" Надо называть по
имени - Марья, Дарья - и кричи. А он [мужик] пошёл,
раз крикнул: "Эгей, какого стула не
открываешь?"- и второй раз крикнул: "Чого не
открываешь?" А жена, невеста шли сзади, брат
шел. А он вперёд летит, его же черт тащил. Шёл, шёл,
слышит - разговаривает. Сидит на пеньке, говорит -
папаха каракулевая, шуба каракулевая, пуговицы -
не пуговицы, вроде не запахнуто и бывают такие
пуговицы деревянные.
-
Ну, зачцем ты меня звал? Он [мужик] уже понял.
-
Я, говорит, вас не звал.
-
А кого аукали?
-
Я брата аукал.
-
Ну, ладно, хорошо, знал, что сказать, а я, говорит,
сдалека поднялся.
Вот
так.
РМВ;
Саунино-Кипрово
- 1999
АБМ;
ААМ; ММК;
[Детей
проклинать] Как прокленеш. [...] Тоже грех.
Прокленёш, дак, конешно, грех. Кто прокленёт и
чужих, ищё как детей, дак надо... страшно. [Что
надо?] А надо молиц_ы много и священнику покаяц_а,
штобы он Господа умолил, штобы простил грешнику
грехи. Прокленёш, дак как убьёш.
Бывало
на Гужови отец ли, мать ли - не знаю, хто - сына
проклёнул: "А понеси тебя леший!" Он пошол
рыбы ловить и попал под кокорину, не мог выт_и. Все
ловят тут, все ходят - нихто не попал, а он попал.
Один и был-только. [Потонул?] Под кокорину попал -
так и погиб тут. [Кокорина что такое?] Ну вот... как
какая-нибуть ломина ли што ли в воде. [...] Так и
скотину. Нельзя этово, нельзя. Этово нельзя тожо.
АУП;
Рягово-Лазаревская
- 1998
МДА;
АП;
На
кладбище [у мертвых свой мир]. [Во сне пришел
мертвый муж]. Я говорю: "Алексей, ты чё там
делаешь?" "Да я, - говорит, - бригадиром
работаю". Так во сне присница. Я думаю,
бригадиром он работал, дак вот и сница.
ВМИ;
Кречетово-Шильда-Кольцово
- 1996
БОЕ;
КНЮ;
[А
куда душа девается после смерти?] Ну дак вот
улетит, не знаю, на небеса да... кто достоин дак
хорошо в раю там, а недостоин дак в аду, кто если
чево воровал, говорят, всё надо относить куда-то
обратно. А всё рассказывали, что женщина молоко
продавала да воду подливала дак вот ей там
заставили отделить воду от молока. Как отделишь?
И вот она всю жизнь должна стоять и отливать. Всё
отчерпывай, отчерпывай, без конца отчерпывай.
[А
в рай кто попадает?] Это хорошие люди, которые
веруют в Бога, соблюдают все обычаи там не
ругаются, не врут, не воруют, худыми делами не
занимаются, не сплетничают. Вот это, говорят,
самый худой грех, что сплетничать... Да там вот
завидовать людям...
[А
что с ними в раю происходит?] Так не знаю уж такая
жизнь райская, наверно, хорошая... весело живут, с
ангелами там...
А
в аду дак там... вот, говорят, за какой-то грех дак в
смоле надо кипеть, в смоляном котле, смола кипит и
ты там варишься... За убийство или за что... Наверно
за убийство, это самый большой грех.
Что-то
ты украл дак тоже сплутовал и чё-то людям худое
пожелал, навредил...тебе надо покаяться, если ты
не покаешься, значит умрёшь с этим грехом, значит,
тебя там всё время будут мучить.
[А
кто?] Не знаю... силы небесные, или не знаю... Вот
рассказывали недавно, старушка, что женщина
умерла, муж-то плакал, плакал и как-то прощался с
ней и у него партбилет из кармашка выпал и в гроб,
он не видел. Ну и заколотили, захоронили женщину.
Он пошел потом на партсобрание, а билета-то нет,
схватился, билета-то нет. Искал, искал, ребят,
ребята были, дети-то остались: "Ребята, куда
девали партбилет?" Они клянутся, что, мол, папа,
мы не видали партбилета. Ну он обиделся, конечно
на ребят..., а потом ему ночью приснилось: жена
пришла... говорит ему: "Не ищи, говорит, ты
партбилета, он у меня в гробу, говорит, только ты
когда вынимать станешь, не открывай ног моих..."
