Пространственно-временные модели в буддийском искусстве Центральной Азии
Буддийская иконография
Индивидуальные черты его внешности
сглажены, облик лишен какой бы то ни было
эмоциональности и чувственности. Взгляд обращен
в себя, а не направлен в мир. Его состояние
воспринимается как бесстрастное и одновременно
духовно сконцентрированное. При созерцании
иконного образа зритель невольно освобождался
от эмоций и становится способным к постижению
божественного прототипа.
В буддийской иконографии разработаны особые стили письма икон для медитации. Мастера создавали их в экспрессивной манере, изображая божество контуром или отдельными штрихами на красном фоне (мартан) или на черном (нагтан). Подобные иконы очень ценились верующими.
Икона. Падмасамбхава
Монголия, XIX в., стиль “мартан”. Холст, минеральные краски. Собрание Государственного музея искусства народов Востока
Икона. Ваджракумара
Тибет, XVIII в., стиль “нагтан”. Холст, минеральные краски. Собрание Государственного музея искусства народов Востока