| М.М. КрасиковИнтернет как парта (Студенческая эпиграфика в сети)Студенты, несомненно, самая компьютеризированная на
сегодняшний день часть молодежи. Жизнь в «сети» для большинства
из них – столь же неотъемлемая грань бытия, как и жизнь реальная.
Масса учебных и неучебных проблем разрешается простым
прикосновением к клавишам. Локальная сеть, объединяющая
обитателей общаги, – это не просто возможность безграничной
коммуникации (комната на четверых, где стоят четыре «компа» и где
люди время от времени общаются друг с другом не «вживую», а по
«аське» – самое обычное явление даже в провинциальных городах),
но и средство выживания, особенно в период «студенческого ада» –
сессии. А форум – «палочка-выручалочка», «мозговой штурм», причем
весьма оперативный, той или иной проблемы, осуществляемый
«незримым сообществом?» Естественно, что в Интернет не мог не перекочевать и
богатейший студенческий фольклор. Справедливости ради надо
сказать, что письменная фиксация и даже публикация его началась в
России еще во второй половине ХІХ в. (записи песен). В советское время очень
популярны были, особенно в девичьей среде, рукописные альбомы
(куда заносились преимущественно песни, пожелания, паремии);
студенческие анекдоты с нач. 1990-х годов успешно печатаются в
популярных изданиях (газетах, журналах), издаются в сборниках, но
до недавнего времени все-таки основным способом распространения
студенческого фольклора являлась устная традиция. Тем не менее сегодня Интернет в силу огромного числа
пользователей для многих молодых людей стал главенствующим, а то
и единственным источником получения информации, фольклорной в
частности. Во «всемирной паутине» можно найти практически все
жанры студенческого творчества: здесь и студенческие песни – как
широко известные с середины ХХ в., так и имеющие привязку к
конкретным вузам, специальностям и до конца понятные только в
соответствующих кругах. Огромное место занимают в сети
студенческие анекдоты (они же порой «закачиваются» в мобилки). И,
разумеется, в Интернет просто не могли не попасть «прикольные
стишки», которые имеют как устную традицию (они действительно
передаются из уст в уста и из поколения в поколение), так и
письменную (написанные или процарапанные на партах, стенах,
перилах лестниц, туалетных бачках, лекторских кафедрах и порой на
самых невероятных предметах практически во всех вузах и
общежитиях, ежегодно закрашиваемые студентами же во время летних
отработок, они возрождаются, как феникс, уже в первые
сентябрьские дни, причем наиболее активно теми же руками, которые
всего лишь неделю назад их так безжалостно уничтожали). Самый известный сайт, специализирующийся на коллекционировании
данного вида студенческих произведений, http://parta.km.ru, впечатляет богатством информации, весьма
репрезентативен, и все-таки он не сравнится с самой заурядной
студенческой партой (особенно находящейся в конце аудитории) по
интерактивности и тематическому разнообразию текстов и рисунков.
На сайт не попадают групповые «ники» (с соответствующей оценкой,
например, ТМ-35 – the best), номера телефонов (свои, чужие,
реальные, вымышленные – часто с недвусмысленными сексуальными
предложениями, которые, впрочем, не стоит принимать за чистую
монету), любовные признания (с непременными сердечками), оценки
преподавателей (К. – пидар, сука, лошара… и т.п.),
рисунки разной степени художественности, часто шаржированные,
отклики на волнующие политические и спортивные события, фигурные
изображения любимых музыкальных групп, имена кумиров, непременно
сопровождаемые позитивными или негативными приписками последующих
«сидельцев» (отстой!, yo! и т.п.), просто крики души изможденного
грызением науки работяги – юного инвалида умственного труда
(Домой, хочу домой!, Скучно!, Эх, пива бы щас! – вплоть до
совсем апокалиптических: Перерыва не будет!!!, Пиздец!).
Вот этой прелести живой жизни и сиюминутности на parte, конечно, не сыщешь. Но
стишки и прочие рефлексии, составляющие любимый предмет
цитирования в молодежной среде (пишут ведь на партах
исключительно из просветительских побуждений – потому что
нравится: пускай и другие «потащатся»!), делают виртуальную
«парту» вполне приближенной к реальной. Мы остановимся преимущественно на анализе названного выше
сайта, хотя подобные тексты можно встретить и на многих других.
Понятие «эпиграфика» трактуется в сети весьма произвольно.
Например, после заглавия «Надписи на стенах» может идти свод
«детских садистских стишков» про «маленького мальчика». Некоторые
из них действительно могут встречаться на стенах и партах, но
частотность появления таких граффити невелика. Итак, какова же тематика студенческой эпиграфики в сети?
Собственно, «профессиональная» тема здесь явно не является
ведущей, чего не скажешь о надписях на настоящих партах. Впрочем,
многие «классические» образцы здесь приведены (здесь и далее
сохраняем грамматику и синтаксис оригинала), например: Нарисована могила с надгробием. На табличке надпись: «Здесь…
было зверски убито время!!!» (ДПИ, прислал(а): Клив
http://superparta.ru/index.php?id=phil) или: Если хочешь стать солдатом, обругай декана матом. (АГТУ, GWOZD,
http://parta.km.ru/read/parta7.html) Возьми меня море и е*ни об скалы – как я зае*ался решать интегралы. (АГТУ, GWOZD,
http://parta.km.ru/read/parta7.html) Пока я в лекции вникал, Мой х?* свернулся в интеграл… (http://ess.km.ru/pages/parta.htm) Легче съехать жопой с терки, Чем учиться на пятерки. (http://parta.km.ru/read.parta7.html) Аналогичный текст с вариантом: «Лучше съехать попой с
терки…» прислал GWOZD (там же). Если препод на пару не придет Студент от радости умрет. (http://ess.km.ru/pages/parta.htm) В «колЛЕКЦИЮ» надписей попали и известные во множестве
вариантов анафорические двустишия: Лучше вскрыть на жопе вены, Чем дождаться перемены. *** Лучше спать на куче лома, Чем с девчонкой с эконома. *** Лучше спать на куче шлака, Чем с девчонкой с МузПедФака. *** Лучше съесть ведро навоза, Чем учиться на ФизВоза. (http://ess.km.ru/pages/parta.htm) Среди приведенных текстов встречаются и традиционные дразнилки
студентов разных специальностей, и замешанный на черно-юморном
садомазохизме протест против учебы, и, конечно же, знаменитая
студенческая эротика, выражаемая преимущественно обсценной
лексикой, но, что примечательно, в Интернет-публикации идущая со
звездочками, «собачками», процентами и прочими значками в
середине крамольных слов. В сущности, именно эротика доминирует
на данном сайте и, как правило, гиперэротичные тексты попадают в
регулярно составляемые «горячие» двадцатки и десятки (top’ы) «самых-самых
приколов». Знаменательно, что многие из приведенных тут текстов
фиксировались нами в разных вариантах в институтах Харькова,
Киева, Донецка1, некоторые имеют аналоги в пермских
записях К. Шумова в его известной публикации, посвященной
студенческим эротическим граффити2, однако, есть и
весьма оригинальные сочинения, вроде таких: Как увижу я Маринку, Сердце бьется об ширинку. (АГТУ, GWOZD,
http://parta.km.ru/read/parta7.html) *** Без родительских оков Познаю я мужиков. Но души моей маразм Не дает понять оргазм… (СГАП, прислал(а): sable, http://superparta.ru/index.php?id=poem) Встречаются среди данных текстов пародии на рекламные слоганы
(столь любимые КВНщиками), например: Чтобы х* стоял столбом, Жуй жвачку Бом-Бибом. Если он стоять не может, Даже Сникерс не поможет… (СГУ, там же) Пародийными являются и стихотворения, начинающиеся
узнаваемо-лирическими строчками (настраивающими на
романтическо-элегический лад) и резко продолжающиеся крутой
эротикой или намеренно сниженным прозаизмом. Например: Ты ушла, любви не замечая, Обманула, гадина, меня. Так пусть тебя еб*т собака злая, А не такое солнышко, как я! (СГАП, прислал(а): sable, там же) Очень близкий вариант был зафиксирован нами 7 лет назад от
студентки Харьковского мединститута как одна из типичных надписей
в ее вузе. Приведем еще примеры: Бывают дни, когда опустишь руки, Нащупаешь головку и… Привычными движеньями руки Начнешь спасение от скуки. (ЛИСИ, прислал: jaroslav, там же) *** Ветер дует с юга, И луна взошла. Что же ты, подруга, Ночью не пришла?   Не пришла ты ночью, Не пришла ты днем. Думаешь мы дрочим – Нет, других еб*м. (СГУТи КД, прислал: Диман, там же) Данное восьмистишие весьма популярно среди харьковских
студентов и нередко встречается на партах, в частности, в
Политехническом институте. Как и такой текст: Люблю я женщин в белом. А впрочем какая разница? Поставил ее раком к дереву И в задницу, и в задницу. (КубГТУ, прислал(а): Toper Harley, там же) А вот пародия на известный шедевр Пушкина: Я вас хотел, Хочу еще быть может, В душе моей угасло не совсем. Но пусть оно вас больше не тревожит. Вставайте раком, Я присуну всем. (КГТУ, прислал: Sergey, там же) Пародируются иногда и «Вредные советы» Г. Остера: Если хочешь много ласки, Много секса и любви – Сделай что-нибудь плохое, Чтоб потом тебя еб*и. (СГУ, там же) Как пародию на «рабочую поэзию» 1920-х гг. можно воспринимать
такое четверостишие: Мне не надо на небе туч, Ты одна у меня в этом мире. Хочешь, я подарю тебе ключ 19х24 (БВВАУЛ, прислал(а): OBOZ, там же) Пародией на «декадентскую» лирику начала ХХ ст. является
следующее современное стихотворение: Я жду давно, Но до сих пор вас нет. Я на диване время коротаю. В одной руке держу я ваш портрет, Другой рукой о вас одной мечтаю. (надпись на парте, прислала: Несчастная, там же) Замечателен текст (не встречавшийся нам вне сети),
пародирующий на уровне ритмики и кумулятивного сюжета детскую
классику («Робина-Бобина», стихи К. Чуковского и др.) и
заканчивающийся псевдо-философским резюме: Я узнал, что у меня Есть огромная фигня! Я шагаю с ней по свету И люблю и ту и эту – И Маринку, и Наташку, И Марго и эту Машку, Олю, Таню, Ксюшу, Любу, Василису завтра буду… И Оксану и Светлану, И на Юлю строю планы, И Лариску и Анжелу, И Катюшу между делом; Веронику, Аню, Женю, Хоть она и в положеньи, И Полину и Варвару, И начальницу Тамару, Бабу Клаву, бабу Зину И Данилу и грузина И свою собаку Глашку, И кота и черепашку, И тропинку и лесок, В поле каждый колосок. Все живое, неживое – Это все мое родное! Всех люблю на свете я – Вот концепция моя! (МАДИ, прислал(а): bkmz, там же) Стихотворение «Я узнал, что у меня есть огромная семья…»
современного автора, послужившее основой для остроумной
переделки, очевидно, входящее в школьную программу, стало
популярным после декламации его ребятенком в культовом фильме
«Брат-2». Фразу «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» в
последние годы нередко можно встретить в журналистских
заголовках. Попадают, конечно, в эту коллекция и гарики
(произведения Игоря Губермана), давно ставшие фольклорными, вроде
знаменитого «В лесу раздавался топор дровосека…». Время от
времени их выцарапывают и на студенческих партах. Алкогольная тема в сетевой коллекции, как и в эпиграфике на
партах, по популярности не уступает эротической. В сущности,
почти все тексты на данную тему, приведенные на сайте,
встречались нам в письменном виде вне сети, за исключением
таких: Дети в школу собирались, Брились, брились, похмелялись… (МГАПИ, прислал: Евгений, http://superparta.ru/index.php?id=drunk) *** Поднимем бокалы и сдвинем их разом, И выпьем за ум, заходящий за разум! (МЭИ, там же) *** Сколько водки не бери – выпьет все Студент МАИ! Московский Алкогольный институт имени Апохмелидзе (МАИ, там же) Весьма оригинальна переделка классики советской песни: Мы рождены, чтоб пить и веселиться, Чтоб жизнь прожить не хуже королей, Чтоб 300 раз напиться и свалиться, Поднявшись снова закричать – НАЛЕЙ. (БВВАУЛ, прислал(а): OBOZ, там же) Заметим, что песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»
послужила основой и для «Гимна химиков» (его нет на сайте),
лейтмотивом которого тоже является призыв к «неумеренному
потреблению спиртных напитков». Весьма замечателен в сетевой подборке такой апофеоз
алкоголизма: Блюю я в воду с парапета, Смотрю на небо – солнце там. В зубах дымится сигарета. Привет! Мне хорошо, а вам? (СГУТиКД, прислал Диман, там же) Ну а «классикой жанра» являются следующие произведения.
Например, известная переделка стихотворения А. Барто: Даже если спирт замерзнет, Все равно его не брошу. Буду грызть его зубами, Потому что он хороший! (СГУ, там же) Или такие тексты: Водку холодную я обожаю, Теплую водку просто люблю. Но если водка работе мешает – Брось ее на х… работу свою! (СГУ, там же) *** Водка холодная пьется отлично, Водка согреет душу твою! Но если водка мешает учиться – Брось ее на х… учебу твою! (СГУ, там же) *** Все может быть, Все может статься – Машина может поломаться, Девчонка может разлюбить, Но чтоб студент наш бросил ПИТЬ! Вот этого не может быть! Мы ПИЛИ, ПЬЕМ И БУДЕМ ПИТЬ!!! (РГППУ, прислал(а) :venom, там же) Причина популярности «алкогольных» текстов – вовсе не
поголовная «зависимость» студентов, а характерное для российской
народной культуры (и для российской, и для европейской
студенческой субкультуры тоже, разумеется) осмысление права на
выпивку как права на свободу, нерегламентированное поведение.