Гроб вскрыли [?] партбилет там, ну ему захотелось
всё-таки узнать, что ноги-то. Он открыл, а там две
змеи, сосут ноги-то у неё. Вот две эти, ну пиявки.
Говорят, что как будто она два аборта делала дак
вот это ей. Вот два аборта, значит, две змеи. У ее
обеих ног, сосут кровь у неё. Ну такое наказание
за оборты, что вот душу губишь человеческую...
А
раньше вот говорили... сколько абортов сделаешь,
столько тебе там вот пирогов с рыбой, вот с этим
мясом принесут, вот ести будешь, эти пироги, вот
этих всех детей своих. Вот там есть тебя заставят.
ШВИ;
Кречетово-Медведево
- 1996
НВ;
ЮФ;
[Кто
такой Иисус Христос?] А кот Ево видал? А кто нам
внушил? У меня родители говорили: "Иди к
чёрту", "Что ты как чёрт пристал?" или
"Да отцепись ты от меня, что ты как чёрт
пристал". [Черт и леший одно и то же?] Нет, леший,
он в лесу находится. Человек пойдет, обязательно
заблудится и не может выйти. [Что-нибудь делали,
чтобы из лесу выйти?] А кто что. Говорили, што на
левую сторону одежду надо вывернуть - выходить из
леса, а иной раз помогает, а иной - не помогает. Я
была в пятом классе и на вечер мы пошли [с
подругой]. И одна бабка говорит: "Не ходите".
Дак мы ушли, нас леший три дня носил. Заблудили в
лесу. [Лешего увидеть можно?] Да не, невидим, кабы
видели, дак попросить хоть можно, шо "Выведи
нас на дорогу". Робята говорили: "Видели ево,
дедка с бородой. Он нам есть оставил".
БАФ;
Саунино-Льнозавод
- 1999
АБМ;
ААМ;
[Христос
и Бог - Один или Разные?] А когда молисси, дак
молисси Пресвятой Богородице, молисси и Миколы
угоднику - вот кому молисси.
[Микола
угодник - кто?] А такая икона, у меня нету. [Почему
ему надо молиться?] Не знаю. Вот у меня такое дело
было: нас отправили комсомольска организация на
выколку [?] леса в Архангельск. А лошать была такая
буйная, она мужика убила. Много... больше году
стояла, нихто на ей не ездил - боялись. А мне
парень дал - он был этим, зафобозом, иму нать было
со мной гулять, а я не стала с ним гулять. И меня
послали возить лес на реку, и он мне эту лошать
дал. Вот какое ищё было совпаденьё. Ладно,
запрягали мужики. Ну, я на конях ездила, не
боялась лошадей. Поехала - от как он меня и попёр,
я не видела ни земли ни нёба - ничцево, он
меня вить снегом закидал. Думала убьёт. Только
заехала в эти... в брёвна, в свалки, што ни... ёму
никуда: ни взат ни вперёт не выт_и - он бы убил меня
всё равно бы. Где-нибуть стряхнул бы с дровён.
Стою и плачцу, говорю: "Свинья, ить вот
каку лошать дал!"- на ёго обозлилась. "Ну,
горьт, ладно, я ёму дам трона". Идёт старичцёк,
от как Исус Христос на картинки. Он спрашиват у
меня: "Што, подрушка, плачеш?" Я говорю: "Не
говори, дедушко. Вот куды, - гворю, - пришлоси
загонитью. Эта лошать убила, - гърит, - мужика, год
не роботали, а мне дали возить лес. И мне пришлося,
- гъврю, - направить ия, а мне не знаю, как ёво и
выпровадить". А он и говърьт: "Не плачь,
подрушка, выпрягу я". Он залес туда, ёво выпряг,
дровни от_янул на... на проходник, лошать пряшот [?]
