Пространственно-временные модели в буддийском искусстве Центральной Азии

Единство времени и пространства

В этом выразилась идея космического единения времени и пространства как изначальной сущности Ади-Будды. Идея власти вселенского монарха – чакравартина, дворец которого – центр мироздания – одновременно и центр мандалы. Пребывание чакравартина во дворце в центре вселенной — а его аналогом был буддийский храм — есть вечно длящаяся церемония его коронации, что было чрезвычайно актуально в сфере социально-политической организации обществ Центральной Азии.

Храм как мир-космос композиционно решался подобно мандале. Нижнему миру соответствовало основное пространство первого этажа. Второй этаж относился к промежуточному миру, наконец, световой барабан или надстройка на плоской крыше – к верхнему, небесному. Хрестоматия