Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A19c1. Солнечная повозка. .15.17.23.27.30.35.

Солнце едет по небу в повозке или на санях.

Латиняне, шумеры, вавилоняне, Древняя Индия (Ригведа), Древняя Греция, хетты, иранская письменная традиция (Авеста), северные селькупы.

Южная Европа. Латиняне [«Метаморфозы» Овидия (рубеж эр): Фаэтон пришел в дом к своему отцу, богу солнца; тот пообещал исполнить любую просьбу сына; Фаэтон попросил, чтобы ему позволили в течение одного дня управлять отцовской колесницей; бог солнца был вынужден согласиться и на заре Фаэтон отправился в путь; четверка коней, запряженных в колесницу, понеслась с огромной скоростью, испуганный Фаэтон не в силах был их удержать и выронил вожжи; кони помчали колесницу по небу и спустились так низко, что земля стала полыхать, а реки испаряться; Земля обратилась с мольбой к Юпитеру, тот бросил свой перун, колесница разлетелась, а испепеленный Фаэтон упал в Эридан]: Ovid. Met. II. 1-366; Hyg. Fab. 152a [«Мифы», приписываемые Гаю Юлию Гигину, жившему на рубеже эр, но датирующиеся, скорее всего, I-II вв.: «Фаэтон, сын Солнца и Климены, тайно взошел на колесницу отца и, поднявшись слишком высоко над землей, от страха упал в реку Эридан. Когда Юпитер поразил его молнией, все начало гореть. Чтобы, воспользовавшись случаем, истребить весь род смертных, Юпитер сделал вид, будто хочет потушить пожар. Он пустил отовсюду потоки и весь род смертных погиб, кроме Пирры и Девкалиона. А сестры Фаэтона, которые, несмотря на запрет отца, запрягли для него коней, превратились в деревья тополя» (пер. Д.О. Торшилова)]; Hyg. Fab. 154 [«Фаэтон, сын Климена, сына Солнца, и нимфы Меропы, которую считают Океанидой, узнав из рассказа отца, что Солнце – его дед, добился у того его колесницы, но плохо воспользовался ею. Ведь поскольку он ехал слишком близко к земле, от близости пламени все загорелось. Пораженный молнией, он упал в реку Пад. Эту реку греки называют Эриданом и первым упомянул ее Ферекид. У индов же от жара близкого солнца потемнела кровь и они стали черными» (пер. Д.О. Торшилова)]; Manil. Astr. I. 716-749 [«Астрономика» Марка Манилия (I в.); о Млечном пути: «этот рассекающий тьму ночи свет заставляет ум человеческий вопрошать о божественном: может быть, здание Вселенной раскалывается на части и в образовывающуюся трещину проникает новый свет; каких страхов не испытывает человек, глядя на поврежденные небеса? Может быть, небо смыкается, и там, где сходятся края полусфер, возникает странный шрам, шов, заполняющийся ставшим плотной субстанцией воздухом, скрепляющим основы высоких небес. Или более верно, что в древние времена кони Солнца мчались другой дорогой, по иному пути? За долгие века выжженные звезды потеряли свой цвет, а темно-синее небо покрылось пеплом? Из древности дошел до нас рассказ о Фаэтоне, пролетевшем по небу в колеснице отца; в восторге глядя на непривычную картину небес вблизи и по-детски радуясь, он гнал вперед колесницу, стараясь превзойти отца, и сбился с пути, и непокорные кони понеслись непривычной дорогой; неприспособленные созвездия не смогли противостоять жару заблудившегося огня и весу колесницы, потерявшей управление. Что ж странного, что небеса запылали и Земля превратилась в сплошной костер, горевший в каждом городе? Когда осколки разлетевшейся колесницы разлетелись в разные стороны, небо раскалилось добела. Ныне звезды хранят на себе следы того древнего пожара, являя взору последствия случившейся в небе беды» (пер. Е.М. Штаерман)]; Alaura, Bonechi 2012 [ссылки на античные источники и обсуждение ссылка на Фульгенция – епископа Руслы в начале VI в.; коней как в античных, так и в древневосточных источниках, четыре, ассоциируются с рассветом, восходом, полднем и вечером и обладают сходными мастью и характеристикой]: 61-62.

Передняя Азия. Шумер [самым ранним свидетельством представлений о колеснице солнца является текст на цилиндре А царя Гудеа (XIX:13-16, 22-23): Великолепная пряжка бога солнца Уту (lo splendente tiro del sole Utu), в связи с восходом солнца; далее (XIV:25): запряжены лучшие эквиды (i destrieri scelti – niskum , т.е. что-то высшего качества о животных или предметах), прославленная упряжка, любимая упряжка Уту; других текстов III тыс. до н.э., прямо упоминающих солнечную повозку, нет]: Alaura, Bonechi 2012: 14-15; Шумер , Аккад [в incantesimo a Уту II тыс. до н.э. (KAV 64 IV:24-27) упоминается вторая упряжка; в ней «лев с лицом птицы zú {Анзуд?}, страшный, ужасный; лев с ужасным глазом змеи, все пожирающий; лев с лицом дракона, убийцы; зверь с лицом льва, испускающий чудовищное сияние»; то же в билингве, гимн Уту; в этом месте лакуна, но, судя по ее размерам, в ней были названия животных второй упряжки; вместе с тем в incantessimo a Utu перед названиями животных стоит деноминатив anše, что определяет их как конец/эквидов {корень тот же, что и у «осел» в большинстве языков}; чудовищный облик эти кони/эквиды, видимо, принимают во время ночного путешествия солнца в нижнем мире]: Alaura, Bonechi 2012: 63.

Южная Азия. Древняя Индия (Ригведа): Macdonell 1897: 30 [Сурья едет в повозке, запряженной жеребцом (множеством жеребцов, кобылами, семью конями или кобылами)], 31 [в одном случае Сурья назван белым сверкающим жеребцом, которого ведет Ушас; кони Сурьи – это его лучи; семь кобыл Сурьи – дочери его повозки].

Балканы. Древняя Греция [«Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (I в. до н.э.): «Многие поэты и историки рассказывают, что юный Фаэтон, сын Гелиоса, упросил отца уступить ему на один день свою четверную упряжку. Гелиос согласился, и Фаэтон погнал четверку коней, но не смог удержать вожжи, кони же не стали повиноваться юноше, свернули с привычного пути и впервые, блуждая по небу, сожгли его, образовав нынешний круговой Млечный Путь, а затем, подпалив землю во многих местах, выжгли на ней огромные пространства. Разгневанный происходящим, Зевс поразил Фаэтона молнией и вернул солнце на привычный путь. Фаэтон же низвергся в устье реки, которая ныне называется Пад, а в старину называлась Эридан. Сестры его оплакивали смерть Фаэтона так горестно, что из-за чрезмерной скорби даже изменили свою природу, превратившись в тополя» (пер. О.П. Цыбенко)]: Diod. Sic. V. 23. 2-3; [«Об астрологии» Лукиана Самосатского (II в.): «Фаэтон наметил путь Солнца, однако не совсем верно; он умер, оставив свое изыскание неоконченным. Не знающие этого полагают Фаэтона сыном Гелиоса-солнца и рассказывают о нем совершенно неправдоподобный миф: будто пришел Фаэтон к Гелиосу-отцу с просьбой дать ему в управление солнечную колесницу, тот дал и изложил правила езды. Фаэтон взошел на колесницу, но по возрасту и неопытности то держал слишком близко к земле, то чересчур удалялся от нее, так что губил людей то холодом, то невыносимым зноем. Зевс в гневе поразил его за это великой молнией. Фаэтон упал, а сестры обступили его и подняли великий плач. Так продолжалось до тех пор, пока не переменили они своего образа, и поныне стоят черными тополями и проливают по Фаэтону янтарные слезы» (пер. Н.Н. Залесского)]: Luc. De astr. 19; Древняя Греция [«Из песен к Нанно» Мимнерма (конец VII в. до н.э.); о Гелиосе: «Быстро чрез волны несется он в вогнутом ложе крылатом. / Сделано дивно оно ловкой Гефеста рукой / Из многоцветного золота. Поверху вод он несется, / Сладким покояся сном, из Гесперидской страны / В край эфиопов. Восхода родившейся в сумерках Эос / Ждут с колесницею там быстрые кони его. / Встав, Гиперионов сын на свою колесницу восходит...» (пер. В.В. Вересаева)]: Mimn. Fr. 5 (Gent.-Pr.) = 4 (Гаспаров). 5-11.

Иран – Средняя Азия. Иранская письменная традиция (Авеста) [солнце (hvar, =ведическое svar; surya – производное от svar; родственно греческому Гелиос) обладает быстрыми конями]: Macdonell 1897: 31-32.

Западная Сибирь. Северные селькупы [ Ылынта кота была женой Нома , поссорилась с ним, ушла жить глубоко под землю; тогда же ею были рождены слои верхнего яруса земли, т.е. обитаемая земля Среднего мира; у нее две дочери с огненными лицами; одна – небесное Солнце, каждое утро запрягает в нарту небесного оленя, объезжает мир; вторая дочь живет вместе с матерью в подземном мире, ее лицо полыхает зеленым огнем; это солнце покойников; когда выходит наверх, видно северное сияние]: Пелих 1998: 29.