Пространственно-временные модели в буддийском искусстве Центральной Азии
Горизонтальная модель мира
В архитектурных сооружениях присутствовала и горизонтальная модель мира. Она была представлена общим планом всего архитектурного комплекса монастыря, куда входили как его отдельные постройки, например, жилища лам, так и пространственные образования — дворы, сады, искусственные озера или природный ландшафт. В таком случае стены монастыря соответствовали горам, окружавшим мир – Цзамбудвипу, ворота – четырем входам вселенной, а сам храм – обители ее правителя.
Мандалы использовались и в ритуальной практике. Так, в числе преданий о деятельности в Тибете мага и волшебника Падмасамбхавы есть описание обряда очищения земли, проведенного им перед строительством буддийского монастыря. Обряд состоял в изготовлении мандалы, поклонении ей в течение семи дней, после чего на ней появлялись пять дхьяни-будд, одним своим видом очищавшие от скверны все земли окрест. И каждый раз, гласит предание, когда Падмасамбхава нуждался во вмешательстве богов в земные дела, он строил мандалу, молился возле нее семь дней, после чего призываемое божество появлялось в этом магическом круге и совершало ожидаемые от него действия.
Стена из субурганов, окружающая монастырь Эрдени-Цзу. Монголия, XVII в.