Осенняя школа "Фольклор: проблемы и методы исторических реконструкций"
К.А.Мелконян
К ИСТОРИИ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ В МАЙКОПЕ
Кампанология - современная наука, изучающая историю, теорию и семантику колоколов и колокольных звонов. Она сформировалась в конце XX в., обобщив историко-культурный и научный опыт многих исследователей-кампанологов.
Традиции кубанской казачьей культуры и её влияние на характер колокольных звонов Майкопа - проблема, не изученная учёными-кампанологами, и поэтому важная в социокультурном и культурологическом плане.
К истории майкопских храмов
Важным элементом познания колокольного искусства в Майкопе является история храмового строительства и колоколов. Она насчитывает более 130 лет.
Первые известные нам упоминания о православных храмах появляются в 1871 г., когда Майкоп получает статус города. До этого года в Майкопском уезде была только одна приходская церковь с колокольней - церковь Св. Николая, преобразованная из полкового храма 76-го пехотного Кубанского полка. Она была построена в 60-е гг. Х1Х в. из дерева - 12 аршин в ширину и 25 -в длину (). В газете "Кавказ" писали: "6-го января 1858 года в день Богоявления Господня совершено торжественное освящение воздвигнутого майкопского укрепления и заложение храма во имя Спасителя Николая Чудотворца"1. Настоятелем церкви был благочинный протоирей Иоанн Сандеровский. Именно он 16 апреля 1871 г. освятил город Майкоп. Виктор Мазурик в своём исследовании "Неизвестный Майкоп" пишет: "16 апреля 1871 г. настал долгожданный для майкопчан день торжественного открытия города. Выбеленный, выметенный и умытый город проснулся под радостный колокольный звон приходской церкви"2.
Тут же, в ограде полкового храма, началось строительство новой деревянной церкви. К 1871 г. приходская церковь обветшала и в 1872 г. она была разобрана. Алтарь, икона, колокола и другие атрибуты храмового богослужения были увезены в Ставрополь - центр Кавказской епархии.
В новую, Александро-Невскую церковь, построенную в честь русского святого, князя Александра Невского, были переданы икона-складень и колокола, которые в 1891 г. были куплены Успенским собором. Известно, что в Александро-Невской церкви существовала звонница с колоколами, но о них ничего не упоминается в доступных нам архивных источниках.
В 80-е гг. Х1Х в. в городе Майкопе была образована дума. С её появлением было получено согласие на сбор средств на строительство новой деревянной Покровской церкви, для которой отвели место в восточной части Майкопа. Вскоре она была возведена. 17 марта 1883 г. было разрешено освятить новую Покровскую церковь. Через два года из Санкт-Петербурга "Указом Святейшего Синода от 16 мая 1885 г. за № 1705 дано знать преосвященному Герману, епископу Кавказскому, что согласно представления его преосвященства Святейший Синод определил учредить самостоятельный приход при Покровской церкви города Майкопа, Кубанской области, с причтом из священника, дьякона и псаломщика". Звон в Покровской церкви осуществлялся с помощью деревянных бил3.
В 1888 г. Россия праздновала 900-летие принятия христианства. В честь этого события майкопчане решили украсить центр города каменным собором. Строительство Успенского собора было отдано на попечение отставного титулярного советника О.В.Аксентовича, которого стали именовать "строителем соборного храма". К весне 1888 г. Успенский собор стал действующим.
Через 7 лет, когда собор уже был освящён, церковная газета писала: "Успенский соборный храм производит в высшей степени приятное впечатление. По архитектуре он весьма напоминает Екатеринодарский Александро-Невский собор, только светлее потому, что меньше по размерам и благолепнее, потому что новый. Устроен он из жжённого кирпича. Снаружи не штукатурен. Иконостас разной работы, изящный, без позолоты; иконы- вполне художественны, в строго византийском вкусе. Собор имеет хорошую ризницу и много всякой утвари"4.
Стремясь ускорить освящение собора, в начале 90-х гг. Майкопская дума приняла обязательства о золочении иконостаса и о приобретении большого колокола для собора. Спустя несколько месяцев иконостас был позолочен.
Колокол был доставлен в Майкоп в воскресенье, 26 июня [8 июля] 1894 г.; после Божественной литургии в городском соборе при огромном стечении народа состоялось поднятие большого колокола в звонницу собора, сооружённого жителями Майкопа. Колокол весил 5 тонн, был красивой формы и отличался сильным басовитым звоном, слышным далеко за пределами города.
Торжество водружения колокола завершилось большим праздником: каждый майкопчанин, сделав взнос, получил право на свой удар в колокол. Над городом поплыла благостная череда густых и протяжных звуков.
Одновременно с Успенским собором в 80-е гг. Х1Х в. строилась Свято-Троицкая церковь. Высшие церковные власти удовлетворили желание майкопчан, благословив строительство в Майкопе ещё одной каменной церкви, тем более, что расходы ложились на город и самих прихожан. Её построили на самом западном краю города. Солдатка Лежанинова предложила под неё свой участок, где в конце 1888 г. была возведена церковь. Из архивных источников известно, что звонницей с колоколами Троицкая церковь не обладала. Колокольные звоны в православных храмах в крупных городах являются необходимым атрибутом службы. К сожалению, в Майкопе церкви могли существовать без колоколен, что можно уподобить человеческой немоте.
Храмовое строительство в Майкопе продолжилось в ХХ в.. В 1910 г. была возведена Свято-Воскресенская церковь. О её строительстве и первом настоятеле ничего неизвестно, а звон осуществлялся с помощью бил.
В послереволюционный период колокольная традиция прервалась на 60 лет. Одна из самых ранних майкопских церквей - Александро-Невская - была закрыта под аптечный склад, а колокола в ней исчезли. Покровская церковь и Успенский собор были полностью уничтожены в те же годы, что и храм Христа Спасителя в Москве.
В источниках не указано, как была снесена Покровская церковь, но из них известно, как был уничтожен Успенский собор: стены его были настолько основательными, что взорвать его удалось только с четвёртой попытки, причём городские власти вызывали из Ростова-на-Дону специальную команду подрывников. Ещё известно, что долго не удавалось сбросить главный колокол с колокольни. Когда всё же он упал на землю и ударился о камни мощёного двора, то звон-стон был слышен даже в станице Дондуковской, находящейся в сорока километрах от Майкопа5.
Свято-Воскресенская церковь была частично уничтожена, лишь в 1919 г. её восстановили и заново освятили. При советской власти она периодически закрывалась.
Александро-Невская была снесена в середине 80-х гг., а на её месте построен областной военкомат. Полностью уцелела только Свято-Троицкая церковь,- благодаря удалённому расположению её от центра города.
Возрождение колокольной традиции
В 80-е гг. ХХ в. начинается возрождение православных традиций. Храмы снова открыты для верующих, по-новому зазвучали колокольные звоны. На сегодняшний день в городе Майкопе действуют Свято-Троицкий собор и Свято-Воскресенская церковь.
Строящаяся звонница Свято-Троицкого собора насчитывает шесть колоколов: один большой с надписью: "Вера - радостно пойте Богу, твердыне нашей!", подбольшой, 2 средних и 2 маленьких. Изготовлены колокола в городе Воронеже в 1990 г., а позже привезены воронежскими звонарями в город Майкоп.
Свято-Воскресенская церковь - казачья, а её настоятель - отец Борис Малинка - является войсковым священником. В 90-е гг. церковь была обновлена: вместо старой, находившейся на улице перед храмом, колокольни построена новая. Звон осуществлялся ударами по газовому баллону6. А в 1995 г. из Москвы были привезены колокола, подаренные почётным ктитором Свято-Воскресенской церкви Петром Петровичем Бородавкиным, профессором Академии нефти и газа в Москве. Кроме колоколов, им подарено церковное облачение и оказана помощь в восстановлении церкви7.
на колокольню вешали вручную. Когда в "Голосовой" стали звонить, то через месяц в колоколе появилась трещина. Другие колокола со временем тоже треснули, поэтому возникла необходимость второй поездки в Москву. Треснутые колокола были погружены в грузовую машину и снова Сергей Ланко отвёз их в Москву.
Сейчас звонница Свято-Воскресенской церкви насчитывает семь колоколов: Благовест, два подбольших без языков (с трещинами), два средних и два маленьких. Имён у колоколов нет. Это связано с их небольшим количеством и с малыми размерами звонницы. Колокола расположены с учётом их тембровых особенностей: маленькие - висят выше всех, чуть ниже располагаются средние. Ниже всех колоколов висит "Благовест", его мерные удары слышны за пределами города.
Первый звонарь Свято-Воскресенской церкви Сергей Ланко обучил 18-летнего студента училища искусств Арсения, который звонарному искусству научился в 15 лет. Сейчас он сам обучает трёх звонарей разного возраста: от 12 до 18 лет.
Об одной особенности колокольного звона в казачьей культуре
Звоны в Свято-Воскресенской церкви, как говорят казаки, - военные. По характеру они напоминают барабанную дробь. А барабан всегда сопровождал казаков в бою. Но в этих звонах, как они считают, слышна не только барабанная дробь, но и отголоски казачьих военных народных песен. Характер этих звонов определил манеру исполнения. Звоня в колокол, звонари движением рук имитируют фланкирование саблей и элементы боя "Казачий Спас", а движение тела напоминает гарцевание.
Фланкирование - древнее искусство и в настоящее время им владеют единицы на Кубани. Сергей Ланко - один из них. Этому искусству он обучил солистов Государственного Кубанского Казачьего хора.
Фланкированию казаки учатся с ранних лет: "…нельзя было не радоваться и не улыбаться, видя, как десяти или одиннадцатилетний джигит, весь раскрасневшись, направляет свою лошадёнку как можно ближе к чучелу, чтобы ударять по нему плетью."8. .Дети только имитировали рубку лозы, чучела.
Для того, чтобы овладеть этим искусством, у казаков разных регионов принято было рубить лозу. У казаков на Кубани фланкирование отличалось наибольшей сложностью, так как необходимо было разрубить большой ком сырой глины, перемешанной с палками и мелкими камнями. Если казаку удавалось разрубить этот ком, то он приобретал силу и ловкость руки, если не удавалось, то это грозило опасностью повредить запястье.
Смысловое наполнение лексемы "фланкирование"9 мало соответствует действиям и движениям звонарей. Более адекватно анализируемое явление выражается понятием "ристание"10. Сами же казаки употребляют термин "фланкирование".
Казаками была создана система выживания в боях, получившая название "Казачий Спас" - воинская наука боя, основой которого были: слово-заговор, молитва, наговор на ружьё, рубка от плеча (кистевые движения, характерные для фланкирования, были не приняты). При показе приёмов боя казак отбивал ритм ногами, что напоминало ритуальный танец.
Просматривая видео11 с записью колокольных звонов в Свято-Воскресенской церкви и сравнивая манеру исполнения известных российских и начинающих майкопских звонарей, очевидно, что исполняя звоны, майкопские звонари ритмично и организованно двигаются. Их телодвижения подобны ритуальному танцу, образующему драматургическую целостность.
Колокольный звон в Свято-Воскресенской церкви начинается со вступления - трёх продолжительных равномерных ударов. После каждого удара звонарь, не выпуская из рук била, читает короткую молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Мерное звучание Благовеста призывает прихожан в церковь.
Вторая часть вступления сообщает о начале службы. Основана эта часть на проведении равномерных, поочерёдных ударов в подбольшой, средний и маленький колокола, и завершающаяся мощным ударом в Благовест. На фоне его благостного звучания слышны удары в средний колокол. Эти удары подготавливают начало средней части композиции - трезвона, во время которого звонарь ускоряет темп и проделывает руками круговые движения. Правая рука начинает "фланкировать". С ритмическим ускорением звона звонарь начинает ускорять телодвижения: обе руки фланкируют, причём участвует вся рука - от плеча до запястья, тело движется в такт фланкирующим рукам, ноги также начинают двигаться. В кульминационный момент характер телодвижений становится более динамичным. То есть во второй части, особенно в момент кульминации, звонарь совмещает техники приёмов фланкирования и Казачьего Спаса.
