В.В. Головин Колыбельная песня: классификация мотивовИсследователи колыбельной песни (А. Ветухов, О.И. Капица, В.П. Аникин, М.Н. Мельников, А.Н. Мартынова и др.) предлагали, в основном, сюжетно-тематические классификации жанра. Такой подход прямо или косвенно определял наличие инвариантных сюжетов в жанре колыбельной песни. Причины такого подхода мы видим в следующем: В научной традиции изучения других жанров фольклора, ориентирующейся на выявление инвариантных сюжетов.В опубликованном корпусе текстов представлены, в большинстве случаев, публикации одномотивных сюжетов, что связанно с практикой записи текстов в отрыве от реального исполнения.Во внеконтекстном и внеситуативном подходе к изучению жанра, практически исключавшем природу традиционного мировоззрения. В сужении функционального поля жанра до успокоительной и педагогической функций.В ориентации на теорию "эстетики фольклора" и теорию социального отражения. Изучение более 4 тыс. текстов колыбельных песен привело к созданию иной классификации жанра. Предлагаем наше определение жанра: колыбельная – песня, адресованная младенцу, находящемуся в состоянии перехода, и функционально направленная на его завершение. Рассматривая корпус текстов колыбельных песен, мы не обнаруживаем инвариантных сюжетов. Свобода структуры жанра при строгой определенности функций, особый ситуационный контекст объясняет феномен мотивного приоритета и практического отсутствия инвариантного сюжета в жанре колыбельных песен. Отсутствие инвариантных сюжетов и невозможность построения сюжетной классификации доказывается следующим: Корпусом записей колыбельных песен в реальной ситуации убаюкивания и этнографическими описаниями последней. Спецификой ситуации исполнения колыбельной песни, отсутствием концепта сюжетной завершенности текста, устойчивости и последовательности текста. Включенностью колыбельной песни в комплекс других жанров, технологий, приемов в конкретном сценарии убаюкивания. Осознанием адресата жанра (младенца) как переходного существа, а не как сюжетно-воспринимающего. Основной структурообразующей единицей колыбельной песни является мотив, всегда имеющий функциональный смысл. Корпус жанра показывает свободную сочетаемость мотивов, каждый из которых имеет функциональную специфику. Мотивы колыбельной, по преимуществу, формульны. Метод создания классификации предполагает выявление мотивов жанра, как формульных, так и неформульных, на всем корпусе колыбельных песен, опубликованных и хранящихся в различных архивах Санкт-Петербурга. Каждый мотив характеризуется достаточно устойчивой группой формул и устойчивым образным рядом. Выявленные мотивы определяются и комментируются по своему функциональному содержанию в контексте успокоительной, охранительной, прогностической и эпистемологической функций. Таким образом, предполагается представить обоснованную классификацию мотивов колыбельной песни, которая не только будет отражать ритуальную специфику жанра, но и позволит перспективно осмыслять его функциональную сущность. Выявленный мотивный фонд в контексте функциональной специфики позволит, в свою очередь, комментировать формульные и мотивные включения из колыбельной песни в другие жанры и наоборот. Приведем предварительный пример описания одного из мотивов колыбельной песни. №№. Мотив качания Мотив качания является одним из основных функциональных мотивов жанра и постоянно фигурирует в колыбельной, в том числе и в маркере ("Качи-качи"). Основные формулы мотива: "Баю-баю // Укачаю."; "Я качу-качу-качу // На дубовом (кленовом) очепу."; "Нянюшки и мамушки – // Качайте дитя // Сенные девушки – // Убаюкивайте"; "Стали гули ворковать, // Колыбелечку качать."; "Буду я качать, // Буду (имя адресата) величать." (Вар.: "Я качаю – величаю."); "Заставляла кота (лиха мачеха – В. Г.) // Колыбельку качать." Мотив имеет самые разнообразные содержательные выражения, например: "Бабку старую ругат, // Пошто плохо вас качат"; "Зыбочка зыбается – // Девочка (имя адресата) качается", "Я качаю не шутя"; "Качь-качь-качь, // Ты (имя адресата) не плачь"; "Не умею я качать (кот-В. Г.)"; "Стану я качать // В балалаечку играть"; "Я качала день и ночь". Краткий комментарий мотива. Мотив имеет особое значение, поскольку он дублирует усыпительную технологию на вербальном уровне (качание ритмически организует текст, как и текст организует ритм качания.). Формулы: "Качь-качь" ("Качу-качу"; "Качи-качи"); "Бай-качули, бай-качули"; "Баю-укачаю" – маркеры жанра, близкие по частоте исполнения к общеизвестным "Баю-баю" или "Люли-люли" и их производным. Мотив качания встретился нам 110 раз в 544 текстах колыбельных в собрании А.Н. Мартыновой. В колыбельных постоянно встречается призыв качать зыбку Богородице, мамушкам, нянюшкам, Сну, Дреме, коту, голубям, зайцам, могут ругать бабку за плохое качание ("Бабку старую ругат, // Пошто плохо вас качат..."). Качание в зыбке и высокая частотность упоминания процесса качания в тексте колыбельных, обозначение в них "верха" связано с прогностикой роста. Основной образ (предмет) мотива – очеп. Материал изготовления, пространственное положение, технология, приемы качания определяют очеп как некий конструктивный модуль. Технология укачивания "от очепа" определяет содержательный вектор сопутствующих укачиванию текстов колыбельных песен (вектор устремления вверх, на рост). Сюжетика колыбельной песни складывается из разных параметров и не последнюю роль здесь играет сама технология укачивания. Очеп реальный, и, соответственно, качающий вверх зыбку очеп в мотиве качания символизируют жизненные устремления адресата-младенца и его рост. Следует выделить устойчивую начальную формулу многих колыбельных: "Качу-качу // На дубовом (вар.: кленовом, вересовом, высоком) оцепу". В данном случае очеп символически "ориентирует" ребенка по качеству (крепость) и определяет вектор развития (верх-рост). Отметим частотные рифмуемые пары в колыбельных с глаголом "качать": 1. Качать – величать. Величание – прогностический акт, подтверждающий и усиливающий смысловую символику качания. 2. Качать – завечать. Завет, заветание (тихв. – завитание) – акт на исполнение желания, в данном случае здорового роста. Также усиление смысловой символики качания. 3. Укачаю – уговариваю. В таких текстах уговаривают (велят) спать. Сон ребенка есть рост и в народных представлениях ("Во сне растет") и в формулах колыбельных ("Спи по ночам, // Расти по часам"). В момент переходного состояния (переход от бодрствования ко сну, сам сон) очень важно посредством слова (колыбельная песня) и действия (качание) закрепить в младенце потенциал роста. Прямое подтверждение гипотезы о смысловых значениях вертикального "вектора" качания и соответствующих формул колыбельной песни мы находим в записях заговоров и свадебной лирики.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|