Осенняя школа - 2005
Фольклорный текст и обряд
Программы курсов
Ольга Борисовна Христофорова
кандидат культурологии, доцент Учебно-научного Центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета, Москва
Теории ритуала в зарубежной антропологии XX в.
1 занятие
Логика научного дискурса на протяжении примерно ста последних лет создала особое пространство, в котором разнообразные концепты, в том числе "миф" и "ритуал", имеют свои траектории. В лекции будет рассмотрена "траектория движения" концепций ритуала в антропологической мысли XX века, от психологического подхода Б. Малиновского, функционализма А. Рэдклифф-Брауна и социологизма Э. Дюркгейма и М. Мосса до символической антропологии В. Тэрнера и К. Гирца.
Рекомендованная литература
1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
2. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. (Статьи "Религия как культурная система", "Глубокая игра").
3. Малиновский Б. Миф в примитивной психологии // Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
4. Мосс М. Набросок общей теории магии // Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб., 2000.
5. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001. (Главы 8, 11, 12).
6. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.
7. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. (Статьи "Ритуальный процесс. Структура и антиструктура", "Символы в африканском ритуале").
Тема ритуального исцеления и "эффективности символов" с легкой руки Клода Леви-Строса стала одной из центральных как в медицинской антропологии, так и в постмодернистской этнографии. Уподобление знахаря и шамана психотерапевту, а подлежащих экзорцизму духов – эдипову комплексу уже, кажется, общее место в современном антропологическом дискурсе. Есть, тем не менее, целый ряд ритуальных исцелений, которые исследователи обходят своим вниманием потому, что они не вполне объяснимы в рамках данной парадигмы. Таковы, например, исцеления по молитвам святых в русской православной традиции. В последние годы количество фольклорных текстов на эту тему стало расти. Эти нарративы занимают промежуточное положение между жанрами рассказов о чудесах, не имеющих и по определению не требующих ритуальных экспектаций, и рассказов об исцелениях в ходе ритуалов. В лекции будут рассмотрены особенности нарративов о чудесных исцелениях, их социально-коммуникативные функции, а также структурное и семантическое отношение к соответствующим ритуалам.
Рекомендуемая литература
1. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1984. (Раздел "Магия и религия", главы 9, 10).
2. Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
3. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб., 2004.
4. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2 тт. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995-1998.
5. Мороз А.Б. Народные рассказы о святых // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3. М., 2004 (и другие статьи из того же сборника).
6. Корепова К.Е. Серафим Саровский – покровитель путников // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. М., 2003 (и другие статьи из того же сборника).
Чудесные исцеления в современной православной традиции: ритуал или нарратив?
Тема ритуального исцеления и "эффективности символов" с легкой руки Клода Леви-Строса стала одной из центральных как в медицинской антропологии, так и в постмодернистской этнографии. Уподобление знахаря и шамана психотерапевту, а подлежащих экзорцизму духов – эдипову комплексу уже, кажется, общее место в современном антропологическом дискурсе. Есть, тем не менее, целый ряд ритуальных исцелений, которые исследователи обходят своим вниманием потому, что они не вполне объяснимы в рамках данной парадигмы. Таковы, например, исцеления по молитвам святых в русской православной традиции. В последние годы количество фольклорных текстов на эту тему стало расти. Эти нарративы занимают промежуточное положение между жанрами рассказов о чудесах, не имеющих и по определению не требующих ритуальных экспектаций, и рассказов об исцелениях в ходе ритуалов. В лекции будут рассмотрены особенности нарративов о чудесных исцелениях, их социально-коммуникативные функции, а также структурное и семантическое отношение к соответствующим ритуалам.
Рекомендуемая литература
1. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1984. (Раздел "Магия и религия", главы 9, 10).
2. Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
3. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб., 2004.
4. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2 тт. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995-1998.
5. Мороз А.Б. Народные рассказы о святых // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3. М., 2004 (и другие статьи из того же сборника).
6. Корепова К.Е. Серафим Саровский – покровитель путников // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. М., 2003 (и другие статьи из того же сборника).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|