Трезвон сопровождают 19 ударов в Благовест, которые ритмически организовывают композицию. После того, как средняя часть прозвучала три раза, следует заключение, основанное на трёх мерных, до полного затухания звука, ударах в Благовест, и, образующее арку со вступлением. Звонарь перестаёт двигаться и снова читает молитву.
Таким образом, характер телодвижений влияет на характер самого звона, так как за секунду до того, как ударить в колокола, звонарь уже совершает определённые движения рук. Телодвижения формируют звоны и определяются ими.
Несмотря на то, что колокольная традиция в Майкопе была утеряна, она постепенно возрождается, благодаря Свято-Воскресенской церкви. Очень важно, что церковь имеет большой приход, несмотря на окраину города, и в ней звонят колокола.
Дальнейшие исследования позволят проследить развитие колокольной традиции не только в Свято-Воскресенской церкви, но и в Свято-Троицком соборе. Очевидно, что у колокольных звонов есть будущее, потому что в народе существует мнение, что колокол "подобен голосу Бога". А "голос" Бога - вечен.
Примечания:
1 См.: Мазурик В. Неизвестный Майкоп //Литературная Адыгея, 1997. №2. С.83.
2 Мазурик В. Неизвестный Майкоп //Литературная Адыгея, 1997. №2. С.84.
3 Било - деревянная доска, по которой осуществляется удар молотком (клепалом).
4 Епархиальные ведомости, 1887. №6. С.2.
5 История одной фотографии //Советская Адыгея, 2001. 29 сентября. С.6.
6 Вместо колоколов в звоннице Свято-Воскресенской церкви висели распиленные газовые баллоны, имеющие полую форму. Для того, чтобы произвести удар в это "музыкальное орудие", звонари использовали молоток, тем самым приводя в движение сам баллон.
7 Эти колокола были привезены в Майкоп на грузовой машине казаком прихожанином Свято-Воскресенской церкви Сергеем Ланко. Он рассказывал, что для того, чтобы благополучно привезти колокола на машине, необходимо было засыпать их песком. После того, как колокола были доставлены в церковь, их отмыли от песка солью и поместили в притворе храма. Затем был отслужен специальный чин и колокола были окроплены святой водой. Самый большой из них - "Голосовой" - весил 480 кг. Колокола на колокольню вешали вручную. Когда в "Голосовой" стали звонить, то через месяц в колоколе появилась трещина. Другие колокола со временем тоже треснули, поэтому возникла необходимость второй поездки в Москву. Треснутые колокола были погружены в грузовую машину и снова Сергей Ланко отвёз их в Москву для переплавки.
Благодаря П.П.Бородавкину, колокола после переплавки были вновь переданы в Майкоп. На этот раз это были два колокола: самый большой - "Голосовой" - весит более 600 кг, и подбольшой. На большом были выгравированы имя П.П.Бородавкина, иконы Иисуса и Богородицы, а на подбольшом - иконы с изображением Георгия Победоносца и Преподобного Серафима Саровского. Колокола были освящены и окроплены святой водой, а затем с помощью парашютных строп и подъёмного крана были подняты на колокольню. Теперь их необходимо было раззвонить. Сам Сергей Ланко - первый звонарь в Свято-Воскресенской церкви в 90-е годы - рассказывает, что, когда первый раз ударили в "Голосовой" колокол, он попал под звуковую волну, его, как он выразился, "ударило звуком и выбросило из колокольни". Это связано было с ошибкой в архитектуре самой звонницы. Если бы она была не шатрово-купольной, а купольной, то этого эффекта бы не было.
8 Кубанские епархиальные ведомости, 1893.№55. 19 июня.
9 "Фланкёр - военный конный воин, который фланкирует, послан на фланкированье или фланкировку; фланкёры высылаются розсыпью по флангам, бокам отряда для охраны его от внезапного нападенья; они же начинают конное дело как застрельщики пешие, съезжаясь, ристая один на один" (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1978. Т.IV. С.536).
10 "Ристать - прытко бегать, скакать, ездить; упражняться в каких либо телодвижениях; гарцевать на коне, бороться, биться на рапирах, прыгать, бегать, ломаться, лазить" (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. IV. С.96).
11 Видеофильм хранится в личных архивах Раздольского С.А. и Мелконян К.А.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|