шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ШВЕЙЦЕР, Михаил (наст. имя – Моисей) Абрамович (1920-2000), советский режиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1977). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1989). Лауреат Премии «Золотой Овен» за 1995 г. Награжден «Орденом Почета» (1996).

Родился 16 марта 1920 года в Перми. В 1944 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился у С. Эйзенштейна (несколько вгиковцев, среди них и Швейцер, без специальных документов добрались от Москвы до Алма-Аты, куда был эвакуирован институт).

После первой же картины «Путь славы», в качестве эксперимента порученной сразу трем молодым режиссерам, Швейцер остался без работы. Уволенный с киностудии «Мосфильм», он только при помощи М. Ромма, у которого был ассистентом режиссера на фильме «Человек № 217», смог устроиться на Свердловской киностудии, как режиссер документальных фильмов. Участие в съемках фильма «Кортик» не давало возможности полностью раскрыться. Это был чужой фильм, и приглашение Швейцера в качестве сорежиссера стало актом дружеской поддержки и профессиональной солидарности.

Самостоятельная работа в игровом кино началась с суровой проработки. Вдохновленный политическими переменами, режиссер поверил, что настало время нарисовать правдивую картину жизни. И если фильм «Чужая родня» изображал непривычную по тем временам, но, казалось бы, частную ситуацию – не ужившись в семье жены, герой уходит из дома, то сделанный с тем же сценаристом фильм «Тугой узел», поначалу поддержанный кинематографическим начальством, был оценен, как едва ли не вредный. Решающую роль сыграло то, какими средствами кинематографа решалась тема. Оба сценария В. Тендряков писал по собственным повестям, напечатанным большими тиражами, также было опубликовано официальное извещение, что повесть «Саша выходит в люди» выдвинута на соискание Ленинской премии.

Вещь могла бы не выйти за рамки «сурового» реализма, критикующего социальные недостатки, однако на роль главного героя, секретаря райкома Павла Мансурова режиссер взял необычайно обаятельного актера В. Авдюшко. Несоответствие тут же отметил И. Пырьев, тогдашний директор киностудии «Мосфильм». Он решительно возражал против такого выбора, лишь расписки сценариста и режиссера, утверждавшие, что всю ответственность они берут на себя, позволили продолжить работу. Событийная канва повторяла литературный первоисточник, но смысловые акценты сместились – история порядочного человека, желавшего делать добро и путем компромиссов растерявшего порядочность, превратилась в рассказ о неизбежном падении человека в атмосфере подлости, порожденной обществом. Последовали оргвыводы, на которые по-разному реагировали сценарист (боевой офицер, прошедший войну) и режиссер (чье появление в кино пришлось на период «борьбы с космополитизмом» и было отнюдь не простым): В. Тендряков согласился на переделки, но не раз заявлял публично, что согласие это вынужденное, М. Швейцер взялся за исправление картины. В результате был заменен актер, игравший секретаря обкома (подобран актер с абсолютно положительным обликом), сделаны и другие поправки, так, председатель колхоза, доведенный Мансуровым до самоубийства, теперь умирал от сердечного приступа. Пафос картины, рожденный ее художественной логикой – руководители любого ранга есть люди безнравственные, привыкшие всего добиваться за чужой счет, невзирая на жертвы – был уничтожен. На первый план вышла второстепенная линия юноши, вступающего в жизнь. Лента была выпущена в ограниченный прокат с измененным названием. Как признавался много позже М. Швейцер, тогда он дал себе слово больше не работать с современным материалом.

Но и фильм «Мичман Панин», использовавший выигрышную «ленинскую» тематику, вызвал у начальства недоумения. Швейцер снимал картину с элементами эксцентрики, схема фильма напоминала схему театральной комедии, где плутоватые или проворные слуги легко обводят вокруг пальца недалеких хозяев. История о том, как на военном корабле при помощи офицера вывезли за границу бежавших из тюрьмы революционеров, пусть сочинена по воспоминаниям участника событий, изначально забавна и малоправдоподобна. Режиссер планировал показать и В.И. Ленина, также отнюдь неканонического. По стечению обстоятельств ленинские эпизоды из картины выпали, в результате получилась лента к юбилею вождя пролетариата, но без самого вождя, однако с эксцентрикой.

Неоднократно режиссер обращался к русской классической литературе. Он сделал фильмы «Воскресение» и «Крейцерова соната» (Государственная премия РСФСР им. бр. Васильевых за 1989 г.) по произведениям Л.Н. Толстого, «Карусель» и «Смешные люди!» по рассказам А.П. Чехова. В многосерийных фильмах, снятых по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина и «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, активно использованы выразительные средства телевизионного кино. Трактовка пушкинских персонажей, а также личности Гоголя (он сам присутствует на экране в двух воплощениях, «темном» и «светлом», как бы «смеющийся» и «скорбящий») спорны. Бесспорна зрелищная природа фильмов, их подчеркнутая кинематографичность.

Самые крупные удачи режиссера связаны с экранизациями советской классики. В фильме «Время, вперед!», снятом по роману В. Катаева, кинематографическая динамика парадоксально противопоставлена статике отдельных композиций. Особыми изобразительными задачами обусловлен и подбор актеров, использованных здесь, скорее, как «типажи». Швейцер ориентируется на живопись 30-х годов. Отдельные эпизоды это как бы ожившие полотна: героиня И. Гулая, – и героиня фильма Шура Солдатова, и «Девушка в футболке» с картины А. Самохвалова, герой В. Павлова словно сошел с картины «Партшколовец Сидоров» того же художника. Общие планы по пластике близки большим декоративным работам А. Дейнеки и Ю. Пименова. Своеобразно решен и фильм «Золотой теленок», снятый по роману И. Ильфа и Е. Петрова, и если портреты героев напоминают о графике В. Лебедева и Н. Тырсы, то эпизоды автопробега, вплоть до отдельных деталей отсылают к полотнам П. Вильямса. Для фильма «Бегство Мистера Мак-Кинли» (Государственная премии СССР за 1977 г.), по пьесе Л. Леонова, характерна условность интерьеров, острота построения отдельных сцен, приближающихся к интермедиям. Этот театрализованный кинематограф отвечает избранному Швейцером жанру фильма-памфлета.

Политические перемены ничего не изменили в творческой судьбе режиссера. Этот признанный классик кино вряд ли мог вписаться в новую экономическую и культурную ситуацию, несколько уже начатых работ из-за отсутствия денег остались незавершенными, представленные на фестивалях картины «Как живете, караси?» и «Послушай, Феллини!» отмечены не были. Режиссер получил в 1992 г. лишь почетный, явно «утешительный» приз в номинации «Специальная премия за творчество», присуждаемый на КФ «Кинотавр» за общий вклад в киноискусство.

Он сильно переживал смерть жены, С.А. Милькиной, которая не только сделала с ним несколько фильмов и была рядом долгие годы, но благодаря которой, по словам самого Швейцера, он смог выстоять в самых тяжелых обстоятельствах. Пожилой режиссер попал в автокатастрофу, долго лежал в реанимации, и так и не смог оправиться от полученных травм.

М.А. Швейцер умер 2 июня 2000 года в Москве.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Путь славы (1949), режиссер (совм. с А. Рыбаковым и Б. Бунеевым)

Кортик (1954), режиссер (совм. с В. Венгеровым)

Чужая родня (1956), режиссер

Тугой узел (1957, после пересъемки в ограниченном прокате под назв. «Саша вступает в жизнь», первоначальный вариант впервые показан в 1989), режиссер

Мичман Панин (1960), режиссер

Воскресение (1960-1962), режиссер, сценарист (совм с Е. Габриловичем)

Время, вперед! (1966), режиссер (совм. с С. Милькиной), сценарист

Золотой теленок (1968), режиссер, сценарист

Карусель, т/ф (1970, в прокате с 1977) режиссер, сценарист

Бегство мистера Мак-Кинли (1975), режиссер

Смешные люди! (1978), режиссер, сценарист

Маленькие трагедии, тв (1980), режиссер, сценарист

Мертвые души, тв (1984), режиссер, сценарист

Крейцерова соната (1987), режиссер (совм. с С. Милькиной), сценарист

Как живете, караси? (1992), режиссер (совм. с С. Милькиной), сценарист (совм. с С. Милькиной)

Послушай, Феллини! (1993), режиссер (совм. с С. Милькиной), сценарист (совм. с С. Милькиной).

 

Избранные сочинения

 

Михаил Швейцер. Что же такое «старомодность» и новизна» – «Искусство кино», 1961, № 8.

Михаил Швейцер. Школа режиссуры. – «Искусство кино», 1978, № 9.

Михаил Швейцер. «Оттепель открыла людям, что можно быть лучше». – В кн.: Кинематограф оттепели. Книга первая. М., 1996.

 

Литература

 

М. Сергеев. «Воскресение». – «Советский экран», 1960, № 20.

А. Свободин. Наш бог – бег. – «Искусство кино», 1966, № 3.

Л. Аннинский. Лев Толстой и кинематограф. М., 1980.

Я. Варшавский. «Есть упоение в бою…». – «Театр», 1980, № 12.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс