Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B115B. Убитый превращается в калину. (.28.)

Один из братьев убивает другого или одна сестра убивает другую или брат убивает сестру. На этом месте вырастает калина или другой кустарник с красными ягодами.

Украинцы (Волынская, Ивано-Франковская, Подолия, Черниговская, Полтавская, Черкасская, Винницкая, Днепропетровская), (русские).

( Ср. Балканы. Румыны (Молдова) [калина выросла из крови Ноя, когда тот порезал (отрезал?) себе палец, строя ковчег]: Niculiţă-Voronca 2008(1): 34).

Средняя Европа. Украинцы (Ивано-Франковская, с. Старый Косов Косовского р-на) [Муж и жена, у них две дочери. Дедова дочь работящая и приветливая, бабина – грубая и ленивая. Дед с бабой собрались на три-четыре дня на базар. Они приказывают, пока их не будет дома, дедовой дочери нарубить дров, растопить печь, наварить еды, убирать в доме и заботиться о корове. А бабиной дочери – садиться и ткать полотно. Дедова дочь идёт во двор, делает всё, что велел дед. Бабина дочь ложится на печь и греется, не хочет вставать и ткать. Дедова дочь говорит бабиной, что отец и мать скоро приедут, пора наткать полотна. Бабина говорит, что не может и не хочет, просит наткать за неё. Дедова дочь отвечает, что родители привезут что-то им обоим, надо, чтобы и она поработала. Та говорит, что не хочет, пусть дедова ткёт. Начинается ссора. Бабина дочь берёт нож и убивает сестру, хоронит недалеко от дома под калиной. Приезжают дед с бабой, видят, что в доме убрано, но полотно не наткано. Спрашивают, где сестра. Дочь отвечает, что та ушла в лес по дрова и не вернулась. Они идут в лес её искать, не находят и возвращаются. Дед плачет. Как-то раз молодой парень возвращается с военной службы, ложится ночевать под калину, вырезает из веточки свирель. Дует в неё, та говорит: «Играй, играй, молодой человек, попросись на ночь в дом, расскажи маме и папе, что со мной сестричка сделала, как под калиной меня молодую в землю зарыла». Он пугается. Видит неподалёку избушку. Заходит, здоровается и просится переночевать. Девушка говорит родителям, что не надо никого пускать, но отец разрешает. Дают ему ужинать. Он говорит, что вырезал из калины свирель и хотел бы, чтобы их дочь на ней сыграла. Та сидит на печи и не желает слезать. Но отец и мать стаскивают ее с печи, заставляют играть, свирель поёт: «Играй, играй, свирелька, душу открой, сестричка, расскажи маме и папе, как ты нож в сердце воткнула, меня со свету сгубила». Отец и мать понимают, куда подевалась дедова дочь, начинают у бабиной расспрашивать, как всё было. Та сознаётся, её изгоняют из дома]: Зінчук 2008, т. 3, № 87: 252-253; украинцы [Муж и жена, у них три дочери. Две старших любят прихорашиваться и по гостям ходить, младшая сидит дома и помогает матери, с сёстрами не спорит, во всём им уступает. Отец собирается на ярмарку, спрашивает дочерей, каких им гостинцев привезти. Две старшие хотят серег и колец, младшая сидит в углу молча. Отец спрашивает её, что ей привезти. Девушка говорит, что не надо ничего. Отец допытывается, она просит купить ей серебряное блюдечко и наливное яблочко, а больше ничего не покупать. Отец обещает всё купить, уезжает. На ярмарке ему повезло, он получил много денег, начал покупать гостинцы. Старшим дочерям быстро всё нашёл, младшей нигде не найдёт серебряного блюдечка и наливного яблочка. Люди либо смеются, либо удивляются, он хочет уже возвращаться без подарка, но, выезжая из города, слышит вдруг песенку: «Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку!» Оглядывается, а под плетнём сидит нищенка, а возле неё по серебряному блюдечку наливное яблочко катится. Она соглашается продать за то, что дадут. Отец щедро одаривает старушку. Дома старшие сёстры, перебивая друг друга. расспрашивают его, что он им привёз, а младшая здоровается с отцом, приносит умыться, накрывает на стол, а про гостинец и не спрашивает. Отец всех наделяет подарками. Старшие примеряют их и спорят, а младшая села в уголок и припевает потихоньку: «Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне, яблочко, и ты, серебряное блюдечко, и гор высоту, и небес красоту, и синие моря, и зелёные поля!...» Она поёт, а на серебряном блюдечке наливное яблочко катится, и на блюдечке всякое диво показывается: в море синем корабли плывут, между полями рощи шумят, в городах чудесных дивные люди ходят. Отец интересуется, зовёт посмотреть жену и соседей. Прибегают сёстры, видят сестрину забавку, бросают свои гостинцы и хотят забрать себе её подарок. Отец не разрешает это сделать, как они не плачут и не спорят. Они затаивают злость и сговариваются убить младшую сестру. Когда поспевает земляника, уговаривают её пойти за ягодами и взять с собой блюдечко и яблочко, чтобы, когда наберут ягод, показать им. Они набирают ягод, садятся отдыхать, младшая сестра начинает катать своё яблочко по блюдечку. Одна из сестёр ударяет её ножом в сердце, потом они выкапывают тем ножом яму, зарывают младшую сестру, окровавленную одежду рвут и разбрасывают куски по лесу. Домой приходят ночью, рыдая, что сестра от них обилась и они не смогли её найти. Отец и соседи находят окровавленные клочья, решают, что девушку разорвали волки. Приходит осень, из Крыма возвращаются чумаки, едут шляхом через тот лес. Один хорошо умеет играть на свирели, видит на холмике красивый калиновый куст, решает сделать свирель из ветки. Начинает играть, свирель тужит, плачет, говорит словами: «Помалу-малу, чумачок, играй, не порази моё сердечко вконец! Меня сёстры убили, со свету сгубили, нож мне в сердечко да и воткнули». Чумаки слышат, говорят, что должна быть какая-то причина, решают свернуть в село и узнать, что здесь произошло. Заезжают в то село, откуда девушка, останавливаются на ночь в самом большом дворе, а это как раз двор её отца. Хозяин приглашает чумаков на ужин, расспрашивает, где они были и что видели. Чумацкий атаман говорит, что они много по свету ездили, много всякого дива видели, но такого, как тут в лесу есть, ещё отродясь не видали. Хозяин спрашивает, что ж за диво в лесу, ведь сколько живёт, не слыхал, чтобы у них в лесу какое диво водилось. Тот рассказывает о свирели и велит чумаку поиграть. Свирель поёт. Отец поражается, берёт у чумака дудочку, прикладывает к губам, она поёт и называет его отцом родным. Дают свирель матери, она называет её мамочкой. Отец догадывается, что случилось, но хочет, чтобы и старшие сёстры сыграли на свирели, они не хотят, на печь прячутся, за трубу хватаются, не дают себя стянуть, их стягивают и силой прикладывают к губам свирель. Она играет каждой: «Помалу-малу, родная сестра, играй, не порази моё сердечко вконец! Ты меня убила, со свету сгубила, нож мне в сердечко да и воткнула». Сёстры вынуждены рассказать, как они завидовали младшей сестре за яблочко и блюдечко, как заманили её в лес, как убили. Чумаки крестятся, родители горюют и плачут. Утром всем селом с родителями и чумаками идут в лес, сёстры показывают, где они зарыли младшую сестру, это именно тот холмик, на котором выросла калина. Могилу раскапывают, в ней лежит девушка, так хороша и свежа, словно вчера погребена. Родители тужат.Чумацкий атаман вынимает из кошелька два пузырька с живой и мёртвой водой, которые он из Крыма привёз, поливает девушку. Поливает мёртвой водой – срастается рана в сердце, поливает живой – девушка оживает. Все радуются. Старших сестёр тут же судят и приговаривают зарыть в ту же яму, из которой младшая сестра встала. Та выпросила, чтобы их простили]: Домонтович 1947: 36-42; украинцы (Небилов, Рожнятовского р-на, Ивано-Франковской обл.) [Дедова дочь работящая, бабина – ленивая. Дочери идут в лес за ягодами. Дедова собирает ягоды, бабина не собирает. Под вечер надо идти домой. Бабина отбирает у дедовой ягоды и убивает её ножом. Закапывает и идёт домой. На вопрос деда отвечает, что его дочь съел волк. На том месте, где бабина дочь зарыла дедову, вырастает калина. Однажды едут казаки, садятся под ту калину отдохнуть. Один казак удивляется красоте калины, вырезает себе свирель, играет, свирель говорит: «Ой помалу, овчар, играй, не порази ты моё сердечко вконец, меня сестричка со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Казаки едут в село. Дают деду, чтобы тот заиграл. Дед играет, свирель называет его батюшкой, дают бабе, свирель называет её матушкой. Дают девушке, свирель говорит: «Ой помалу-малу, душегубка, играй, не порази ты моё сердечко вконец, ты меня, сестра, со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Бабину дочь привязывают к хвосту коня, она гибнет]: Зінчук 2006, № 31: 130-131; украинцы (Подолия) [Брат убивает брата за то, что тот убил кабана, на могиле вырастает бузина, которая рассказывает о преступлении]: Шейковский 1860: 9-10; украинцы (Бакумовка, Миргородский р-н, Полтавская обл.) [Муж и жена живут бедно, но дружно, у них дочь-красавица Килина. Там, где она появляется, начинают петь птицы, расцветают цветы, радуются люди. Мать заболела и умерла. Отец берёт мачеху с дочерью Хотиной, ленивой и капризной. Она и мачеха ненавидят К., перекладывают всю работу на её плечи, но К. делает всё с песней. Однажды они идут в лес за ягодами. К. собирает до последней ягодки, Х., видя, что у К. полна корзина и завидуя ее красоте, убивает её и закапывает у ручья. Сама берёт корзину с ягодами, идёт домой. Отцу говорит, что К. на неё рассердилась за то, что она насобирала полную корзину ягод, и ушла, сказав, что домой не вернётся. Отец горюет, но думает, что дочь найдёт своё счастье. Птицы и цветы горюют по К. Овчар останавливается у ручья, видит куст с красными ягодами, которого раньше не видел, ягоды как капли крови. Вырезал свирель, играет, свирель отвечает нежным голосом: «Ой помалу, овчар, играй, да не порази моё сердечко вконец, меня сестрица со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Овчар удивляется, приходит к дому родителей К. Услышав свирель, отец просит дать поиграть, свирель называет его батюшкой. Его жене тоже хочется поиграть, свирель называет её мачехой. Предлагают играть Хотине, та долго отказывается, потом начинает играть, свирель плачет и стонет: «Ой помалу-малу, душегубка, играй, да не порази моё сердечко вконец, меня ты со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Отец приходит к кусту, любуется им, приговаривая: «Моя ты Килинка, моя ты Калинка», падает возле него. Его хоронят у куста, который называют калиной, она теперь растёт везде, любит ручьи, её ягоды полезны, из неё делают свирели. Заиграть на такой свирели может не каждый, только добрый человек. Хотину люди проклинают. Где она появляется, птицы перестают петь, солнце прячется за тучи, высыхают ручьи. Так она и гибнет, никто её не хоронит, орлы разносят её кости]: Зінчук 2010, № 238: 276-277; украинцы (Записано художником Львом Жемчужниковым в с. Линовица Пирятинского у. Полтавской губ.) [Жили-были дед и баба, у деда дочь и у бабы дочь. Пошли они в дубраву за ягодами. Дедова дочь собирает и собирает, насобирала полную миску, а бабина, что возьмёт ягоду, то и съест. Дедова дочь предложила сестре пойти домой и поделиться. Идут по дороге. Бабина дочь предлагает сестре прилечь отдохнуть. Легли. Дедова дочь, устав, засыпает, бабина берёт нож, вонзает ей в сердце, хоронит её. Дома хвалится, сколько ягод собрала. Дед спрашивает, куда она подевала его дочь. Бабина дочь отвечает, что та идёт позади. Идут чумаки (торговцы солью) и решают отдохнуть. Видят над дорогой могилу, а на ней красивую калину. Вырезают из неё свирель. Один чумак стал играть, а свирель говорит: Ой помалу, малу, чумачок, играй, да не порази моё сердечко вконец, меня сестрица со свету свела – нож в сердечко воткнула. Другие говорят, что это нечто значит, если калиновая свирель так говорит. Приходят в село и попадают на того деда. Просятся переночевать, а за это расскажут, что с ними произошло. Когда входят в дом, один просит другого заиграть. Свирель рассказывает. Дед удивляется, что за свирель такая, что играет настолько красиво, что аж плакать хочется. Просит поиграть. Свирель обращается к нему как к батюшке. Баба с печи просит поиграть. Свирель обращается к ней как к матушке. Бабина дочь сидит в углу на печи, испугалась, что узнают. Дед велит подать ей, чтобы она заиграла. Свирель поёт: Ой помалу, малу, душегубка, играй, да не порази моё сердечко вконец, ты ж меня, сестрица, со свету свела – нож в сердечко воткнула. Все узнают, что случилось. По дедовой дочери ставят поминальный обед, а бабину привязывают к конскому хвосту и разносят по полю]: Кулиш 1957b: 20-23; украинцы (Романовка Новоград-Волынского у. Волынской губ.) [Три брата, двое умных, а третий дурак, у них в саду золотые яблоки, к которым повадился кабан. Отец посылает своих сыновей сторожить. Идёт старший, не дожидается, засыпает. Приходит кабан, роет, съедает яблоко, уходит. Встаёт отец, считает яблоки, одного нет. Посылает среднего, тот ждёт, засыпает. Приходит кабан, роет, ест яблоко, уходит. Встаёт отец, считает яблоки, опять одного нет. Дурак говорит, что он пойдёт. Отец сомневается в нём. Дурак просит дать ему ружьё. Отец не хочет, дурак сам берёт, идёт караулить. Ломает колючки, обтыкается ними, сидит. Когда дремлет, его колет. Слышит, что идёт кабан. Только он хочет рыть, дурак стреляет в него. Братья слышат, приходят. Смотрят, что лежит кабан, и говорят, что теперь им достанется. Старший предлагает убить дурака, зарыть в яме и сказать, что они убили кабана. Убивают, зарывают в яме, сами берут кабана, идут, будят отца, говорят, что сели на пороге, как вдруг идёт кабан, и они его убили. Едет барин, смотрит, что выросла на холмике красивая калина. Вылезает, идёт, срезает, делает дудочку и играет. Она сама играет и припевает: «Играй, барин, играй, только моего сердца не режь! Брат меня убил, брат меня схоронил, а за того кабана, что в садике рыл». Приехал в корчму, там отец убитого. Пан говорит, что ехал, вырезал дудку, а она сама играет. Отец берёт, играет, она называет его папой. Несёт домой, даёт матери играть. Дудка называет её мамой. Отец даёт играть братьям, они не хотя. Он приказывает. Берёт младший, дудка называет его братом. Отец даёт играть старшему, который его убил, он не хочет, отец кричит на него. Он берёт, играет: «Играй, брат, играй, только моего сердца не режь! Ты меня убил, ты меня схоронил, а за того кабана, что в садике рыл». Отец велит вести туда, где он его убил. Брат ведёт. Откапывают, хоронят мёртвого на кладбище, старшего брата привязывают к жеребцу, тот разбивает даже его кости; (также № 160, Черниговская губ. – Сказка полностью тождественна № 56, только припевают: «По малу-малу, барин, играй, не порази моего сердечка вконец: меня братичек тот убил, нож в сердечко воткнул, за того веприка, что в саду рыл»]: Рудченко 1869, № 56: 159-161; украинцы (Днепропетровская обл., Межевский р-н, Миколаївка) [Живут брат с сестрой – Иванко и Ганнуся. Они сироты, их родители давно умерли. Ганнуся вырастает красавицей. Никто из парней ей не нравится. Однажды проезжают через село чумаки, ездящие в Крым за солью, останавливаются в селе. Среди них красивый парень-казак Петро. Ганнуся видит его, влюбляется. Они тайно встречаются. Брат Иван узнаёт об этом, заманивает Петра в лес и убивает. Девушка узнаёт об этом, долго плачет, говорит Ивану, что расскажет казакам, что он убил Петра. Иван, чтобы не допустить этого, убивает сестру и закапывает в лесу у дороги. Казаки ждут Петра, решают, что они с Ганнусей куда-то сбежали вдвоём, едут в Крым. На том месте, где Иван зарыл Ганнусю, вырастает куст калины, весной он цветёт белым цветом, как невеста, а осенью на нём красные, как кровь, гроздья. Проходит несколько лет. Казаки снова приезжают в село. Один казак видит красивый куст калины, срезает с него ветку и делает свирель. Только прикладывает к губам, как она поёт Ганнусиным голосом: «Ой помалу-малу, казачок, играй, не порази моего сердечка вконец, брат меня убил, со свету сгубил, за того казака, что в лесу убил». Казаки узнают, куда подевался их Петро. Берут свирель и идут к Ивану как бы в гости. Просят, чтобы он им заиграл. Иван, ничего не подозревая, прикладывает свирель к губам, она играет: «Ой помалу-малу, братик, играй, не порази моего сердечка вконец, ты же меня убил, со свету сгубил, за моего милого Петра, что в лесу убил». Иван пугается. Бросает свирель и признаётся во всём]: Зінчук 2011 (т. 35), № 236: 296-297; украинцы (Филиополь Хмельницкого р-на Винницкой обл.) [В селе бедная семья: отец, мать и сын. Сын вырастает, идёт искать счастья, видит на опушке куст калины. Садится под ним отдыхать. Калина ласково шелестит веточками, словно хочет рассказать что-то. Юноша вырезает из калины свирель и играет. Свирель говорит человеческим голосом: «Ой помалу, помалу, юноша, играй, да не порази моего сердечка вконец, меня сестрица со свету сгубила, в моё сердечко нож воткнула». Юноша доходит до села, рассказывает людям о странном приключении. Они сообщают ему о трагедии, происшедшей там, где выросла калина. Бабина дочь, завидуя красоте и трудолюбию дедовой дочери, убила её и зарыла в лесу. На месте, где пролилась кровь девушки, вырос куст калины]: Зінчук 2010в (т. 30), № 89: 102; (ср. поляки [бездетная женщина просит Иисуса, чтобы о ней осталась память; тот превратил ее в калину, ягоды которой напоминают щеки proszącej]: Krzyżanowski 1963, № 2639: 188); (ср. русские (без указания на источник) [в русской сказке две сестры убивают третью «за погремушечку и побрякушечку», и на могиле убитой вырастает кустарник]: Шейковский 1860: 10).