Симптоматично, что в Украине есть даже водка
«Свобода. Оригінальна», рекламируемая так:
«Глоток
Свободы...» Акцентированные девиантность и
пансексуализм, как и склонность к «черному юмору», стремление
«смеяться, когда нельзя» (М.Цветаева) – непременные атрибуты
фольклорного имиджа студента. Конечно, в коллекции сетевой эпиграфики не могли не
появиться столь популярные в студенческой среде тексты с
капрологическими мотивами (хотя данные произведения сочиняются и
бытуют не только среди студентов, как и ряд приведенных выше
изречений). Вот пара образчиков: «Человек – это фабрика по перепроизводству качественных
продуктов питания в некачественные удобрения» (МЭСИ ,
прислал(а): MerryStudent, http://superparta.ru/index.php?id=phil) *** Над седой равниной моря, Над крутой вершиной скал Гордо реял буревестник И метал на скалы кал. Глупый пингвин очень злится, Что несбыточны мечты. Он не может, хоть и птица, Гордо какать с высоты. (АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru.read/parta7.html) Вот такая переделка «Песни о Буревестнике». Ничуть не
менее жестоко «товарищи потомки» обошлись и с нежной лирикой
другого русского классика: В минуту жизни трудную, Когда я сс@%ь
хочу, В обитель эту чудную Я соколом лечу. (http://ess.km.ru/pages/parta.htm) На Интернет-парту попали и философские (или тяготеющие к
таковым) афоризмы и остроты, нередко процарапываемые и на вполне
реальных партах, например: Жизнь – это болезнь,
передающаяся половым путем со 100% летальным исходом. (СГУ, http://superparta.ru/index.php?id=phil) *** Самая любимая игра человечества – В ящик. Хоть раз, но сыграет каждый. (СГУТиКД, прислала: Самая Лучшая, там же) Тут же и творения О.Хайяма (в частности: «Ты лучше голодай…»),
и знаменитое: -Бог умер! Ницше. -Ницше умер! Бог. (ГУУ, там же) Рефлексии по поводу писанины на партах также присылаются на
сайт. Например, такая пародия на известный рекламный текст: Надпись на парте: «Здесь могла быть ваша надпись» (http://ess.km.ru/pages/parta.htm) Или такое впечатляющее поэтическое произведение: Дело дрянь, когда на ФАКе Расплодилися писаки, У которых полны сраки, Но зато башка пуста. Этим тварям ох*енным Я заткнул бы здоровенным Волосатым многочленом Шаловливые уста! (ПГУ, прислал:Yarick, http://superparta.ru/index.php?id=poem) Обратим внимание на то, что в финале речь идет об «устах» -
т.е. первичной признается все-таки – сознательно или
бессознательно – устная традиция. 
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать: эпиграфические
надписи, попадающие в Интернет, весьма репрезентативны и являются
прекрасным материалом для исследования студенческой субкультуры,
поскольку представляют собой своего рода хрестоматию (компендиум)
студенческого фольклора, однако обыкновенная аудиторная парта,
покрытая обыкновенными надписями и рисунками, не менее
информативна и более обращена к локальным реалиям внутривузовской
жизни, обобщающие же тексты (от пародийных виршиков до
ироническо-философских изречений) распределяются даже в пределах
одной группы крайне неравномерно: есть знатоки студенческого
фольклора, но большинство хорошо помнит 10 – 15 текстов, хотя в
пассивной памяти хранит их раза в 2 больше. Интернет представляет
собой почти идеальный вариант коллективной памяти, общее
хранилище, откуда молодой человек может почерпнуть неизвестный
«прикольный стишок» и вернуть его в «естественную среду обитания»
– написать на парте во время скучной лекции или рассказать на
перемене друзьям (вариант – послать SMS-кой), что чаще всего и делается. Т.о.
«интернет-парта» является лишь промежуточным звеном (и
отнюдь не обязательным) в цепочке бытования студенческих
граффити. Примечания: 1.     Подробнее см.:
Krasikov M. Ukrainian Student Subculture As Mirrored in Epigraphi//Етнічна
історія народів Європи: Зб. наук. праць. Вип. 18. Київ, 2005. –
С. 73-79. 2.     См. Шумов К.Э. «Эротические» студенческие
граффити. На материалах студенческих аудиторий Пермского
университета//Секс и эротика в русской традиционной
культуре/Сост. А.Л. Топорков. – М., 1996. |