Александр Федорович Белоусов
10 августа 2006 г Александру Федоровичу Белоусову
исполняется 60 лет.
Он родился в Риге, окончил Тартуский государственный
университет (дипломная работа ― «Образ автора-исполнителя в русских
духовных стихах») и аспирантуру при кафедре русской литературы, во время
обучения в которой занимался фольклором старожильческого населения Прибалтики.
Однако диссертация («Литературное наследство древней Руси в народной
словесности старожилов Прибалтики»; руководитель ― Ю.М. Лотман) была
защищена только через семь лет после окончания аспирантуры (в 1980). Оппоненты
― Б.А. Успенский и А.М. Панченко ― сошлись в своих безусловно
положительных, хотя и во многом полярно противоположных оценках.
Первая публикация (большая подборка высказываний
информантов о чужих народах) готовилась в 1975 г. для Ученых записок ТГУ, но не
была пропущена цензурой. На эти же годы пришлись интенсивная работа в эстонских
архивах, экспедиции в Причудье и Латгалию, полевые записи среди беспоповцев и федосеевцев.
Э.В. Померанцева предложила А.Ф. Белоусову участвовать в сборнике, посвященном
фольклору русского населения Прибалтики1 (в качестве составителя
«эстонского» раздела), однако и здесь его материалы сначала были отвергнуты,
поскольку не соответствовали привычным понятиям о фольклоре, который в данном
случае казался «бедным», не включавшим семейной и календарной обрядности, но,
напротив, изобилующим такими непопулярными у фольклористов жанрами, как
частушки и романсы.
Несоответствие между теоретическим представлением о том,
какой «должна быть» фольклорная традиция, с одной стороны, и какова она в
действительности, с другой, стало для Александра Федоровича одним из основных
побуждений к пересмотру границ «предметного поля» фольклористики, а в конечном
счете привело к исследованию без каких бы то ни было цензур и изъятий ее
наименее изученной части ― городского фольклора2 (и как его
подразделений ― современного детского фольклора3 и
современного анекдота4).
Именно формированию свежего взгляда на городской фольклор,
на детский фольклор, на современный анекдот отечественная наука обязана А.Ф.
Белоусову. В его трудах было преодолено более чем полувековое
политико-идеологическое табу, относящееся к изучению современных городских
неподцензурных традиций. Впервые с начала 30-х годов поле фольклористических
исследований было расширено далеко за пределы привычных и допущенных к
рассмотрению традиционных форм.
Эти малотиражные таллиннские издания (менее 300 экз.)
явились подлинными событиями в нашей научной жизни, с них началось ― и
продуктивно продолжилось ― целое направление отечественной
фольклористики, обязанное своим возрождением А.Ф. Белоусову, а в настоящее время
насчитывающее в своем активе десятки конференций, коллективных трудов и
монографий, сотни статей.
Академические интересы Александра Федоровича простираются
далеко за пределы фольклористики: тут и семинаристы5, и институтки6,
и русская провинция7 (одним из лидеров изучения которой он
является), и замечательный отечественный писатель Леонид Добычин8 (в
значительной мере его усилиями возвращенный нашему читателю). Но продолжаются и
занятия фольклором: на сей раз это ― городская песня 20-х – 30-х годов
как последняя фаза развития традиции «исторической песни».
Мы поздравляем Александра Федоровича с юбилеем, желаем ему
здоровья и творческих успехов на благо нашей науки.
1 Фольклор
русского населения Прибалтики. Авторы-составители А.Ф. Белоусов, Т.С. Макашина,
Н.К. Митропольская. Отв. ред. Э.В. Померанцева. М., 1976.
2 Белоусов А.Ф.
Городской фольклор. Лекция для студентов-заочников. Таллин, 1987; Современный
городской фольклор. Редколлегия А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов.
М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003.
3 Белоусов А.Ф.
Детский фольклор. Лекция для студентов-заочников. Таллин, 1989; Школьный быт и
фольклор. Ч. 1-2. Учебный материал по русскому фольклору. Сост. А.Ф. Белоусов.
Таллинн, 1992; Русский школьный быт и фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до
семейных рассказов. Сост. А.Ф. Белоусов. М., 1998.
4 Жанры словесного
текста: Анекдот. Учебный материал по теории литературы. Сост. А.Ф. Белоусов. Таллин,
1989
5 Белоусов А.Ф.
Образ семинариста в русской культуре и его литературная история. (От комических
интермедий ХУIII века до романа Надежды Хвощинской «Баритон») //
Литература и история. (Исторический процесс в творческом сознании русских
писателей и мыслителей ХУIII-ХХ вв.). Вып.3. СПб., 2001.
6 Белоусов А.Ф.
Институтки // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных
девиц. М., 2001.
7 Русская провинция: миф – текст – реальность. Сост.
А.Ф. Белоусов, Т.В. Цивьян. М.; СПб., 2000; Провинция: поведенческие сценарии
и культурные роли. Редколлегия В.В. Абашев, А.Ф. Белоусов, Т.В. Цивьян. М.,
2000; Провинция как реальность и объект осмысления. Сост. А.Ф. Белоусов, М.В.
Строганов. Тверь, 2001; Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные
тексты. Отв. ред. Л.О.Зайонц. Сост. В.В. Абашев, А.Ф. Белоусов, Т.В. Цивьян.
М., 2004.
8 Добычин Л. Полное собрание сочинений и писем. Сост.
В.С. Бахтин. Научный редактор А.Ф. Белоусов. СПб., 1999.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|