стоит. Я говорю: "Я на ём не поеду, а я лучше за
повод поведу. Не смию ехать". Ну, он вывёл,
запряг, провёл вот от этово места, от гривы три
раза и по хвосту. [По хребту?] По хребту и... ну,
всёго обвёл. Обвёл, запряг и говорит: "Садись,
поеж_'ай с Богом". Говорю: "Нет, не поеду,
боюсь я его!" "Не бойся, - говорит, - никуда он
не денетси. И ты будеш на месте". А я и говорю,
говорю: "Дедушко, што тебе за это, што... как я
приеду жива-здорова на место?" "А
дорогушенька, - говорит, - обед сёни будет - купи
мне обед". Я пришла в столову... я приехала, и мне
лес навалили, и лошадь как вкопана. Какъ будто век
на ей я ездила. Ну вот. Прихожу в столову,
отобедала, обед купила ему. Ну и всё поглядываю,
што идёт, идёт - нет, всё нету. Всё нету. Я говорю:
"Девушки, - повары, говорю, - придёт, - говорю, -
старичцёк, така узенькая боротка, вы
од_айте ёму этот обед, у меня ёму куплён". Я ёго
больше нигде не видала, этово старичцка. Ак
вот кто мне помог? [...] [Так и не знаете?] Нет. И я ёго
не видала. Я месиц роботала и всё стараласи, што
поглядить лицо дедушка - нет, не видала. Вечцером
пришли обеда... ужинать, а оне и говорят:
"Никакой дедушко не был. Обед твой
прохолонул". "Ну, - говорю, - я свежий
возьму". Вот как, што было. Кака-то сила была. [...]
Я про его и говорили-то, што на картинке он. [Это
был Николай угодник?] Нет, не он, не похош он на
его, он на Исуса Христа похош.
ШЕП;
Саунино-Льнозавод
- 1999
АБМ;
ААМ;
[Можно
ли купаться в Ильин день?] Во-во-во! Это я слыхала.
У нас военныя сенокосили. У нас. И они стали
купац_я после Ильи... Ильи пророка. Ему говорили,
што не ходи купац_ъ - в глазах потонул мужик.
Только зашол в воду и... и не вышел.
ШЕП;
Труфаново-Кукли
- 1998
ЛХ;
АБМ;
Илья
пророк катаец_а на колеснице, вот гром, ром -
говорят: ну, на Ильин день этот... мол... нельзя в
Ильин день работать, ничево. Вот бывало здесь был
старичок, он ходил работать якобы. Такое было, што
он схо... никто не ходил на работу, а он сходил
покосил, што-то поставил сено, и у нево, говорят,
сгорел стог. [Нельзя вообще работать или косить?]
Да, да. Косить, видимо, вобще работать нельзя на
Ильи... в Ильин день. Ну Ильин день вот второво
был... августа.
КВН;
Лукино
- 2001
АБМ;
АЕ;
[Говорят,
нечистая сила может обменить ребенка?] Да бы...
были, наверно, случцеи - ма... мама, бывало,
тожо [нрзб. - рассказывала], што у одной оменили
дак. Вместо ребёнка палку положили - он всё орал.
Он похож на парня, на робёнка-то, а неживой. А всё
орал и орал, бес конца орал. А как вон потом иво
розделали - дак не знаю. [Почему обменили?] Не знаю.
Дак ушг это недобрыи люди обменили, я думаю дак,
не так уш... Добрым людям незачем.
КМА;
Лекшма-Барановская
- 1998
ЛХ;
АБМ;
[Чем
детей пугали?] Не знаю, дак чем пугали... "Мара
придёт" [...] [Кто это?] А Мара. Бох её знает. Так
робятам-то, так, пугали их, што "ой, Мара придёт,
давай спи!" [Что она сделает?] "Ой, Мара сичцас
идёт, она тебя обоймёт!" [...]
[Пугали
детей сковородницей?] "Сковородница там ходит
да у-уй, сковородница сичцас вас догонит,
только подьте, дак... [Когда это говорили?] Дак вот
раньше в горох-от ходили, дак тоже сковородницей
и Ягой бабой пугали да робят.
[Как
пугали детей, чтобы они не бегали на реку?] Ой, не
бегайте на речку, там водяной есь, водяной есь,
дак вас сразу уташчит. Русалка есь вотъ, выскочит.
[Водяным и русалкой только детей пугали?] Это
русалка, это русалка, она и обычно так и есть, што
она в воде живёт. [...] Ну русалка, у меня вот
брателко, как он всё рыбу ловил ездил [нрзб.] всё,
дак он на камню ей видал. Говорит, токо лицо не
видал, а волосы такие длинные видал [?]. И вот,
говорит, я как хлопнул о воду этим... шестом, а она
сразу туда, в воду. [Она как человек выглядит?] Ну
волосы такие, гът, длинные, нибольшая, маленькая.
[Она как женщина или с рыбьим хвостом?] Он не
говорил, он сам худо видел, уш я не знаю, ноги есть
ли, чёго есть ли, хвост ли есть какой, гоорит, я
только видел волосы такие длинные. [Как у
женщины?] Ну. Ну. [Она может сделать что-то плохое?]
