шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

САНАЕВ, Всеволод Васильевич (1912-1996), актер театра и кино. Народный артист СССР (1969). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967). Родился 25 февраля 1912 года в городе Туле. Рано начал трудовой путь: уже в 1926 г. работал мастером на Тульской гармонной фабрике, в 1931-1932 гг. был актером вспомогательного состава Тульского театра драмы. После того, как в 1937 г. окончил ГИТИС, работал в различных театрах: МХАТ (начиная с 1937), академический театр им. Моссовета (начиная с 1943), Театр-студия киноактера (начиная с 1946), в 1949-1950 гг. преподавал во ВГИКе.

Творчество Санаева, актера, чье поведение на экране было абсолютно убедительным, а интонации необычайно достоверными, можно условно разделить на три очень неравных периода. Если в своей дебютной картине «Волга-Волга», где он сыграл сразу две роли – участника художественной самодеятельности и бородатого лесоруба, он продемонстрировал комедийное дарование, а в фильме «Девушка с характером» его обаятельно улыбающийся герой Сурков органично вписывался в полную забавных перипетий лирическую историю, то потом долгие годы этот регулярно и много снимавшийся актер не только не играл в комедиях, но, кажется, разучились улыбаться даже его герои. Высказывалась мысль, что ужас, испытанный актером во время недолгого ареста, хотя затем и последовало скорое освобождение, он так и не смог забыть до конца своих дней.

Наподобие некоторых других деятелей культуры, будто испытанных властями и удостоверивших свою лояльность, Санаев сделался своеобразным «государственным художником», каких в 40-е и 50-е годы было на счет. Ему доверяли роли положительных персонажей, представлявших систему на том уровне, где бюрократический аппарат непосредственно взаимодействует с человеческой массой. Это те, если использовать название рассказа А. Яшина, «рычаги», которыми и манипулирует государство, – директора МТС, совхозов или колхозов, парторги, во множестве сыгранные Санаевым. И, тем не менее, его, актера, по разрешению власти олицетворявшего саму власть, искренне любили зрители. Чтобы понять, чем завоевана редкая и неподдельная зрительская любовь, достаточно сравнить созданный Санаевым на экране собирательный образ с неким обобщенным образом другого, удостоверенного государством, мастера – Николая Крючкова. Тот играл вечного «парня из нашего города», открытого, жизнелюбивого, такого, который будто живет рядом, но с которого можно брать пример, следовать за ним. Герои Санаева тоже из тех, что живут рядом, по соседству, они без труда узнаваемы. Люди эти, прожившие на земле немногим больше сорока лет, будто надломлены, обстоятельствами ли, непосильной работой, тайными думами, которым нет выхода. Этот надрыв, подлинность переживания, что невозможно сыграть, а можно лишь приобрести, почувствовал В. Шукшин, в фильмах его «Ваш сын и брат», «Думы», «Печки-лавочки» Санаев создал правдивые и разноплановые характеры (в том числе, возвышенного трудами, а по сути, просеянного временем, профессора-филолога «из народа», случайного попутчика едущего к морю шукшинского героя).

Смертельная серьезность персонажей характерна для всего второго этапа творчества Санаева. И хотя актер участвовал в представлениях пародийного театрального коллектива «Синяя птичка», неожиданно для всех, блистательно исполнил отрицательную роль предателя Сиплого в картине «Оптимистическая трагедия», тем самым разрушив уже сложившееся амплуа «актера на положительные роли», это было редким исключением, как правило, персонажи его не улыбались, за каждым их словом и движением чувствовалась усталость, тяжесть прошлого. И даже роли, сыгранные Санаевым в лентах «Мертвые души» и «Забытая мелодия для флейты» в конце творческого пути, были ролями не комедийными, а сатирическими. Впрочем, запомнился актер больше в образе мудрого, рассудительного, чуть ироничного полковника милиции Зорина в фильмах «Возвращение "Святого Луки"», «Черный принц», «Версия полковника Зорина», составивших своеобразную трилогию. В силу разных причин прошел незамеченным фильм режиссера К. Худякова «С вечера до полудня», где Санаев замечательно сыграл старого писателя, чья судьба, казалось бы, вполне сложилась, однако где-то в самой глубине души его таится ощущение, что жизнь прошла зря, ибо он всегда лгал, писал, как положено, а не как хотелось.

Актерские работы Санаева были неоднократно отмечены, среди наград Диплом Всеболгарского фестиваля в Варне (1972), премия за лучшую мужскую роль на XVII ВКФ в Киеве (1984). С 1971 г. он был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

В.В. Санаев умер 26 января 1996 года в Москве.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Волга-Волга (1938)

Девушка с характером (1939)

Любимая девушка (1940)

Первопечатник Иван Федоров (1941)

Сердца четырех (1941)

Иван Никулин – русский матрос (1944)

В горах Югославии (1946)

Алмазы (1947)

У них есть Родина (1949)

Жуковский (1950)

В степи (1950)

Сельский врач (1951)

Беззаконие (1953)

Возвращение Василия Бортникова (1952)

Вихри враждебные (1953)

Крушение эмирата (1955)

Пути и судьбы (1955)

Первый эшелон (1955)

Разные судьбы (1956)

Полюшко-поле (1956)

Шторм (1957)

Рассказы о Ленине (1958)

Очередной рейс (1958)

Страницы былого (1958)

Ласточка (1957)

На дорогах войны (1958)

В степной тиши (1959)

Неоплаченный долг (1959)

Песня о Кольцове (1959)

Тоже люди, к/м (1959)

Баллада о солдате (1959)

Пять дней, пять ночей (1960)

Трижды воскресший (1960)

Первой свидание (1960)

В пути, тв (1961)

Взрослые дети (1961)

Встреча на переправе (1963)

Оптимистическая трагедия (1963)

Это случилось в милиции (1963)

Большая руда (1964)

Зеленый огонек (1964)

Ваш сын и брат (1965)

Перекличка (1965)

В западне, тв (1966)

За нами Москва (1967)

Скуки ради (1967)

Стреляные гильзы (1968)

Главный свидетель (1969)

Думы (новелла в киноальманахе «Странные люди (три рассказа)») (1969)

Я его невеста (1969)

Освобождение (фильм 1-й – «Огненная дуга» и фильм 2-й – «Прорыв») (1970)

Возвращение «Святого Луки» (1970)

Кремлевские куранты (1970)

Нюркина жизнь (1971)

Украденный поезд (1971)

Эоломея (1971)

Черный принц (1973)

Ни дня без приключений (1972)

Печки-лавочки (1972)

Здесь наш дом (1973)

Там, за горизонтом (1975)

Время московское (1975)

…и другие официальные лица (1976)

Близкая даль (1978)

Версия полковника Зорина (1978)

Любовь моя, печаль моя (1978)

Тегеран-43 (1980)

Незваный друг (1980)

С вечера до полудня, тв (1981)

От зимы до зимы, (1981)

Надежда и опора (1982)

Белые росы (1983)

Тайна «Черных дроздов» (1983)

Мертвые души, тв (1984)

Первый парень (1986)

В распутицу (1986)

Апелляция (1987)

Забытая мелодия для флейты (1987)

 

Литература

 

Актеры советского кино. Выпуск 5. М., 1969.

Е. Стишова. Глубокие корни. – «Искусство кино», 1974, № 10.

В. Иванова. В. Санаев. М., 1978.

Народность и правда. К 70-летию В.В. Санаева. – «Искусство кино», 1982, № 2.

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс