Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B109A. Медведь с неба..34.35.

Первоначально (человек-)медведь жил на небе, затем спустился на землю (и стал медведем).

Монголы, северные ханты, манси.

Южная Сибирь – Монголия. Монголы {группа не указана} [медведь – сын Неба, который вопреки воле отца спустился на землю; за непослушание отец оставил его на земле и навеки покрыл его тело шерстью; звериным сделалось не все тело: в нем есть часть человеческого мяса, которую нельзя употреблять в пищу, – ее вырезают и не едят]: Эрдэнэболд 2012: 65.

Западная Сибирь. Северные ханты : Карьялайнен 1996 {место записи не указано} [сын Нум-торума нарушает запрет отца выходить из дворца; пугает лошадей, копыто лошади пробивает дыру, он видит сквозь отверстие землю; хочет спуститься есть плоды и ягоды; Н. спускает его в колыбели на конце цепи; велит не есть трупы и людские запасы, рвать лишь виновных людей; сын спускается, становится медведем]: 11-12; Сенкевич-Гудкова 1949 [по казымским представлениям, медведь был сыном Торыма, который его спустил на землю в железной люльке; за то, что медведь без разрешения своего отца Торума стал есть людей, Т. и разрешил хантам охоту на медведя]: 158; 1980 (зап. в 1938 г. автор и И.С. Гудков в Казымском р-не у северных хантов) [(от первого лица); великий бог наш отец спустил меня к нижней земле; (далее описывается красота земли; говорится, как охотник его убил, описывается медвежий праздник)]: 250-254; манси : Лукина 1999 (Северная Сосьва), № 116 (песня от имени медведицы) [медведица – дочь Верхнего Духа; он воспитал ее в доме, в меховом гнезде; уходя на охоту, запретил выходить наружу; она вышла, увидела в загоне коней, захотели поиграть с ними; кони за ней погнались, она упала в яму, через дыру увидела землю, та ей понравилась; Верхний Дух после долгих просьба выковал золотую колыбель, спустил дочь на землю; велел не трогать лабазов людей, она не послушалась; на зиму устроила берлогу; сын Городского Князя ее нашел; люди ее убили, устроили праздник], 117 (песня от имени медведя) [медведь – сын бедной женщины Мось; она просит его не ходить на дальний конец поселка; сын пошел, стал играть с детьми; дети разбегаются, когда у него появляются когти, клыки и медвежья шкура; он покидает мать и уходит в лес]: 301-307, 307-311; (ср. Munkácsi 1995 [(повествование от имени спущенной с неба женщины); на небе, уходя осматривать ловушки, охотник Сверхъестественное Небо велит дочери Огромному Зверю не выходить из дома; та выходит, гонится за лосем, проваливается одной ногой, в образовавшееся отверстие видит землю, она ей нравится; то же на следующий день; она просит отца спустить ее вниз; семь лет и зим отец спускает ее в серебряной колыбели; на земле ей голодно; она просит Росомаху, Ворона, Белку оставить ей еды]: 124-131).