Может лодку перевернуть. Русалка до сих пор есть
в воде, она всё время в ней. Вот где-ка глубоки
места, где больше камений, вот она тут и живёт. Я
не знаю, русалка... Обычно я не знаю, то ли хвост
есть, то ли чёго, а вот у меня брателко-то только
видел, што, говорит, сидела на камню, так, гът,
драла волосы. [Чем?] А не сказал. [В какие дни ее
можно увидеть?]. -Дак вот у меня брателко, когда
хорошие дни, солнечные дни обычцно, да оне
вот то позно, то рано выходят. [Днем?] Не днём: то
рано выходят, вот утром, то вечцером позно
выходят. [До солнца?] Нет, солнышко пекёт - оне
выходят, сонце пекёт, оне выходят. Русалка, вить
это наверно и пишется где-то она, тоже
описываетца русалка. [...] [Это животное?] Нет. А
щитаец_а поди знай што. Как плавеник. [Что такое
"плавеник"?] Ну, как сказано... как плавеник
щитаец_а... што вот... [Кто такой "плавеник"?] А
раньше-то вить лес гонили, дак всё, дак такие
плавеники были, много было плавеников, дак... [Это
зверь?] Не зверь, а поди знай, што она, как ей
назовёш - не знаю. [Кто такой плавеник?] Э/то вроде
как рыбы, я не знаю чё... плавеник, дак мы щитай...
щитаец_а плавеник, дак это... всё равно она
плавает, как, наверно, рыба да хто - я не знаю. [...]
Русалка, их веть очень мало, русалок. [...] Мало,
немного этих русалок, ретко где она попадетце, ей
увидят. [Кто такой водяной?] [...] Поди знай, хто
водяной. Вот у нас бывало, Сашенька стал купац_а,
дак тоже как ему резнуло по заднице, дак чем
резнуло: он как из воды выскочил, дак он весь почцернел.
-Ты, Сашка, што, што? -господи, в яме, - гът, - мене што
мене захватило, я, - гът, - насилу оторвался [нрзб.]
Поди знай, што?
ПВА;
Ягрема
- 2001
ЛХ;
АБМ;
[Как
пугали детей, если они баловались и не слушались?]
Цыганы придут да. [Цыганы придут?] Ну. [И что
сделают?] Ну... вас утащат. "Пошали-пошали дак!
Цыганы придут, дак отдам цыганам". [А кем еще
пугали?] А подь знай! [А букой пугали?] Ну, вот
бука-та - говорили это. [А как говорили?] Ну,
"буке отдам" ли: "Ой, тише, бука-то идёт, не
балуйсе, не шали!" Раньше "балуйся"-то не
называли - "не шали". [А бука - это кто?] А бука -
подь знай что. То бука. [А дети спрашивали, когда
им говорили?] Буба. "Ой, буба, буба". [Буба?]
Буба. И забоятя. [Забоятся?] Угу. [А что она
сделает?] У нас мама дак пугала, как долго не спим
дак. Ссыльные. Это вот было в революцию,
высылали-то. А у нас водилась украинка, с нами
ссыльна и была. Так мама-то потом, я уж больша-то
стала, говорит: "Не спите, не спите, дак
ссыльная... дак ссыльные придут дак вас утащат".
Ну. А потом говорит: "Ссыльная и укладыват вас
спать да водитьсе. Ну давай, подьте". [А
русалкой не пугали?] Не знаю, русалкой не знаю. [А
кто такая русалка?] А русалка, вот у нас говорят,
что женщина видела тама... там, за деревней.
Говорит: "Шла, а она сидит расчёсыват волосы на
камню". Так посчитали, что она соврала. И
бульнула в воду. Она... [нрзб.] женщины вот тут,
волосы, говорит, долгие. Так она божиласе: "Да
вот те Бог, дак что", - говорит. Шла, она сидит и
волосы расчцёсыват. [А камень был в реке?]
Больши вот камни. На камню сидела греласи. И
бульнула. А так - не видали нихто, не видали нихто.
[А шулыкуны кто такие?] Кто? [Шулыкуны.]
[Поправляет:] Шелыкуны. А подь знай, это вроде
чертей. Уж... Шлыкуны придут дак вас тожо вот...
"Ужо ужо дошалишь, что шелыкуны вас заберут".
А не знаю. Так вот, бытовали слова, да и всё. А сами
не знают. Ой! [А мутовки в снег на святки не
втыкали?] Вот этого у нас не было. [Чтоб шелыкуны
шелка намотали?] Нет, не знаю, не знаю. Может,
где-то и был этот обычай. У нас - нет.
ФЛА;
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|