Осенняя школа - 2005
Фольклорный текст и обряд
Ю.Ю. Мариничева
Вступительная часть к курсовой работе «Прозвища в
речи»
В
последнее время в фольклорных экспедициях на территории
Вологодской области особое внимание уделяется собиранию прозвищ и
рассказов о них. Изучив материал, можно отметить тот факт, что
прозвища являются вторым именем, происхождение их мотивированно,
а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем
система имен. В отличие от последних, прозвища зачастую прямо и
непосредственно характеризуют человека, при этом отличительно и
то, что прозвище не оглашается прямо в отличие от имен, отчеств
и фамилий, относящихся к официальной сфере употребления, и не
связанных с образными и эмоциональными переживаниями. Прозвища же
отягощены различными коннотациями, поэтому они особенно интересны
и, безусловно, нуждаются в подробном изучении.
[1]и
И. К. Линдемана «Поговорочные прозвища жителей Тверской
губернии».
Однако работы эти скорее описательного характера, в них нет еще
попыток классификации прозвищ, их функций в системе именования.
Так, например, П. Д. Дилакторский приводит несколько легенд,
которые, возможно, могут быть причиной происхождения прозвища
Телятники. Именно так называли вологжан.
Особенный интерес к проблеме прозвищ возникает в
50-70е годы. В это время выходят одно за другим исследования
прозвищ, в которых материал уже не просто описан, но и
подвергается анализу. Все исследования можно разделить на две
группы. К первой отнесем те работы, в которых исследователи
пытаются определить само понятие «прозвище» Ко второй, - те, в
которых авторы касаются истории происхождения прозвищ. Хотя
следует отметить, что разграничение это не совсем четкое.
[3]Самым
древним термином следует считать имя, которое до 15 века
употреблялось в самом широком значении. Человека, как и многие
предметы, могли именовать, нарекать, называть, прозывать. Таким
образом, у слова имя была «богатая синонимическая
замена».В
18-19 веках происходит определенное дифференцирование при
именовании. В. И. Даль отмечал: «Имя предмета – название; Имя
животного – кличка; Имя человека – собственное имя, ангельское,
крестное и рекло, которое встарь не оглашалось».Словарь
Ушакова
дает следующее определение: «Прозвище – название, данное человеку
помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь
черту характера, наружности, деятельности данного лица». Словарь
синонимов:
«Прозвище- название, указывающее на какую-либо черту, особенность
и данное кому-либо в шутку, в насмешку».
Противопоставление канонических личных имен русским мирским
постепенно привело к сдвигу значения в термине прозвище. До 17
века термин прозвище приравнивалось термину личное имя, обозначая
лишь русские имена. С 18 века прозвище больше употребляется в
значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто
данного в насмешку.
Исследователи пока не пришли к единому мнению, что же понимать
под термином прозвище. Г. О. Винокур
определил прозвище как термин, которому «не свойственна
интеллектуальная чистота»,
то есть отрешенность от образных и эмоциональных переживаний,
«обычно сопутствующих обиходному словоупотреблению». Е. Ф.
Данилина любые образования, которые связаны каким-либо образом с
личным именем (то есть с именем церковным), считает вариантом
самого имени. По ее мнению, образования типа Марго от Маргарита –
формы первичного имени (церковного, канонического). З. П.
Никулина относит образования типа Сорока от Сорокин к прозвищам,
но полагает, что в семантическом плане они, в общем-то, не
мотивированы.
В. К. Чичагов дает следующее определение прозвищам – это «слова,
даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному
свойству или качестве этих людей и под которыми они известны
обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу
общества».
Большинство исследователей сближает то, что все они к бесспорным
прозвищам причисляют негативную окраску, то есть почти все
исследователи, бесспорно, относят к прозвищам шутливую,
насмешливую характеристику именуемого лица, все остальные
наречения не могут быть однозначны в причислении их к прозвищам.
В качестве определения прозвищ многие исследователи используют
определения из словарей. Однако Н. Н. Ушаков отмечает, что
авторы, касающиеся проблемы современных прозвищ, не всегда
учитывают тот факт, что словари ориентируются в большинстве своем
на художественную литературу, в которой прозвища, в первую
очередь, являются насмешливой характеристикой персонажей.
Подобные разногласия исследователей возникает не только в
вопросе, что именно понимать под прозвищем, но и в вопросах,
касающихся истории их происхождения.
[13]
Эту точку зрения разделяют А. В. Суперанская,
В. А. Никонов,
С. И. Зинин.
Другие исследователи, среди которых В. К. Чичагов, полагают, что
все народные имена не имели официального статуса и не
фиксировались в документах о рождении. Данные народные имена
являются прозвищными по своей природе и мотивировке,
следовательно, они являются вторичными по отношению к церковному
имени.
[17],
который выделяет 19 мотивировок, благодаря которым могли
возникнуть прозвища, из которых потом возникли фамилии:
1) обстоятельство появления нового члена семьи. Например, Найден
(ребенок был найден или его подкинули)
2) Профилактические (т.е. одна из функций прозвищ – заговорная.
То есть имя как оберег) Например, Бессон, Горе
3) Семейные отношения (порядок и время рождения) Например,
Первой.
4) Внешний вид (физические недостатки) Например, Беззуб
5) Свойства. Например, Балуй
6) Социальное и экономическое положение. Например, Селянин
7) Профессия. Занятия. Должность. Например, Дьяк
8) Пришельцы. Место происхождения. Например, Несвой, Чужой
9) Церковные отношения и элементы. Например, Аминь
10) Насмешливые клички. Например, Беспортошник
11) Животные. Например, Баран
12) Птицы. Например, Беркут
13) Насекомые. Пресмыкающиеся. Например, Блоха
14) Рыба. Например, Ерш, Окунь
15) Растения. Например, Арбуз, Береза
16) Пища. Например, Блин, Борщ
17) Имена и прозвища по разным предметам. Например, Базар,
Атлас
18) Татарские имена. Например, Алей
19) Имя народа. Например, Гречанин
Классификация А. М. Селищева активно использовалась в работах
более позднего периода, посвященных той же проблеме. Именно от
этой работы часто отталкиваются исследователи, представляя свои
группы прозвищ. В основе классификации материал, взятый, в
основном, из древнерусских рукописей, договорных грамотю В. К.
Чичагов
среди прозвищ различает следующие:
1)
индивидуальные
2)
групповые:
3)
профессиональные
4)
возрастные
5)
территориальные
6)
социально-групповые
В большинстве классификаций обязательно будут представлены
индивидуальные и групповые прозвища, в частности -
территориальные. При этом, очень много работ посвящено
классификации прозвищ на материале какой-нибудь одной территории:
Тагунова В.И.,
Карташева И. Ю.,
Линдеман И. К.,
Беланжес В. В.,
Чайкина И. Ю
и др.
Т. В. Банваловавыделяет
прозвища с немотивированным (те, которые утратили внутреннюю
форму, чему способствовало исчезновение из словарного состава
местных говоров та ассоциация, которая служила основой для
возникновения и функционирования прозвища) и мотивированным
значениями. Причем последние внутри себя делятся на те, которые
прямо и непосредственно характеризуют человека и те, которые
характеризуют человека, благодаря переносному значению.
Карташева И. Ю.отмечает,
что у всех классификаций есть существенный недостаток – «они не
учитывают художественный характер прозвищ, их способность менять
в процессе бытования не только смысл, но и словесное
оформление».
Она предлагает следующее разделение прозвищ:
1)
Прозвища с факультативной образностью (вне фольклорного контекста
они выступают как экспрессивно и образно нейтральные констататоры
фактов, в фольклорном контексте они приобретают образность).
Например, «казарменные», «каменщики» - прозвища жителей разных
мест.
2)
Прозвища с имплицитной (т.е. подразумеваемой) образностью (в них
образ формируется не только на основе контекста, но и в связи с
лексическим значением, экспрессивно – эмоциональной окраской
составляющих их слов). Например, «Се6ледка» - прозвище худой
женщины, «Стальная душа» - прозвища заводчиков в Туле.
3)
Прозвища с эксплицитной образностью (т.е. определенно
выраженной), общий признак – двуплановость. Стык двух значений
непосредственно реализуется в тексте прозвища. Например, «Ваня -
Носик» - прозвище маленького старика с большим и загнутым кверху
носом.
4)
Прозвища с динамической образностью. В них образ разворачивается
в тексте. Оценочная сторона прозвищ в силу более сложной
структуры обладает большим смыслом, а само прозвище приближается
к поговорке. Например, «Лысковцы – народ честный, если не вор, то
мошенник».
Хотя большинство
работ, описывающих прозвищный материал, посвящены в основном
индивидуальным прозвищам, однако есть несколько исследований,
которые анализируют именно коллективные. Так, Ю. Б.
Воронцова
говорит о том, что уже Д. С, Зеленин
выделял коллективные прозвища и рассматривал их одновременно как
явление языка, этнографии и фольклора и отмечал, что они
интересны с исторической и с психологической точек зрения. Сама
Ю. Б. Воронцова следующим образом определяет коллективные
прозвища – «именования жителей какого-либо населенного пункта и
региона, выполняющие характеризующую функцию».
