шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ФРИД, Валерий Семенович (1922-1998), советский сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

Родился 13 января 1922 года в Томске. Учился в одной школе с Ю. Дунским, вместе с ним в 1940 г. поступил во ВГИК (сценарный факультет) и в 1944 г., сдав экзамены, ушел в армию. В поезде, шедшем на фронт, был арестован, после чего, получил срок. После лагерей и жизни на поселении вернулся в Москву. Диплом смог защитить лишь в 1957 г. Работал в соавторстве с Ю. Дунским. Можно считать, что премия «НИКА» за 1995 г., полученная Фридом по номинации «Честь и достоинство», в равной степени присуждена и не дожившему до этого дня его другу.

В.С. Фрид умер 7 сентября 1998 г. в Москве.

Главной отличительной Дунского и Фрида было то, что они, будучи высококлассными профессионалами, тем не менее, не разменивались на поделки. Казалось бы, люди со столь тяжелой судьбой, когда перед ними открылась возможность не просто житейски преуспеть, но и не особо при этом кривить душой, должны воспользоваться выпавшим шансом, чтобы компенсировать отнятые у них годы. Однако среди их работ вряд ли можно отыскать больше двух-трех проходных вещей, хотя работали они и в жанре историко-революционного фильма (несомненно удачная «Красная площадь» В. Ордынского) и в жанре киносказки («Тень» Н. Кошеверовой с великолепным актерским составом), писали сценарии для фильма-катастрофы «Экипаж» и для эксцентрической комедии «Семь нянек».

Высказывавшаяся мемуаристами мысль, что на определенном этапе Дунский и Фрид стали изготовлять исторические сценарии почти поточным методом, вряд ли справедлива. Если и можно отнести фильм «Высокое звание» к работам проходным (а ведь это, одна из немногих лент, за которые авторы дилогии, в том числе и сценаристы, были отмечены – получили Золотую медаль имени А.П. Довженко), то никак не случайным был фильм «Служили два товарища» (и по конфликту – по обе стороны Перекопа была своя правда, и по революционному пафосу – недаром В. Фрид в эпизодической роли изображал своего собственного отца, агитировавшего красных бойцов бороться с грязью и ее спутницей – вошью, мешающими воевать). И отнюдь не случаен сюжет фильма «Гори, гори, моя звезда», где всем героям приходится выбирать, жить ли им, подладившись к обстоятельствам, или делать то, к чему зовет призвание, и гибнуть. Сценаристы и режиссер будто создавали историческую иллюстрацию к известному вопросу «С кем вы, мастера культуры?», недаром в этом фильме все персонажи так или иначе связаны с искусством. При том следует помнить – вечно актуальный для России, этот вопрос как бы заново осмыслен в годы безвременья, в канун семидесятых.

Такая прямая конфронтация с эпохой, разумеется, характерна не для всех работ Дунского и Фрида. Однако, если избранная в тот или иной момент тема говорила, скорее, о характере и пристрастиях времени, то, как избранная тема решалась, почти всегда свидетельствовало о характере и пристрастиях сценаристов. Их интересовали человеческие характеры, открывающиеся в различных обстоятельствах, именно потому лучшие их сценарии – это развернутые киноповести, с подробностями и мелкими деталями.

Интерес к жанровому кинематографу и редкое умение делать жанровое кино Дунский и Фрид продемонстрировали в музыкально-авантюрной комедии «Не бойся, я с тобой!» и превосходной стилизации «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», как бы задавшей тон другим фильмам об этих героях, сделанных режиссером И. Масленниковым.

Цельность художественных установок сценаристов подтверждает и то, что после смерти друга Фрид написал немного, а время и силы отдавал работе с молодыми кинематографистами, которых опекал не как педагог, а как старший товарищ по ремеслу.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Случай на шахте восемь (1957), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Ровесник века (1960), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Семь нянек (1962), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Шестнадцатая весна (1962), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Непридуманная история (1963), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Жили-были старик со старухой (1964), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Сегодня – новый аттракцион (1965), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Всего одна жизнь (1968), сценарист (совм. с Ю. Дунским, О. Банг-Хансеном и С. Эвенсму)

Служили два товарища (1968), сценарист (совм. с Ю. Дунским), актер

Старая, старая сказка (1968), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Гори, гори, моя звезда (1969), сценарист (совм. с Ю. Дунским и А. Миттой)

Красная площадь («Два рассказа о рабоче-крестьянской армии») (1970), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Тень (1972), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Высокое звание (фильм 1-й: «Я – Шаповалов Т.П.», фильм 2-й: «Ради жизни на земле») (1973), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Всадник с молнией в руке (1975), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Вдовы (1976, выход на экран – 1978), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Псевдоним: Лукач (1976), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976), сценарист (совм. с Ю. Дунским и А. Миттой)

Талант, тв (1977), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Человек меняет кожу, тв (1978), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон, тв (1979), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Овод (1980), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Экипаж (1980), сценарист (совм. с Ю. Дунским и А. Миттой при участии Б. Уриновского)

Не бойся, я с тобой!, тв (1981), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Сказка странствий (1982), сценарист (совм. с Ю. Дунским и А. Миттой)

Каждый десятый (1983), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Приключения Маленького Мука, тв (1983), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

И вот пришел Бумбо… (1984), сценарист (совм. с Ю. Дунским)

Сказка про влюбленного маляра (1987), сценарист (совм. с М. Вольпиным)

Смерть в кино (1990), сценарист (совм. с Э. Володарским и В. Черных)

Затерянный в Сибири (1991), сценарист (совм. с А. Миттой, Ю. Коротковым и Д. Брабазоном)

 

Избранные сочинения

 

Ю. Дунский, В. Фрид. Ровесник века. М., 1961.

Ю. Дунский, В. Фрид. Избранные сценарии. М., 1975.

Ю. Дунский, В. Фрид. День Победы. – «Киносценарии», 1975.

Ю. Дунский, В. Фрид. Псевдоним: Лукач. М., 1978.

Ю. Дунский, В. Фрид, А. Митта, Б. Уриновский. Экипаж. М., 1981.

Ю. Дунский, В. Фрид, А. Митта. Экипаж. М., 1994.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс