шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ЖАЛАКЯВИЧЮС, Витаутас Прано (1930-1996), режиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Народный артист Литовской ССР (1981). Лауреат Государственной премии Литовской ССР (1984). Родился 14 апреля 1930 года в городе Каунас (Литва). С 1948 по 1950 г. учился в Каунасском университете, в 1956 окончил режиссерский факультет ВГИКа (занимался в мастерской М. Чиаурели и Г. Александрова).

Мастерство Жалакявичюса быстро обрело широкое признание: одна из новелл фильма «Живые герои», художественным руководителем которого он был, получила Государственную премию Литовской ССР, приз «Большой янтарь» на фестивале Прибалтийских республик и Белоруссии, а также главный приз МКФ в Карловых Варах и приз ФИПРЕССИ (новелла «Живые герои», снятая Жалакявичюсом и давшая название фильму, на конкурс не выставлялась).

Однако подлинный успех пришел к режиссеру после фильма «Никто не хотел умирать» (главный приз ВКФ в Киеве, 1966 г.; премия Ленинского комсомола, 1966 г.; Государственная премия СССР, 1967 г.). Снятая в суровой сдержанной манере лента о братьях Локисах, мстящих за смерть отца, на самом деле рассказывала не просто историю одной литовской семьи. В начале фильма камера делала заметное движение вперед, словно приглашая зрителей войти в пространство, где разыгрывается трагедия народа, расколотого войной. И в этом тесном, узком пространстве, которое физически давит, нет иного выбора – надо или победить, или погибнуть. Финал фильма, когда считавшийся местным дурачком Святой Йонас вдруг оказывается самим Домовым, командиром «лесных братьев», подчеркивает не только сложность характеров. Бой, разворачивающийся на улицах деревни, жесток, и в нем не может быть компромиссов, ибо обе стороны воюют за свою землю, и умирать не хочет никто. Отъезд камеры в конце, помогает вновь выйти за пределы рассказа, чтобы взглянуть на происходящее отрешенно и понять, с кем ты сам. Трагическая черно-белая гамма, в которой принципиально решен фильм, широкий экран, позволяющий обозреть панораму происходящего, великолепный актерский ансамбль (Р. Адомайтис, Ю. Будрайтис, А. Масюлис, Д. Банионис, В. Томкус, Б. Оя, Б. Бабкаускас, В. Артмане) сделали фильм одним из лучших фильмов 60-х годов.

Снятые позднее фильмы «Это сладкое слово – свобода!» (Главный приз МКФ в Москве, 1973 г.; Премия на МКФ в Роттердаме, 1974 г.) и «Кентавры» (главный приз ВКФ в Ашхабаде, 1979 г.) принесли режиссеру новые награды, но не стали художественным открытием. Проблема духовной и физической несвободы, решаемая на фоне реальной послевоенной Литвы, не могла так же успешно рассматриваться в условных декорациях некоего абстрактного латиноамериканского государства, что особенно хорошо видно на примере второго фильма, где за главными героями угадывались реальные прототипы – генерал Пиночет и доктор Альенде. Откровенная фарсовость актерской игры подчеркивала несоизмеримость происходящего на экране и недавних событий в Чили. Попытка создать памфлет о тоталитаризме обернулась явным социальным заказом.

Из последующих работ Жалакявичюса надо особо отметить фильм «Рассказ неизвестного человека», тонко воссоздавший атмосферу прозы А.П. Чехова, и экранизацию прозы Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны», где Жалакявичюс выступил как сценарист.

На творческой судьбе режиссера сказались и непростое балансирование между союзным центром (в 1974-1980 гг. Жалакявичюс работал на киностудии «Мосфильм», преподавал на Высших сценарных курсах) и родиной (в 1962-1975 гг. и начиная с 1980 он был художественным руководителем Литовской киностудии, и с этого же года заместителем председателя Госкино Литовской ССР), и разыгравшиеся затем бурные политические события.

В. Жалакявичюс умер 12 ноября 1996 года в Вильнюсе.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Утопленник, к/м (1957), режиссер

Пока не поздно (1958), режиссер (совм. с Ю. Фогельманом)

Адам хочет быть человеком (1959), режиссер

Живые герои (новелла в киноальманахе «Живые герои») (1960), режиссер, сценарист, художественный руководитель альманаха

Соловушка (новелла в киноальманахе «Живые герои») (1960), сценарист

Хроника одного дня (1964), режиссер, сценарист

Никто не хотел умирать (1965), режиссер, сценарист

Чувства (1968), сценарист

Да будет жизнь (Ave vita) (1970), сценарист

Вся правда о Колумбе, тв (1970), режиссер

Это сладкое слово – свобода! (1973), режиссер, сценарист

Авария, тв (1975), режиссер

Кентавры (1979), режиссер, сценарист

Чертово семя (1979), сценарист

Рассказ неизвестного человека (1980), режиссер, сценарист

Факт (1981), сценарист

Извините, пожалуйста (1982), режиссер, сценарист

Исповедь его жены (1984), сценарист

Воскресный день в аду (1988), режиссер

Марюс (1990), сценарист

Повесть непогашенной луны (1990), сценарист

Зверь, выходящий из моря (1992), режиссер, сценарист

 

Сочинения

 

В. Жалакявичюс. Разные слова об импульсах кинотворчества и о поисках живых цветов. М., 1969.

В. Жалакявичюс. Медведи. – «Искусство кино», 1965, № 6.

В. Жалакявичюс, В. Ежов. Это сладкое слово – свобода! М., 1973.

 

Литература

 

В.П. Демин. В. Жалакявичюс. М., 1982.

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс