шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ЮМАТОВ, Георгий Александрович (1926-1997), актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1982). Родился 11 марта 1926 года в Москве. После недолгой учебы в Военно-морской школе (1941-1942) служил матросом на Черноморском флоте, принимал участие в боях, награжден за храбрость. В 1945 г. принят актером на киностудию «Мосфильм», с 1946 по 1994 г. работал в Театре-студии киноактера.

Приход Юматова в кино был неожиданным даже для него самого, но в определенном смысле закономерным. Наделенный необыкновенным обаянием, особой мужской красотой и поразительной искренностью, он сразу бросался в глаза, приковывал к себе внимание. Так случайно его заметил режиссер Г. Александров и пригласил недавнего фронтовика сниматься. И хотя никакого специального образования или даже мало-мальского актерского опыта у Юматова не было, его творческая судьба поначалу складывалась удачно. Предложение от режиссеров следовали одно за другим. В разное время он работал с такими мастерами, как С. Герасимов, М. Ромм, В. Венгеров, Л. Менакер, А. Герман. Когда же актер решил поступить во ВГИК, его отговорили от этого, убедив, что он уже готовый мастер.

Но вернее было бы сказать, что Юматов был не только и не столько актером, сколько воплощением особого типа личности, человеком, в котором чрезвычайно удачно соединились и темперамент, и внешние данные, и тип мышления, свойственные для целого поколения. А потому Юматов не просто играл, он был воплощением героя определенного времени, причем воплощением и за пределами фильма. Раскованность, дружелюбие, невозможность отказать даже незнакомым людям, если те приглашали артиста в свою компанию, вкупе с импульсивным вспыльчивым характером, буйством во хмелю, часто мешали Юматову работать и, в конечном счете, повлияли на его кинематографическую судьбу. Однако одно неотделимо от другого – он был органичен и в поступках, и в словах, и в пластике (само тело его, сильное, мускулистое несло отпечаток времени – это было не тело профессионального спортсмена, которых до войны и сразу после войны имелись единицы, а тело, сформированное постоянным физическим трудом, загорелое, обвеянное ветром). Многочисленные скандалы и ссоры, неотделимые от имени актера, тоже выглядели не как скандалы, характерные для кинозвезды, а вписывались в систему поведения, характерную для такого распространенного после войны типа, как бывший фронтовик.

Роли, сыгранные Юматовым в 50-х и 60-х годах – это разные воплощения единого характера, представленного как в исторических, так и в современных на тот момент декорациях. Матросы, солдаты, летчики из фильмов «Повесть о настоящем человеке», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Баллада о солдате» психологически убедительны вне зависимости от качества драматургического материала. Впрочем, на долю актера выпали такие сложные и большие по объему роли, как роль Ивана Морозко в фильме М. Калика «Юность наших отцов», и роль Веньки Малышева в фильме В. Скуйбина «Жестокость». Но больше всего он запомнился и полюбился зрителям в киноромане «Офицеры», фильме, ставшем одним из лидеров кинопроката, где сыграл Алексея Трофимова, профессионального военного, прошедшего и Гражданскую войну, и Великую Отечественную, воевавшего и в Туркестане, и в Испании. Именно при сопоставлении игры Юматова с игрой его партнера по фильму В. Ланового, актера романтического склада, заметно, что Юматов ироничен, ему близка трагикомедия. Фильм Г. Полоки «Один из нас», где острота драматургии и неожиданность кинематографических ходов выводили заурядную шпионскую историю на принципиально иной уровень, создавали тонко стилизованную пародию, был также замечен и принят зрителями, а в прокате уступил только фильму «Офицеры», но вряд ли кто-либо обратил внимание, что Юматову, игравшему главного героя конника Сергея Бирюкова, сильно за сорок, так был он бодр и моложав.

Больше актеру с таким интересным материалом работать не пришлось. И фильм «Москва слезам не верит», где он в небольшом эпизоде сыграл самого себя, актера Юматова, и фильмы «Петровка, 38» и «Огарева, 6», собравшие большую зрительскую аудиторию, оказались много слабее. Исключением была, может быть, лишь комедия К. Воинова «Дача» с ее замечательным актерским ансамблем.

По разным причинам Юматов сыграл меньше, чем мог. Порой он сам отказывался от интересных ролей, порой режиссеры снимали его с роли. Нелепо строить предположения, что вышло бы, если бы Юматов сыграл предназначавшуюся ему роль рядового Сухова в фильме «Белое солнце пустыни», гениально сыгранную А. Кузнецовым. Кроме того, в конце жизни актер, не принимавший того, что происходило вокруг, кажется, растерявшийся в круговерти социальных перемен, часто отказывался от ролей, ничего не объясняя. Впрочем, число фильмов уменьшалось, и в них уже не было места для великолепных актеров старой школы.

Г.А. Юматов умер 5 октября 1997 года в Москве.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Весна (1947)

Рядовой Александр Матросов (1947)

Иван Грозный (1947)

Повесть о настоящем человеке (1948)

Три встречи (1948)

Молодая гвардия (1948)

В мирные дни (1950)

Жуковский (1950)

Адмирал Ушаков (1953)

Корабли штурмуют бастионы (1953)

Вихри враждебные (1953)

Об этом забывать нельзя (1954)

Герои Шипки (1954)

Крушение эмирата (1955)

Педагогическая поэма (1955)

Пути и судьбы (1955)

Они были первыми (1956)

Разные судьбы (1956)

Шторм (1957)

Рядом с нами (1957)

Очередной рейс (1958)

Юность наших отцов (1958)

Баллада о солдате (1959)

Жестокость (1959)

Любовью надо дорожить (1959)

Первое свидание (1960)

Две жизни (1961)

Академик из Аскании (1961)

Порожний рейс (1962)

Трое суток после бессмертия (1963)

Стряпуха (1965)

Не забудь… станция Луговая (1966)

В городе С. (1966)

Панталаха (новелла в киноальманахе «К свету!») (1966)

Внимание, цунами! (1967)

Если есть паруса (1967)

Опасные гастроли (1967)

Тихая Одесса (1967)

Седьмой спутник (1967)

Один из нас (1970)

Офицеры (1971)

Сапожки, к/м (1971)

Город на Кавказе, к/м (1971)

Дача (1973)

Последняя встреча (1974)

Горожане (1975)

Шторм на суше (1975)

Судьба (1977)

Поздняя ягода (1978)

Конец императора тайги (1978)

Предварительное расследование (1978)

Москва слезам не верит (1979)

Петровка, 38 (1980)

Огарева, 6 (1980)

Особо важное задание (1980)

У матросов нет вопросов! (1980)

Срочно… секретно… губчека… (1982)

Приступить к ликвидации (1983)

Второй раз в Крыму (1984)

ТАСС уполномочен заявить…, тв (1984)

Я за тебя отвечаю (1984)

Внимание! Всем постам (1985)

Русь изначальная (1985)

Соучастие в убийстве (1985)

Покушение на ГОЭЛРО, тв (1986)

Наградить (посмертно) (1986)

Аэропорт со служебного входа (1986)

Размах крыльев (1986)

Акция (1987)

Следопыт (1987)

Консультант по эпохе (новелла в киноальманахе «Клиника») (1987)

Спасенному – рай (1988)

Нечистая сила (1989)

Похороны Сталина (1990)

Заряженные смертью (1991)

Рэкет, тв (1992)

Великий муравьиный путь (1992)

Грех (1992)

Будулай, которого не ждут (телевариант под назв. «Цыганский остров») (1994)

Транзит для дьявола, тв (1999)

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс