Пространственно-временные модели в буддийском искусстве Центральной Азии
Трехчленная модель вселенной
В композиции ступы прочитывается и четырехчленная модель вселенной, связанная с представлением о горизонтальном ее строении (центр и четыре стороны света). Так, например, ступу окружали четыре двора, в которые вели четверо ворот. Ориентированные по странам света они символизировали врата вселенной. Через них пролегали две дороги, пересекающиеся под прямым углом, образуя крест, в центре которого оказывался корпус самой ступы. Квадратные основания ступ были также ориентированы по странам света.
В буддизме ступа, благодаря своей взаимосвязи с космическим телом Будды – дхармакайей, является объектом созерцания. Она делится на пять геометрических фигур (куб, шар, полушарие, треугольник, сваямбху), последовательно располагающихся друг над другом и символически воспроизводящих элементы вселенной (макрокосма) в том их наборе, который принят в буддизме: куб — земля, шар — вода, треугольник — огонь, полушарие — воздух, сваямбху — эфир.
В композиции буддийского сакрального сооружения проявляется аналогия с телом человека.
Верхняя часть здания ассоциируется с головой человека, основной объем — с туловищем, бедра — с фундаментом, руки — с колоннами и т.д.
Страница трактата "Вайдурья онбо". Тибет, XVIII в.
Фрагменты страницы трактата "Вайдурья онбо". Тибет, XVIII в.