Фольклористика и мифология
Вступительные
экзамены:
1. История и
теория филологии (Фольклористика и мифология)
2. Иностранный
язык
Срок обучения: 2
года
Квалификация: Магистр
филологии
Программа:
Филология
Специализированная подготовка
магистра: Фольклористика и
мифология
В 2009 году РГГУ впервые объявляет набор в
магистратуру (по очной форме, на бюджетной и
контрактной основе) по направлению 520300
«Филология» на специализированную
магистерскую программу
«Фольклористика и
мифология»
Принимаются лица, имеющие высшие профессиональное
образование и диплом бакалавра или специалиста.
Выпускник получает степень
«Магистр
филологии» по
специализированной магистерской программе
«Фольклористика и
мифология».
Предметом фольклористики
является широкая область традиционной народной культуры, прежде
всего – устная словесность, которая представляет собой не только
древнейшую часть человеческой культуры, но и «первую главу»
истории мировой литературы. История любой национальной культуры
немыслима без изучения фольклора и мифологии данного народа.
Изучение фольклора как типологически наиболее ранней формы
словесного творчества позволяет понять происхождение и
закономерности развития жанровой системы литературы, отдельных
тем и сюжетов, элементов поэтического языка и стиля.
Синкретический характер устных традиций (словесный текст
– музыкальная форма – обрядовый или ритуализованный бытовой
контекст) предполагает синтез знаний в этой области, лежащей на
пересечении филологических, мифологических, этнографических и
искусствоведческих исследований. Сравнительно-исторический,
структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения
материала дополняют друг друга, демонстрируя многомерность
результатов научного анализа.
В конце XX в., наряду с архаическими, сельскими,
патриархальными традициями, равноправное положение занял
«неофициальный» синкретический городской (и не только городской)
фольклор и городская мифология. Большой фрагмент культуры, ранее
не замечаемый либо в силу своей этической и политической
табуированности, либо, напротив, в силу своей обыденности, теперь
может быть достоверно описан и отрефлектирован. Это повышает
уровень знания культуры о самой себе, в чем есть немаловажный
социальный смысл.
Фольклористика как теоретическая дисциплина, включая
исследования в области мифологии, в нашей науке сформировалась
благодаря исследованиям В.Я. Проппа, П.Г. Богатырева, В.М.
Жирмунского, Е.М. Мелетинского, К.В. Чистова, Б.Н. Путилова и
ряда других ученых. Она выработала свои аналитические приемы,
свой арсенал понятий и терминов, сложившийся в результате
многолетних конкретных исследований и их теоретических обобщений.
Своеобразие отечественной школы изучения традиционной
повествовательной словесности обусловлено сочетанием
генетического, стадиального, структурно-типологического аспектов
анализа. Методологические приобретения последнего времени (в
теории коммуникаций, социологии, психологии, когнитологии и др.)
позволяют еще больше усовершенствовать аналитический
инструментарий в этой междисциплинарной области гуманитарного
знания.
Магистерская программа по фольклористике и мифологии
предлагается к реализации впервые и рассчитана на двухлетнее
обучение. Оригинальный учебный план включает новейшие достижения
мировой фольклористики и антропологии, а ряд курсов представляет
собой результаты научно-исследовательской работы преподавателей и
не имеет аналогов.
В ходе обучения студенты проходят
научно-исследовательскую и научно-педагогическую практику, сдают
итоговый квалификационный экзамен и готовят к защите магистерскую
выпускную квалификационную работу.
Студенты, успешно работающие в рамках магистерской
программы, имеют дополнительную возможность сдать кандидатские
экзамены, чтобы перейти на аспирантский уровень подготовки.
Выпускник магистратуры получает преимущественное право
поступления в аспирантуру по выбранной научной
специальности.
По научной специальности 10.01.09 «Фольклористика» в
РГГУ открыта аспирантура и работает Диссертационный
совет.
Магистерская программа
реализуется в
Учебно–научном Центре типологии и семиотики
фольклора (директор – д. филол. н., проф.
С.Ю. Неклюдов) и в Учебно-научной Лаборатории фольклора
Института филологии и истории РГГУ (зав. лабораторией –
к. филол. н. А.Б. Мороз).
В настоящий момент в УНЦТСФ разрабатываются следующие
направления научной деятельности:
· Общая
(теоретическая) фольклористика, включая функциональный,
коммуникативный и структурно-семиотический аспект устных
традиций; теория мифа и историческая поэтика повествовательных
жанров; сравнительная мифология; мифологическая картина мира в
текстах устных культур;
· Историко-типологический анализ разнонациональных
устных традиций и форм (на его основе, в частности, составление
электронного банка данных по текстам устных культур малых народов
Сибири и Севера);
· Соотношение и
взаимосвязи устных и книжных культур: палеофольклорных элементов
средневековых памятников, устных компонентов «третьей культуры»
XIX-XX в., фольклорных текстов, опирающихся на письменные
источники; исследование роли культурных прототекстов в
формировании фольклора Нового времени;
· Современная
мифология и современный фольклор (постфольклор): городская песня,
анекдот (в том числе «кинозависимый»), различные формы «низовой»
словесности («парафольклорная» письменность, включая «наивную
литературу»);
· Изучение
возможностей современных (в том числе компьютерных) технологий и
методов при анализе фольклорно-мифологических традиций,
морфологии и жизнедеятельности текстов устной
культуры;
· Систематизация и
классификация произведений фольклора, составление структурных
указателей сюжетов и мотивов, создание их компьютерных версий,
представляющих собой работающие модели, практически используемые
фольклористами (в том числе в сети Интернет).
В учебно-научной Лаборатории фольклора ИФИ
разрабатываются следующие направления научной
деятельности:
· Мифология в
славянской традиционной культуре;
· Этнология и
славянские древности;
· История,
жанровый состав и поэтика русского фольклора;
· Создание
этно-культурного атласа русского Севера;
· Комплектование
фольклорного архива ИФИ, включая фонотеку полевых
материалов.
Руководители данных исследовательских проектов – доктора
филологических наук С.Ю.Неклюдов, Е.С.Новик, кандидат
культурологии О.Б. Христофорова, кандидаты филологических наук
А.С. Архипова, Е.Е. Жигарина, А.В. Козьмин (УНЦТСФ), доктор
филологических наук Н.В. Брагинская (ИВГИ), кандидаты
филологических наук А.Б. Мороз, Н.В. Петров (ИФИ).
Реализация магистерской программы будет осуществляться
при тесном сотрудничестве с другими структурными подразделениями
РГГУ, где разрабатываются близкие научно-исследовательские темы.
Преподаватели УНЦТСФ, ИФИ РГГУ ведут совместные научные программы
с другими российскими университетами, а также с университетами
Западной и Центральной Европы, Бразилии, Монголии.
РГГУ обладает всеми необходимыми условиями для
реализации магистерской программы по фольклористике и мифологии.
Среди сотрудников УНЦТСФ, ИФИ, ИВГИ РГГУ – ведущие отечественные
ученые в этой области. В последние годы опубликованы специальные
учебно-методические пособия. В РГГУ созданы все условия для
учебной и научной работы магистрантов: обширная библиотека,
оборудованный читальный зал; Интернет, специализированный
учебно-методический кабинет на филологическом факультете,
постоянно работающий фольклористический семинар в УНЦТСФ.
Директор УНЦТСФ С.Ю. Неклюдов является главным редактором
специализированного фольклористического журнала «Живая старина»,
регулярно печатающего труды студентов и аспирантов
РГГУ.
Сферы профессиональной востребованности
выпускников
Фольклористика в наше время представляет собой весьма
динамично развивающуюся научную дисциплину. Подготовленные по
данной специальности ученые востребованы и в исследовательском, и
в научно-педагогическом процессе – в весьма широком спектре
филологических, культурологических, антропологических и некоторых
других направлений.
Выпускники предлагаемой магистерской программы будут
подготовлены прежде всего к обучению в аспирантуре и продолжению
научно-исследовательской работы в области фольклористики и
мифологии. Кроме того, они востребованы и могут успешно работать
в следующих сферах деятельности: преподавание в высших учебных
заведениях; менеджмент в сфере науки, образования и культуры;
организация программ поддержки научной и культурной деятельности;
PR и медиа-технологии.
Обучение на бюджетной
основе.
Обучение на платной
основе.
Собеседование по предмету «История и теория филологии
(фольклористика и мифология)» и тестирование по иностранному
языку.
Контакты руководителя магистерской
программы:
телефон: 8-499-973-43-54
e-mail:
okhrist@ yandex.ru,
serg-
nekl@
mtu-
net.
ru
По вопросам поступления
обращаться:
Отдел магистерских программ:
8 (495) 2506298, [email protected]
Приемная комиссия (служба
информации): 8 (499) 973-40-16,
8 (499) 973-40-17
Приемная комиссия по магистратуре находится во 2
корпусе, 1 этаж, ауд. 108.
Для иностранных граждан:
Управление международных связей, Отдел международного
сотрудничества.
контактное лицо: Егорова Олеся
Владимировна
8 (495) 250-65-31
По вопросам поступления на платной
основе
тел: 8 (495)
250-67-68
приемная комиссия по платным образовательным
услугам находится во 2 корпусе, 2 этаж,
ауд. 209, 212, 214, ответственный
секретарь: Нельцов Алексей Викторович
Сроки приема документов: с
20 июня по 15 июля.
Прием документов на договорную форму обучения в
магистратуре продлевается до начала октября.
Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Российский государственный гуманитарный
университет
Отдел магистерских программ
Учебно-научный Центр типологии и семиотики
фольклора
Учебно-научная Лаборатория фольклора Института
филологии и истории РГГУ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФИЛОЛОГИИ
(ФОЛЬКЛОРИСТИКА И
МИФОЛОГИЯ)
Программа вступительного экзамена в
магистратуру
направление: 520300 Филология.
специализированная программа: Фольклористика и
мифология
Москва 2009
Составители:
профессор, докт. филол. наук С.Ю. Неклюдов,
доцент, канд. культурологии О.Б. Христофорова
© Российский государственный гуманитарный университет, 2009
©
Неклюдов С.Ю., Христофорова О.Б., 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметом фольклористики является широкая область традиционной
народной культуры, прежде всего – устная словесность, которая
представляет собой не только древнейшую часть человеческой
цивилизации вообще, но и «первую главу» истории мировой
литературы. История любой национальной культуры немыслима без
изучения фольклора данного народа как типологически наиболее
ранней формы словесного творчества. Это изучение позволяет понять
происхождение и закономерности развития жанровой системы
литературы, отдельных тем и сюжетов, элементов поэтического языка
и стиля. В конце XX в., наряду с архаическими, сельскими,
патриархальными традициями, равноправное положение занял
«неофициальный» синкретический городской фольклор.
Синкретический характер устных традиций (словесный текст –
музыкальная форма – обрядовый или ритуализованный бытовой
контекст) предполагает синтез знаний в этой области, лежащей на
пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих
исследований. Сравнительно-исторический,
структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения
материала дополняют друг друга, демонстрируя многомерность
результатов научного анализа.
Фольклористика как теоретическая дисциплина в нашей науке
сформировалась благодаря исследованиям В.Я. Проппа,
П.Г. Богатырева, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского,
К.В. Чистова, Б.Н. Путилова и ряда других ученых. Она выработала
свои аналитические приемы, свой арсенал понятий и терминов,
сложившийся в результате многолетних конкретных исследований и их
теоретических обобщений. Своеобразие отечественной школы изучения
традиционной повествовательной словесности обусловлено сочетанием
генетического, стадиального и структурно-типологического аспектов
анализа. Методологические приобретения последнего времени (в
теории коммуникаций, социологии, психологии, когнитологии и др.)
позволяют еще больше усовершенствовать аналитический
инструментарий в этой междисциплинарной области гуманитарного
знания.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру РГГУ основана
на программе учебного курса «Общая фольклористика», читаемого в
Институте филологии и истории РГГУ.
I. Введение
Этнолингвистическая карта мира.
Хозяйственно-культурные типы.
Конфессиональная классификация народов мира.
II. Проблемы изучения мифо-ритуальных
систем
Эволюционистская интерпретация первобытной мифологии
(Э.Тайлор, Дж.Фрэзер).
Миф и религия в британском функционализме (Б. Малиновский, А.
