Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A19D. Один несет Солнце, другой - Луну. (.30.50.52.)

Светила несут по небу двое персонажей – один несет солнце, другой - месяц.

Иран – Средняя Азия. Кафиры (прасун) [на пастбищах горы Тирич-Мир паслись два жеребца – Суву (Золотой) и Уру (Серебряный); их хозяином был Аспавогу (Ясное небо); утром он выпускал на просторы небесного свода Золотого жеребца, навьючив на него солнце, и пока жеребец бежал по небесному кругу, солнце посылало лучи на землю; когда жеребец добегал до озера Суджум и наклонялся, чтобы попить воды, солнце соскальзывало в озеро и наступала темнота; тогда А. выпускал Серебряного жеребца, на котором была навьючена луна; тот бежал по небесному своду, освещая землю светом луны; семь сыновей Пурди поймали Золотого жеребца и заперли его в сарае; Серебряный подумал, что наступила ночь, и поскакал по небу; братья поймали и его; на землю опустилась тьма; Гиш, конюх А., сломал двери сарая и погнал жеребцов к вершине Тирич-Мира; семь сыновей бросились за Г., но Золотой конь уже осветил всю землю, боги проснулись и Имра бросил Г. меч; Г. зарубил семь сыновей Пурди и разбросал их тела по небосводу]: Абаева 1978: 111.

Большой Юго-Запад. Навахо [Старик находит в источнике двоих мальчиков; под его наблюдением они делают солнце и месяц; один несет на спине солнце, другой - месяц; их зовут Пошедший-внутрь-Солнца и Пошедший-внутрь-Месяца ]: Stephens 1930: 104.

Мезоамерика. Ацтеки (Кодекс Борджиа) [олень несет солнце, кролик - луну]: Seler 1963 в Burkhart 1986, fig.5; кекчи , мопан [повозку Солнца влачит лягушка, повозку Луны черепаха]: Ulrich, Ulrich 1982: 30.