Пространственно-временные модели в буддийском искусстве Центральной Азии
Единство времени и пространства
В этом выразилась идея космического единения времени и пространства как изначальной сущности Ади-Будды. Идея власти вселенского монарха – чакравартина, дворец которого – центр мироздания – одновременно и центр мандалы. Пребывание чакравартина во дворце в центре вселенной — а его аналогом был буддийский храм — есть вечно длящаяся церемония его коронации, что было чрезвычайно актуально в сфере социально-политической организации обществ Центральной Азии.
Храм как мир-космос композиционно
решался подобно мандале. Нижнему миру
соответствовало основное пространство первого
этажа. Второй этаж относился к промежуточному
миру, наконец, световой барабан или надстройка на
плоской крыше – к верхнему, небесному.