Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B24A. Превращение в диких свиней: круг из перьев. .63.64.68.70.

После того, как персонаж окружает кольцом из перьев группу людей или бросает перья в их жилища, люди превращаются в диких свиней или в пекари.

Центральная Амазония. Мундуруку [ Карусакайбе живет в селении Уакупари ; посылает своего сына Корумтау к своим сестрам за мясом; те не дают; К. велит ему засыпать их дом перьями; окуривает дом, кричит, Ешьте свою пищу! те слышат, Совокупляйтесь! , превращаются в диких свиней; К. убивает свиней по одной; превращается в тапира, дает людям стрелять в себя, уносит вонзившиеся стрелы, вновь превращается в человека; Дайиру уговаривает Корумтау показать, где свиньи, выпускает всех разом; те гонятся Корумтау , убивают его; К. накрывает свиней холмом; оставшиеся убегают в лес; чтобы перейти реку, кладут поперек анаконду; она как канатом стягивает берега ближе друг к другу]: Murphy 1958, № 1: 70-73.

Восточная Амазония. Шипая [Kumãφári послал к людям своего маленького сына попросить плодов; те ответили, что К. должен прийти сам; К. разгневался, разбросал вокруг селения перья четырех птиц мутум; ночью подул, селение превратилось в скалу, а люди в диких свиней; перья вокруг деревни, люди превращаются в диких свиней; утром повел сына охотиться; открыл скалу, бросив три семечка, свиньи вышли, он убил столько, сколько требовалось; однажды в отсутствие К. пришел его двоюродный брат (Vetter); сын К. предупредил, что надо бросить лишь три семечка, тот бросил целую гроздь; множество свиней повалили пальму, на которой спрятались родственник и сын К., обоих убили, разбежались; К. оживил обоих из капель крови, велел родственнику быть теперь хозяином диких свиней, превратил в кабана; сейчас это человечек, который едет верхом на кабане, правит стадом]: Nimuendaju 1920: 1013-1014; тенетехара [Tupan пришел со своим приемным сыном в селение родственников мальчика; те о нем не позаботились; Т. велел мальчику собрать перья, насыпать вокруг селения, поджечь их, люди в селении превращаются в диких свиней и пекари; мальчика Marana ýwa Т. сделал хозяином диких свиней]: Wagley, Galvão 1949, № 6: 134.

Южная Амазония. Рикбакца [невестки не дают человеку мяса, которое приносят их мужья; тот еще раз посылает за мясом своего маленького сына, ему дают лишь перья; человек делает из этих перьев хижину, приглашает внутрь своих женатых сыновей, окуривает их перцем, сыновья превращаются в ягуаров, их жены в диких свиней; у младшего сына полны ноги песчаных блох; отец оставляет его на развилке дерева, приоткрывает вход в хижину, убивает вышедшую свинью; пока отца не было, пришел человек, попросил сына показать, где отец держит дичь; мальчик согласился, если тот его понесет; тот открыл выход, свиньи и ягуары вышли, съели того человека; мальчика свиньи посадили себе на спину, понесли; отец нашел его, но когда мать вынула у него из уха клеща, он умер]: Pereira 1994, № 11: 117-121 (=1973, № 1: 34).

Восточная Бразилия. Каяпо [O'oimbre послал сына в селение к родственникам матери мальчика попросить еды; отказали, велели найти охотников и попросить у них требухи; ночью О. бросил в большой дом, где спали люди, перья птиц, закрыл выход каменной плитой; мальчик попросил мать вывести его пописать, но вскоре стал кричать как поросенок; все превратились в пекари; утром Takakö (он brother-in-law of O.) взял своего сына, пришел к дому, приоткрыл дверь, бросил два семечка, которые любят пекари, убил вышедшего пекари, закрыл дверь; утром сын Т. остался дома, повредив ногу; О. понес его и заставил показать, где Т. добыл пекари; широко открыл дверь, животные вырвались, разорвали его, мальчик забрался на дерево, они его повалили, тоже разорвали]: Wilbert 1978, № 95: 249-250.