К Коллективным прозвищам можно отнести и территориальные. А. Ф.
Журавлев
территориальные прозвища называл регионально-групповыми и отмечал
тот факт, что как и у человека, кроме официальных имени и
фамилии, записанных в паспорте, есть неофициальное – прозвище.
Так же и у жителей различных мест, «наряду с точными,
«паспортными» названиями, типа москвичи, могут существовать и
«неофициальные» названия. Это тоже прозвища, но давались они не
одному человеку, а населению целой деревни».
Однако
большинство работ посвящено, как уже отмечалось, именно
индивидуальным прозвищам или оценочно-характеристическим. З. П.
Никулина:,,Это основная группа в прозвищном ономастиконе любого
говора».
С. Г. Крыжановская
отмечала, что «прозвища связаны с индивидуальными качествами
людей». Существует очень много признаков (индивидуальных
качеств), по которым человека прозывают, и исследователи
по-разному классифицируют эти признаки. Однако основными,
выделяемые большинством исследователей, являются: внешность, род
деятельности, прозвища, образованные от имени или фамилии, место
жительства.
При формировании имени и отчества в 16-18 веках использовалась
определенная модель. Например, Григорий Никитин сын Данилова:
Григорий – личное имя, Никитин – патроним, то есть имянаречение
отца. Причём В. К. Чичагов отмечает, что отчество или патроним
исторически был двух типов:
1) собственно отчество, когда в патронимическом компоненте
участвует церковное имя отца. Например, Данилов сын.
2) прозвищные отчества и прозвищные патронимы, которые состояли
из прозвищных имен. Например, Ничай Юрятин сын Новикова.
Сын Данилова – имя дедушки в Р. П. – дедовичество.
При этом, если детей было несколько, то каждый ребенок не
фиксировался, но использовалась обобщающая развернутая именная
формула, которая могла состоять из нескольких ономастических
едениц.
Патроним на –ов-, -ин- были самыми типовыми формантами и
приобретают функцию пассивного значения и становятся со временем
отчеством. Из дедовичества вышли современные фамилии любого
происхождения.
В свою очередь А. М. Селищев отмечает, что
происхождение фамилий было различно. Например, образование ранних
фамилий зависело от принадлежности феодала к своему роду. Среди
таких фамилий были и те, которые определяли территориальную
принадлежность. Кроме того, были и фамилии, которые определяли
определенную социальную среду. Например, русские фамилии на
–ский- возникали чаще в церковной среде.
Таким образом, по фамилии, имени и отчеству можно было
определить, к какой территории или даже к какому социальному
классу принадлежит человек.
Кроме того, каноническое или календарное имя у крестьянских детей
оставалось лишь в церковных записях, а в семье ребенку давали имя
совершенно обычное. Например, Первой (первенец). Подобное
изучение прозвищ и мен ведется в диахроническом аспекте. Однако в
данной работе мене будут интересовать прозвища в аспекте
синхроническом, то есть прозвища с их функциональной стороны.
[37].
Прозвища являются вторым, неофициальным именем, что
отмечается почти всеми исследователями и обладают определенным
набором функций. Оппозиция официальное-неофициальное, в общем-то,
является оппозицией имя-прозвище. Официальное имя – то, которое
традиционно сложилось для фиксации в письменной форме, то есть
сейчас официальное имя есть имя паспортное – то, которое
зафиксировано в официальном документе в той орфографии, которая
соответствует норме написания.
Подводя итоги рассмотрения работ по ономастике,
отметим, что в основном, исследователей интересовал вопрос
истории происхождения прозвищ.
Вопрос этот изучался в лингвистическом плане ( прозвище
рассматривалось как словоформа – лексема в некоторой
грамматической форме.
То есть прозвище слово в грамматическом понимании, которое
образовывалась разными способами, например, с помощью суффиксов).
Или плане чисто историческом (изучались вопросы о происхождении
прозвища как второго некалендарного, неканонического имени, его
связь с фамилией и т.д.). Однако все эти исследования отвечают на
вопрос «откуда» взялись прозвища, какова причина их
происхождения. Нас же будет интересовать вопрос о функциях
прозвищ, то есть вопросы «зачем» и «почему» в устной речи
используются именно прозвища. Такое исследование требует
несколько другого подхода к рассмотрению прозвищ. В частности,
необходимо выделить принципиально разные контексты употребления
прозвищ или других именований человека: одном случае, прозвище
или имя используется в качестве прямого обращения к прозываемому,
в другом, - именуемый выступает в качестве объекта.
Таким образом, мы будем различать две
ситуации: лицо – субъект коммуникации
лицо – субъект / объект
действия.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|