Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B123. Муха вместо гвоздя, ATU 772*. .27.28.31.

Муха садится на грудь распятого Иисуса. Преследователи, намеревавшиеся вбить в сердце гвоздь, не делают этого, полагая, что гвоздь уже вбит.

Сербы, белорусы, северные украинцы, русские (Архангельская), эстонцы, сету, Лутси.

Балканы. Сербы : Uther 2004(1), № 772*: 427.

Средняя Европа. Белорусы (Гомельская, 1983) [Христа распяли, прибили ноги, руки, хотели в сердце гвоздь вбить; Цыганка: не трогайте, уже забили; а там муха сидела; поэтому цыганам можно клясться душой, а другим нельзя]: Белова 2004, № 130: 79; украинцы (Черниговская) [цыгане могут безнаказанно божиться, т.к. цыганка спасла Христа, сказав, что пятый гвозь уже забит ему в лоб (а там муха сидела); цыган сказал, что гвоздь там уже забит]: Белова 2004, № 131: 80; украинцы (Ровенская, 1982, зап. А.В. Гура) [жиды забили гвозди в руки и ноги Христа и велят цыгану забить пятый гвоздь в лоб; там муха сидела]: Белова 2004, № 132: 80; русские (Архангельская, Каргополь) [муха села на грудь Христа, поэтому в сердце гвоздь не вбили и Бог разрешил мухам есть «впереди людей»]: Белова 2004: 80 со ссылкой на Каспина, Мороз 2002: 161; русские (место?) [муха не относится к нечистым тварям; когда евреи собирались забить пятый гвоздь в тело Христа, на этом месте они увидели муху и решили, что гвоздь уже вбит]: Этнографический сборник VI, ч.1: 126 в Dähnhardt 1909: 214 (в СУС нет; есть в интернете, но в Пуке не открывается); (ср. поляки [клест пытается вытащить гвозди из рук и ног Христа]: Krzyżanowski 1963, № 2533: 184).

Балтоскандия. Лутси (информант католик 1837г г.р.) []: Annom et al. 2018: 45; эстонцы (южная Эстония) [P. Voolaine: кроме Лутси, где мотив популярен среди эстонцев и латгальцев, он есть в южной Эстонии]: Annom et al. 2018: 45; эстонцы [стражники должны были вбить в тело Христа пятый гвоздь, но увидели на этом месте муху и решили, что гвоздь уже вбит]: Hurt, рук. в Dähnhardt 1909: 214; эстонцы [стражники должны были вбить в грудь Христа большой пятый гвоздь; мышь его спрятала, а муха села на то место, куда его собирались вбить; и т.к. были сумерки, стражники приняли мужу за шляпку гвоздя; за это мухе разрешено брать пищу со стола, а мышь может прятаться в земле]: Hurt, рук. в Dähnhardt 1909: 214-215; эстонцы [два варианта; стражники должны были вбить в грудь Христа большой пятый гвоздь; последователи Христа (Мария и Иоанн) его закопали в землю; когда на грудь Христа села муха, стражники решили, что гвоздь уже вбит; там же, где в земле был закопан гвоздь, вырос воловик (Anchusa oficinalis L.) – жестко-шершавое растение, которое трудно взять голыми руками]: Hurt, рук. в Dähnhardt 1909: 215; сету [подать милостыню цыгану не грех; когда Христу вбили гвозди в руки и ноги, хотели вбить пятый гвоздь в сердце; но там сидела муха, а цыган сказал, что гвоздь – уже вбит; поэтому цыганам разрешено обманывать]: Säärits 2022: 317.