Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B120. Зимняя спячка сопливцев. .28.33.34.(.35.).36.39.

Есть существа, которые спят зимой, а из носа у них висят замерзшие сопли. (Мотив выделен Евгенией Коровиной).

Русская письменная традиция, киргизы, тувинцы-тоджинцы, (кеты), западные эвенки, центральные якуты, эвены, Русское Устье.

Средняя Европа. Русская письменная традиция («Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных», конец XV – начало XVI в.) [В той же стране за теми людми и есть инаа самоедь: как и прочии ч(е)л(ове)цы, но зимe оумирают на два м(е)с(я)ца. Оумирают же тако: как которого где застанет в тем м(е)с(я)цы, той тоуто и сядет, а оу него из носа вода изыдет, как от потока сопля, да возмерзнет к земли. И кто ч(е)л(ове)к иные земли невидением поток той отразит оу него, и сопхнет с места, и он оумрет, то оуже не оживет. Аще ли не сопхнет с места, той оживет. И познает и речет емоу: о чем мя еси, дроуже, по /л. 75об./ оуродовал? А иные оживают, как с(о)лнце на лето поворотится. Тако на всякии год оживают и оумирают]: Плигузов 2001: ?(то же в Анучин 1890: 232-233); русская письменная традиция [От устья реки Иртыша до крепости Grustina653 два месяца пути, отсюда до китайского озера по реке Оби, которая, [как я сказал], берет свое начало из этого озера, более трех месяцев пути. От этого озера [в весьма большом числе] приходят черные люди, не владеющие общепонятной речью, и приносят с собой разнообразные товары, которые покупают народы грустинцы и серпоновцы. Эти последние получили имя от крепости Серпонов-в Лукоморье, лежащем в горах за рекой Обью. Рассказывают, что с людьми из Лукоморьяъ происходят [удивительные, невероятные и] весьма похожие на басню (вещи): именно, говорят, будто каждый год и точно 27 ноября, в день, посвященный у русских святому Георгию, они умирают, а на следующую весну, [чаще всего к] 24 апреля654, оживают [наподобие лягушек] снова. [Народы] грустинцы и серпоновцы ведут с ними необыкновенную [и невиданную нигде более] торговлю. когда наступает время, установленное для их умирания или засыпания, они складывают товары на определенном месте; грустинцы и серпоновцы уносят их, оставив меж тем свои товары по справедливому обмену. Если те снова возвратясь к жизни, увидят, что их товары унесены по несправедливой цене, то [требуют их назад. От этого] между ними возникают [частые] раздоры и войны]: Герберштейн 2008: 371, 373 [Все, что я сообщил доселе, дословно переведено мной из [доставленного мне] русского дорожника].

Туркестан. Киргизы [звери с началом зимы залегают в берлогу, прикусив волшебную траву; это медведь, барсук, ёж, черепаха, змея и др.; у одного киргиза из Чуйской долины был друг-казах; в зимний день киргиз отправился к нему; его дом занесло снегом, скотина пасется в лесу; в доме все лежат мертвые, изо ртов натекла слюна, из носов сопли, из глаз слезы, в уголках глаз скопился гной; одна из маленьких дочерей казаха была любимицей киргиза, он нашел ее, очистил, заметил во рту траву, извлек ее и выбросил, остальных лежащих не тронул, отправился домой; весной снова пришел; два друга разговорились; киргиз рассказал казаху, как навестил его зимой и что видел; казах ответил, что он напрасно вынул траву изо рта девочки, от этого она умерла, а остальные живы; объяснил, что каждую зиму они все прикусывают волшебную траву и засыпают до весны как в берлоге; киргиз, опечалился, сказал казаху, что тот должен был его заранее предупредить]: Нарынбаева 2017: 44-45.

Южная Сибирь – Монголия. Тувинцы -тоджинцы (омонголенные, Кунгуртуг, ЮВ Тувы) [в горной тайге живут кижи-аӊ («человек-зверь», «бадахшаны»); ростом с метр, покрыты светло-коричневой шерстью; однажды оленеводы построили загон; утром ни оленей, ни загона, каждое деревце пристроено к своему пню; когда люди оставят на аркане на ночь необъезженного коня, бадахшаны всю ночь на нем вокруг кола ездят; утром конь весь в поту и уставший; если рога оленей вкривь-вкось, загнуты, значит бадахшаны ездят на них; раньше жители высокогорья на ночь загоняли детей в помещение, иначе их могли увести бадахшаны; если оставить в ведерке оленье молоко, а утром молоко выпито и положен цветок – к добру; если бадахшаны молоко выпьют и оставят горсть земли, надо немедленно откочевать на другое стойбище; бадахшаны впадают в зинюю спячку, спят стоя, сопли стекают до земли; снежные барсы их съели, пока те спали, поэтому теперь бадахшанов мало]: https://sharanur.blogspot.com/2014/07/tu-ru.html.

( Ср. Западная Сибирь. Кеты [осенью Булус, дочь старика Ириса, пошла за ягодами и пропала; на следующее лето к чуму подошла шерстистая женщина; старики спрашивают, где Б. зимовала; та отвечает, что ее унес кайгусь; мы в берлоге зимовали; месяц пролежали – для нас как один день прошел; летом мы вышли наружу; если родители ее не отпустят, она все равно умрет, а так на следующее лето опять вернется; и еда у них всегда будет]: Алексеенко 2001, № 65: 139-140).

Восточная Сибирь. Западные эвенки (река Идукон, между верхней Подкаменной Тунгуской и Ангарой, 1926 г.) [Один парень искал белку, нашел чей-то заваленный снегом чум. Откопал снег, залез в чум – сидят люди. Сами мерзлые, а из ноздрей сочились потихоньку сопли. Сопли падали на колени и леденели. Перед каждым человеком было наморожено много соплей. Парень спросил людей – не шевелятся. Добыл огонь – оттаяли, помаленьку зашевелились. Увидели огонь, испугались. Старичок говорит: Человек, мы не знаем огня, мы таем от солнца и оживаем только весной. Пока стоит тепло, мы живем. Осенью заходим в свой чум, садимся и замерзаем. Замерзнем и так сидим до нового тепла. Зачем ты пришел к нам? Ты нас убил. Теперь мы все умрем. И людей этих с тех пор никто больше не видел. Сказывали старики: они сделались ручейками – юктами. Вода в юктах с осени мерзнет и всю зиму кипит. Лед – сопли. Весной они растают и станут опять кипуны-речки]: Ошаров 1936a: 52 и 1936б, № 18: 282; центральные якуты (Таттинский улус, 1908 г.) [Один тунгус откочевал на запад. И доехал он до людей. Там он женил своего сына. В то же лето вернулся. Тесть, при возвращении зятя, сказал: «Сынок, ты не вздумай бывать у нас зимой, никогда не приезжай к нам зимой». Услышав это, зять удивился и подумал: «Почему они не хотят, чтобы я приезжал зимой; погоди же, я все-таки приеду!» Стал кочевать недалеко от них. Когда настала зима, он, ничего не сказав жене, верхом на олене приехал (к тестю). Увидел, что около домов снег не протоптан, испугался. Влетел в дом и увидел, что все домашние сидели, понурив головы и скрестив ноги калачиком, а ледяные сосульки из носа нижним концом примерзли к полу. Зять разбил сосульку, примерзшую к носу тестя. Тесть, не сказав ни слова, упал на спину. Испугавшись, зять выпрыгнул во двор, вскочил на своего верхового оленя и возвратился обратно. По приезде рассказал жене о том, как он съездил. Выслушав его, она заплакала и сказала: «Это значит, ты убил моего отца». Вот какие странные люди бывали. Они зимою, когда из носа опускались вниз сосульки, умирали, весною же, когда льдинки оттаивали, воскресали]: Эргис 1960: 114; эвены [сын старейшины Нюнгуе велит безногому старику посватать ему жену; тот дополз до реки и пополыл хариусом; поймал коючок, его вытащили, стали печь, он закричаол, что жарко; стал стариком, бок обгорел; ему отдали девушку, он увез ее на олене, Н. с ней хорошо зажил; зимой, когда жена замерзала, она засыпала; Н. поехал к ее родителям; там все спят в доме, надев тухлянки; из носов льдинки торчат; Н. сломал льдинку у старухи; вернулся и рассказал жене; та объяснила, что люди не были мертвыми, у них природа такая; узнав про отломанную льдинку, сказала, что старуха – ее мать; заплакала – теперь мать умрет; когда те люди проснулись, ей похороны устроили]: Роббек 2005: 92-93.

СВ Азия. Русское Устье [«Чандалы» – народность самая старинная. Жили только летом, на зиму засыпали. Во время спячки у них текут сопли, до земли дотекают и замерзают. У которого изломается, этот человек умирает. Они очень легкие на ногах, у них было много оленей. Они стали уж над ними издеваться: сдирали шкуру и отпускали живыми. Эти олени стали мстить им: сошлись в табуны и убежали. Чандалы, не имея возможности поймать их, вымерли. Постройки оставшиеся называются «чандалы». Постройки есть и теперь]: Азбелев, Мещерский 1986: 217.