Рэдклифф-Браун, Э. Эванс-Причард).
Социальные функции мифа и религии по Э. Дюркгейму и М.
Моссу.
Миф о вечном возвращении (М.Элиаде).
К. Леви-Строс и структуралистское изучение мифа и
мифологического мышления.
Проблемы изучения мифологического мышления в трудах
Л.Леви-Брюля.
Ритуал в культуре и социальной структуре традиционных обществ
(«обряды перехода» в концепции А. ван Геннепа; теория ритуала
В.Тэрнера; обряд как театрализованное выражение сути культуры по
К.Гирцу).
Миф и литература по О.М. Фрейденберг.
Концепция мифа Е.М. Мелетинского.
Структурно-семиотическое изучение архаических верований и
мифологических сюжетов (Вяч.Вс. Иванов и В.Н. Топоров,
Е.С. Новик, А.К. Байбурин и др.).
Мифологические системы древности и средневековья (египетская,
шумеро-аккадская, греческая, скандинавская, индийская, китайская,
японская).
Мифологическая картина мира в устных традициях. Уровни
мифологической системы. «Низшая» мифология. Народная демонология.
Мифологический образ, мифологическая система и мифологический
текст.
III. Фольклор народов мира
Фольклор бесписьменных обществ: аборигены Австралии, Океании,
Америки, Африки, Северной Азии, циркумполярной зоны. Фольклор
народов России.
Традиционный фольклор народов христианского, мусульманского,
буддийского мира, Китая и Японии. Славянский фольклор.
IV. Русский фольклор
Малые формы; пословицы, поговорки, загадки. Эпические жанры;
былины, исторические песни, духовные стихи. Сказки и несказочная
проза. Народная драма.
Фольклор и обряд. Календарная обрядовая поэзия; народный
земледельческий календарь; аграрные праздники и их символика.
Народная игра. Семейные обряды и обрядовый фольклор; свадебные
обряды и причеты; похоронные обряды и причеты. Рекрутские
плачи.
Магические и мантические тексты; гадания и заговоры.
Внеобрядовая лирика. Песенные импровизации; частушки.
Проблемы регионального фольклора.
Современный городской фольклор.
V. Теоретическая фольклористика
Содержание понятия «устная народная культура». Синкретизм
народной культуры.
Типы устных традиций. «Архаика», «классика», современные
городские традиции.
Специфика фольклора: функциональный, коммуникативный и
структурный аспекты.
Коллективность как кардинальное свойство фольклора и как
аспект бытования «живой культуры».
Анонимность фольклора. Формы «принадлежности» фольклорного
текста. Типы носителей народной культуры. Исполнитель и его
аудитория.
Стабильность и пластичность народной традиции; функциональное
значение этих признаков.
Вариативность фольклора. Степень и уровни его варьирования.
Вариант и инвариант. Инвариант и архетип («прототекст»).
Импровизационность и традиционность.
Стереотипность фольклора. Тематическая (содержательная)
устойчивость. Стилистическая клишированность в фольклорных
текстах. «Общие места» (loci communes). Фольклорные формулы и
формульный стиль.
Типы связи фольклорных произведений с внетекстовой
действительностью. Представления о возникновении и природе текста
в архаических традициях.
Достоверное / недостоверное, сакральное / профанное,
ритуальное / неритуальное в народной традиции.
Интертекстуальные связи в фольклоре. Жанр, цикл,
контаминация.
Сюжет и мотив в фольклоре. Указатели фольклорных сюжетов и
мотивов.
Собирание, хранение, систематизация и публикация фольклорных
текстов. Проблемы текстологии фольклора.
Основные направления фольклористических исследований.
Мифологическая и историческая школы. Миграционистские и
диффузионистские концепции. Антропологические, социологические (и
«вульгарно-социологические»), психоаналитические интерпретации
фольклора. Структурно-семиотические направления. Лингвистические
методы и приемы. Основы этнолингвистики.
VI. Устные и книжные традиции: типология и
взаимосвязи
Отражение устных традиций в памятниках древности и
средневековья. Мифография. Устное предание и летопись. Книжный
эпос. Городская демократическая литература.
Фольклоризация книжных произведений и устные переложения
литературных сюжетов. Песенники и народные переделки авторской
поэзии.
«Парафольклорная» письменность; рукописные сборники заговоров,
гадания, сонники, песенники и т.п. Феномен «наивной
литературы».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. Введение
Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М.:
Изд-во «Весь мир», 2004.
Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова.
М.: Высш. школа, 1982.
II. Проблемы изучения мифо-ритуальных
систем
Геннеп А. Ван. Обряды перехода. М.: «Восточная литература»
РАН, 1999.
Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.:
Педагогика-Пресс, 1994.
Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Гл. ред. Вост.
л-ры, 1985. Раздел «Магия и религия».
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
Малиновский Б.К. Магия, наука и религия. М., 1998.
Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общество. Обмен. Личность:
Труды по социальной антропологии. М.: «Восточная литература» РАН,
1996.
Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном
обществе. Очерки и лекции. М.: «Восточная литература» РАН,
2001.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во политич. лит-ры,
1989.
Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура //
Тэрнер В. Символ и ритуал. М., Гл. ред. Вост. л-ры, 1983.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.:
Политиздат, 1986 (или любое другое издание).
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость.
СПб.: Алетейя, 1998 (или любое другое издание).
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука,
1993.
Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие
семиотические системы (Древний период). М.: Наука, 1965.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, Гл. ред. Вост. л-ры,
1975 (или последующие издания).
Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной
коммуникации // Историко-этнографические исследования по
фольклору. М., 1994.
Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской
мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978 (или
последующие издания).
Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении
// Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.
Мифологии древнего мира. / Пер. с англ. Отв. ред. В.А.Якобсон.
Предисл. И.М.Дьяконова. М.: Наука, Гл. ред. Вост. л-ры, 1977.
Мифы и религии мира: Учебное пособие / Сост. С.Ю. Неклюдов.
М.: РГГУ, 2004.
Барт Р. Мифологии. / Пер., вступ. ст. и коммент. С.Н.Зенкина.
М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1989.
Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Мелетинский Е.М.
Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.
Современная российская мифология. Сост. М.В. Ахметова. М.:
РГГУ, 2005.
III. Фольклор народов мира
Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980.
Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука,
1974.
Жирмунский В.М. Народный героический эпос.
Сравнительно-исторические очерки. М.-Л.: ГИХЛ, 1962.
Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, Гл.
ред. Вост. л-ры, 1987.
Котляр E.С. Миф и сказка Африки. М.: Наука, 1975.
Котляр E.С. Эпос народов Африки южнее Сахары. М.: Наука,
1985.
Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки народов Востока.
Систематизированное собрание изречений двухсот народов. М.:
Наука, 1979.
IV. Русский фольклор
Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.-Л.,
1966.
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных
славян. 2-е изд., исправ. СПб.: Языки славянской культуры,
2005.
Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная
традиция славян. М.: Индрик, 2000.
Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре.
М., 1975.
Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.
Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. М.-Саратов, 1924 (или
последующие издания).
Современный городской фольклор. Редакционная коллегия А.Ф.
Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2003 (Сер.
«Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика»).
Соколов Ю.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора //
Художественный фольклор. Вып. 1. М., 1926.
Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941.
Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до
семейных рассказов. / Сост. А.Ф.Белоусов. М.: Ладомир, Аст,
1998.
Учебный материал по теории литературы. Жанры словесного
текста: Анекдот. / Сост. А.Ф.Белоусов. Таллинн: Таллинский пед.
ин-т, 1989.
V. История фольклористики
Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 2. М.,
1963. С. 45-53, 156-159, 176-180, 195-208, 284-290, 295-296.
Иванова Т.Г. История русской фольклористики в биографических
очерках. СПб., 1995.
Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе. Пер. с итал. М.,
1960.
Неклюдов С.Ю. Российская фольклористика и
структурно-семиотические исследования // Славянская традиционная
культура и современный мир. Сб. материалов научно-практической
конференции. Вып. 3. М., Сост. Е.В.Добровольская. Отв. ред.
А.С.Каргин. ГРЦРФ, 1999.
Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX
в. М.: Индрик, 1997.
VI. Теоретическая фольклористика
Березкин Ю.Е. Мифы далекого прошлого // Живая старина, 2005, №
4 (48). С. 2-4.
Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма
творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.
М., 1971.
Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики //
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989 (особенно вводный
раздел, с. 155-157 и 299-306 [Приложение]).
Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора
// В.М.Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и
Запад. Л., 1979.
Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах //
В.М.Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад.
Л., 1979.
Зеленин Д.К. Религиозно-магическая функция фольклорных сказок
// Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре
1934-1954. М.: Индрик, 2004.
Ивлева Л.М. Обряд. Игра. Театр. (К проблеме типологии игровых
явлений) // Народный театр. Сборник статей. Л., 1974.
Лорд А.Б. Сказитель. Пер. с англ. и коммент. Ю.А.Клейнера,
Г.А.Левинтона. М., 1994. С. 13-158 (особенно - с. 42-59,
83-87).
Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа.
М.: Изд-во вост. лит-ры, 1958.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние
формы и архаические памятники. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963.
Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Мелетинский Е.М. Избранные
статьи. Воспоминания. М., 1998.
Мелетинский Е.М. Сравнительная типология фольклора:
историческая и структурная // Philologica. Памяти акад.
В.М.Жирмунского. Л., 1973.
Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства //
Е.М.Мелетинский. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.
Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и
понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные
эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. Сост. и
вступит. ст. Г.Л.Капчица. М.: Наука, 1988, с. 11-33.
Померанцева Э.В. Соотношение эстетической и информативной
функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. М.,
1975.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969 (или последующие
издания).
Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения
фольклора. Л., 1976. С. 3-28, 69-91.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С.
3-47.
Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. М., 1974. С.
170-181.
Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации //
Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти
Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970). М., 1975,
Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. С. 30-36,
127-189.
VII. Устные и книжные традиции: типология и
взаимосвязи
Азадовский М. Сказительство и книга // Язык и литература. Т.
VIII. Л., 1932 (НИИ речевой культуры).
Неклюдов С.Ю. О слове устном и книжном // Живая старина, 1994.
№ 2.
Неклюдов С.Ю. Традиции устной и книжной культуры: соотношение
и типология // Славянские этюды. Сборник к юбилею С.М.Толстой.
Отв. ред. Е.Е.Левкиевская. М.: Индрик, 1999.
ИСТОЧНИКИ:
Использовать те публикации записей и переводов мирового
фольклора, которые окажутся доступными (включая
антологии).
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Т. 1-3. М.,
1958.
Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. / Предисл., составл.
и коммент В.С.Кузнецовой. Новосибирск, 1990.
Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI-XIX веков.
/ Сост. Л.Ф.Солощенко, Ю.С.Прокошин. М., 1991.
Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири /
Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, 1987.
Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И (сост., вступит. ст.,
подгот., коммент.) Народный театр. М., 1991 («Библиотека
русского фольклора». Т. 10).
Обрядовая поэзия. Сост. В.И.Жакулина, А.Н.Розов. М., 1989.
Русский героический эпос. Л., 1958 (М., 1999).
ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, КАТАЛОГИ:
Уметь ориентироваться в этих изданиях, можно
использовать их при подготовке к экзамену.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М.: Советская
энциклопедия, 1980-1982 (или любое другое издание).
Мифологический словарь. / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:
Советская энциклопедия, 1991 (или любое другое издание).
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков.
М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 928 с. (глава «Общие
понятия и термины», с. 881-901).
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Научные
редакторы В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М.
Толстая. М.: Эллис Лак, 1995.
Славянские древности. Этнолингвистический словарь в пяти
томах. / Под ред. Н.И. Толстого. Т. 1. А-Г. М.: Международные
отношения, 1995; Т. 2. Д-К. 1999; Т. 3. К-П. 2004.
Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка.
Сост.: Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В.
Новиков. Л.:
Наука, 1979.
The Types of International
Folktales. A Classification and Bibliography. Based on the System
of Antti Aarne and Stith Thompson by Hans-Jцrg Uther. Part1-3.
Helsinki 2004 (FF Communications, Vol. CXXXIII, No.
284).
Thompson S. Motif-Index of
Folk-Literature: a classification of narrative elements in
folktales, ballads, myths, fables, mediaeval romances, exempla,
fabliaux, jest-books, and local legends. Revised and
enlarged. edition.. 6 vols. Copenhagen; Bloomington:
Indiana University Press, 1955-1958.
Березкин Ю.Е. Тематическая классификация и распределение
фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический
каталог [htth://www.rutenia.ru/folklore/berezkin/index.htm].
Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Российский государственный гуманитарный
университет
Отдел магистерских программ
Учебно-научный Центр типологии и семиотики
фольклора
Учебно-научная Лаборатория фольклора Института
филологии и истории РГГУ
Перечень вопросОВ
к ВСТУПИТЕЛЬНОМУ экзамену В
магистратуру
направление: 520300 Филология.
специализированная программа: Фольклористика и
мифология
- Этнолингвистическая карта мира. Индоевропейцы.
- Этнолингвистическая карта мира. Народы России.
- Этнолингвистическая карта мира. Азия, Америка, Африка,
Австралия, Океания (по выбору).
- Хозяйственно-культурные типы.
- Конфессиональная классификация народов мира.
- Исследования мифа и мифо-ритуальных систем (по выбору:
Тайлор, Фрезер, Леви-Брюль, Мосс, Малиновский, Рэдклифф-Браун,
Леви-Строс, Мелетинский).
- Теории ритуала (по выбору: ван Геннеп, Тэрнер, Гирц).
- Уровни мифологической системы. «Высшая» и «низшая»
мифология
- Мифологические системы древности и средневековья (по выбору:
египетская, шумеро-аккадская, греческая, скандинавская,
индийская, китайская, японская).
- Фольклор бесписьменных обществ: аборигены Австралии, Океании,
Америки, Африки, Северной Азии, циркумполярной зоны (общая
характеристика какой-либо одной традиции – по выбору).
- Фольклор народов России (общая характеристика какой-либо
одной традиции – по выбору).
- Традиционный фольклор народов христианского, мусульманского,
буддийского мира, Китая и Японии; славянский фольклор (общая
характеристика какой-либо одной традиции – по выбору).
- Жанровый состав фольклора (по выбору). Обрядовый фольклор
(промысловый, земледельческий, семейно-биографический). Народная
драма. Магические и мантические жанры.
- Жанровый состав фольклора (по выбору). Эпические жанры.
Народная проза (предание, быличка, сказка, легенда).
- Современный городской фольклор.
- Понятие «фольклор». Собирание, хранение, систематизация и
публикация фольклорных текстов.
- Основные школы и направления фольклористических исследований
в XIX-XX в. (общая
характеристика).
- Мифологическая школа. «Старшие» и «младшие» мифологи.
- Теория «бродячих сюжетов». «Финская» школа.
- Историческая школа в России.
- Фольклористические концепции А.Н. Веселовского.
- «Морфология сказки» В.Я. Проппа.
- Лингвистические методы и приемы в изучении фольклора.
- Синкретизм фольклора и народной культуры.
- Специфика фольклора: функциональный, коммуникативный и
структурный аспекты.
- Коллективность как кардинальное свойство фольклора и как
аспект бытования «живой культуры».
- Анонимность фольклора.
- Вариативность фольклора.
- Импровизационность и традиционность.
- Стилистическая клишированность в фольклорных текстах.
«Общие места» (loci communes). Формулы.
- Сюжет и мотив в фольклоре. Указатели фольклорных сюжетов и
мотивов.
- Устные и книжные традиции: типология и взаимосвязи
- Городская демократическая литература, «народная книга»,
лубок.
СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Экзамен по иностранным языкам в магистратуру проводится
в устной форме. Он ставит своей целью проверить уровень владения
устной речью, умение аналитически читать и излагать прочитанное,
умение понимать иностранный язык на слух и адекватно реагировать.
Экзамен состоит из следующих аспектов:
аналитического чтения текста
объемом 1300-1500 печатных знаков и краткого высказывания по
прочитанному материалу. Время подготовки 10-15 минут;
ознакомления и краткого изложения
содержания газетной статьи объемом 500-700 печатных знаков. Время
подготовки 5-10 минут;
беседы с экзаменатором на
предложенную тему по общей тематике (учеба, работа, круг
интересов, путешествия).
|