Осенняя школа - 2005
Фольклорный текст и обряд
Г.А. Горячева
Морфология современных мифов
Данная статья является
главой дипломной работы «Мифология массового сознания»
(2004г.).
Морфология современной
мифологии – тема неизученная, как и сама современная мифология.
Термин « морфология» взят из биологии и означает учение о
составных частях и их отношениях друг к другу. В том же значении
этот термин употребляется и в культурологии. Среди форм культуры
выделяется мифология, которая и сама имеет свою морфологию. Это
относится и к современной мифологии. Однако из-за
неопределённости этого понятия становится трудно определить и её
морфологию.
Морфология- учение о формах. В
ботанике это термин означает учение о составных частях растения,
об их отношении друг к другу и к целому, т.е. - учение о строении
растения.
Этот термин применяется и к
культуре. Термин «культура» латинского происхождения. Латинское
слово «cultura» переводится как воспитание, возделывание,
образование, развитие, почитание; сегодня это понятие приобрело
множество дополнительных значений, но чаще всего мыслится как
исторически накапливаемый духовный и материальный опыт
человечества, который передаётся из поколения в поколение1
Морфология культуры изучает её формы
и их взаимодействия. Среди морф культуры выделяют миф, религию,
искусство, науку. Каждая, из этих
форм являясь составным единого целого, оказывает на это целое
своё влияние - как на облик, так и на содержание.
В качестве первой формы культурного
освоения мира выступает миф. Он так же как культура не имеет
одного определения, смысл или, вернее, смыслы этого слова
размыты, и часто миф подменяет другие понятия, особенно это
касается современных мифов. До сих пор не существует сколько-
нибудь внятного определения современной мифологии. Если под мифом
вообще понимается предание, которое в местах его существования
воспринимается как реальность и истина, то чем является
современный миф понять гораздо труднее.
И тем более трудно выделить формы
современной мифологии.
Современная мифология в целом – это
те предания (мифы) которые воспринимаются как истина и
принимаются на веру. Миф при этом не мыслится как миф, а
принимается его адептом за правду. Собственно мифом он
становится, когда вера в него пропадает. В этом заключается
основная трудность в изучении современной мифологии. Кроме того
современная мифология изменчива, «жизненный цикл» многих
современных мифов может быть очень коротким.
Стать мифом может
всё: история, литература, наука, очень трудно классифицировать
«всё». Отдельно выделяется группа мифов массового сознания- мифы
существующие в объединённом сознании множества людей.
Например,
среди современных
мифов массового сознания выделяют мифы для власти и мифы для
масс, которые создаются властью. Часто говорят о мифах, об
искусстве и мифах искусства, выделяют мифы о политике и мифы
политики, т. е. мифы о какой либо сфере человеческой деятельности
и те мифы которые бытуют внутри неё.
А.Л.
Топорков2
говорит, о том,
что современные мифы в отличие от мифов тоталитарной системы
охватывают не всё общество в целом, а отдельные группы населения,
и на основе этого выделяет 4 вида мифов:
1. Мифы
политической и общественной жизни, которые создаются политиками,
партиями и СМИ.
2.
Религиозные и этнические мифы, связанные с самоидентификацией
этноса или верующих
3. Мифы,
связанные с «внерелигиозными верованиями» (о пришельцах,
например)
4. Мифы
массовой культуры, в центре, которых стоит миф об
Америке.
Кроме того,
формируется новый миф- миф о прошлом русского народа (например,
верность людей православию, даже в период советской власти).
Топорков оговаривает существование половозрастных,
территориальных мифов. Можно ли выделять отдельно мифы
политической жизни и религиозные и этнические мифы? Мифология,
порождённая тоталитарными режимами, отличалась своей
компактностью, была легко обозримой, замкнутой и простой для
понимания. В условиях тоталитарного государства мифология
стремилась не просто подменить реальность, но и уничтожить её
вообще. Миф в таком случае пронизывал всю жизнь общества. Он
сильно напоминает библейский, где «миф о православном царстве
возрождается в мифе о первом социалистическом
государстве»3. Как и
всякая мифология советская имела свой пантеон, некрополь, и
историю, которая подменяется мифологическим повествованием,
когда, например мифы изображают не конкретные случаи,
произошедшие в прошлом, а те события, которые сохраняют свою
значимость для настоящего (день Великой Октябрьской Революции,
например). Важным для времени являлось переименование, которое
мыслилось как передача объекту новых свойств (Стоит вспомнить с
чего началась перестройка, возвращение старых «исторических»
названий должно было вернуть дореволюционное время). Мифология
современности отличается аморфностью, неустойчивостью,
распылённостью полицентричностью, как уже отмечалось, не
охватывает общество в целом, а только отдельные группы.
Существуют мифы кратковременные и основанные на традициях,
бытующие из поколения в поколение. Есть те, которые имеют
национальные корни, существуют такие мифы, которые появляются с
приходом западной культуры. То есть, иными словами в отличие от
предыдущей эпохи, сегодня нельзя говорить о единой системе
мифов, мифологии, современные мифы не имеют системы, стоит
говорить о различных мифологиях. Всё это можно объяснить тем, что
государство, а значит и всё общество находятся в переходном, в
пограничном состоянии. Это обстоятельство делает затруднительным
изучении современного мифов и их морфологии.
Если исходить из
объекта современного мифа, то есть на кого направлена современная
мифология, то можно делить мифы по:
Полу
Возрасту
Этническому
Религиозному
По предмету
мифологизации можно выделить:
политические,
этнические, территориальные, социальные мифы - то есть по сути
дела те же самые. Различие будет заключаться в том, что по
предмету мифологизации- группы мифов определяются по тому из чего
появляется миф : Миф о Санкт - Петербурге (территориальные), миф
о новых русских (социальные), миф о заговоре в верхних эшелонах
власти (политические) и т. п.. А если делить мифы по объектам, на
которые направлена мифология то нужно исходить из вопроса на кого
направлена
мифология, то
есть не об этносе(например о евреях), а
для этноса (например для немцев в период
фашистской идеологии).
Если исходить из
утверждения, которое высказывают разные авторы (Топорков, Барт) о
том, что мифом может стать всё что угодно, то мифом могут
становиться и морфы культуры: искусство, наука, религия. Таким
образом, возникают мифы об искусстве
- те мифы, которые рождаются об этой среде и
для искусства- те мифы, которые рождаются внутри
этой среды. Так же мифы о науке и мифы для науки, о религии и
мифы, появляющиеся внутри религиозных общин. И все эти мифы будут
оказывать воздействие на массовое сознание, так как укладываются
в простую и понятную схему.
Сегодня трудно
говорить о классификации мифов или о их морфологии в связи с тем,
что ещё не достаточно определёно само понятие современного
мифа.
1
В. В. Селиванов
Лекции по истории первобытной
культуры. 1999
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|