шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

АКИМОВ, Николай Павлович (1901–1968), советский режиссер и художник. Народный артист СССР (1960). Родился 3 (16) апреля 1901 в Харькове в семье железнодорожного служащего. В 1910 отец получил место в правлении Московской Виндаво-Рыбинской железной дороги, семья переехала сначала в Царское Село, затем в Петербург. В 1914 учился в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников, в 1915 брал уроки в студии С.М. Зайденберга, в 1916–1918 занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. Добужинского, А. Яковлева, В. Шухаева.

В 1918, прервав учебу, поступил на работу в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. С 1920 по 1922 преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1922 начал работать в качестве художника в только что созданном Харьковском детском театре. Его первый спектакль «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого, затем – «Алинур» (инсценировка Вс. Мейерхольда и Ю. Бонди по сказке О. Уайлда «Звездный мальчик»). Одновременно работал в театре «Красный факел». Вернувшись в 1923 в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС. Познакомившись с Н.Н. Евреиновым, оформил его пьесу «Даешь Гамлета» в театре «Кривое зеркало». Работал в театрах «малых форм», в «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». Тогда же началось творческое содружество с Н.В. Петровым (Ленинградский академический театр драмы).

В 1924 Акимов оформил спектакли «Девственный лес» Э. Толлера в Большом драматическом театре и «Озеро Люль» А. Файко в Академическом театре драмы. В 1926 участвовал в создании Ленинградского театра сатиры – театра эстрадных обозрений во главе с Д. Гутманом. В Москве во МХАТе 2-м оформил спектакль «Евграф, искатель приключений» А. Файко. К этому времени относятся первые театральные плакаты. В издательстве «Academia» в 1927 выходит книга, посвященная творчеству Акимова (авторы статей А. Пиотровский, Б. Брюллов, Н. Петров).

Свой первый самостоятельный режиссерский спектакль «Гамлет» Акимов поставил в 1932 в московском Театре им. Евг. Вахтангова. Спектакль обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. В 1939, когда спектакль уже давно не шел, на 1-й Всесоюзной режиссерской конференции его вспоминали как пример чуждого театрального искусства. Акимов соглашался с ошибочностью своего «Гамлета», однако в кругу близких людей не отрекался от него. Спустя 60 лет этот спектакль определят как «политический детектив» и сочтут его одним из самых ярких событий театральной Москвы 1930-х годов.

«Искусство комедии», 1966
«Двенадцатая ночь», 1938

В 1935 Акимов возглавил Ленинградский театр сатиры, получивший новое название – Театр Комедии. В это время начинается его содружество с драматургом Е. Шварцем, которого он убедил попробовать силы во «взрослой» драматургии. С 1939 по 1944 Акимов поставил и оформил спектакли «Собака на сене» Лопе де Вега, «Школа злословия» Р.Б. Шеридана, «Тень» Шварца, «На бойком месте» А.Н. Островского, «Питомцы славы» («Давным-давно») А. Гладкова, «Похищение Елены» Л. Вернейля, «Пигмалион» Б. Шоу, «Дракон» Шварца и др. В спектаклях ощущалось влияние кумиров его молодости – Вахтангова и А. Таирова. В театре работала звездная труппа – Е.В. Юнгер, Л.П. Сухаревская, И.П. Зарубина, Б.М. Тенин, А.Д. Бениаминов, Л.К. Колесов, К.Я. Гурецкая, И.А. Ханзель и др.

В 1949 в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. Ставить спектакли ему было запрещено. Жил Акимов на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н.К. Черкасов, Тенин, Н.П. Охлопков) за свои портреты. В 1950 Охлопков пригласил Акимова в Москву на постановку пьесы «Директор» С. Алешина В 1951–1955 Акимов – главный режиссер и художник Ленинградского Нового театра (с 1955 – театр им. Ленсовета), где поставил спектакли «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» А.В. Сухово-Кобылина. С 1954 по 1968 преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, вел класс и возглавлял художественно-постановочный факультет; профессор (1960). В 1956 вернулся в Театр Комедии.

В 1956 в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом «Художник советского театра». На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали. В 1963 состоялась его персональная выставка в Ленинграде, в 1965 – в Москве. В театре комедии поставил спектакли «Призраки» Э. де Филиппо, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Повесть о молодых супругах» и «Дракон» Шварца, «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского, «Чемодан с наклейками» Угрюмова и др. В 1967 Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического. Среди поздних режиссерских работ Акимова – спектакли «Дон Жуан» Дж.Г. Байрона, «Двенадцатая ночь» У.Шекспира, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. В 1966 выпустил «Свадьбу Кречинского» на сцене «Комеди Франсез» в Париже. В 1967 состоялась премьера его последней режиссерской работы – «Звонок в пустую квартиру» Угрюмова. Как театральный художник осуществил также постановки пьес «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и «Цилиндр» Э. де Филиппо.

Умер Акимов 6 сентября 1968 в Москве.

 

 

Николай Акимов. Слово говорящей стены

 

Для оформления статьи использована фотография Н.П. Акимова, помещенная на сайте Санкт-Петербургского театра комедии

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс