Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B2f1. Похороненный в голове. .12.14.17.23.27.

(Пока земли еще нет или она не затвердела), птица хоронит умерших в своем теле – обычно в клюве или голове, что объясняет неприятный запах или происхождения хохолка, вздутия на клюве и т.п.

Бауле, западные дан, гбанди, мано, ашанти, игбо, йоруба, бини, сорко, берберы Марокко, арабская письменная традиция (Мекка, Палестина), древнегреческие источники по Индии, Древняя Греция.

Западная Африка. Гбанди [все животные собрались на многодневный праздник, под конец которого пришли три старых человека; их имена были Жаба, Улитка и Птица-носорог; на следующий день умирающий вождь созвал всех животных и попросил выбрать нового вождя; поскольку Жаба, Улитка и Птица-носорог были самыми старыми, решили выбрать того, кто из них старше; каждый заявил, что это он, и для разрешения спора был назначен судья; Жаба: настолько стар, что застал времена, когда мир был покрыт холмиками, во впадинах между ними обитали злые духи; Жаба был вынужден прыгать с одного холмика на другой – так он научился прыгать; Улитки: когда мир еще был комком мягкой грязи (a ball of soft mud), ни одно животное с ногами не могло существовать; передвигаться можно было только, медленно ползая на слизистом брюхе, и именно так Улитка двигается до сих пор; Птица-носорог: он был рожден до создания мира; не было ни грязи, ни холмов, ни впадин, и когда кто-нибудь из птиц-носорогов умирал, его хоронили в клюве; «Взгляните на мою голову, разве вы не видите там гроб мой матери?», Птица-носорог доказал, что в мире он старше всех, стал вождем]: Pinney 1973: 3-5; сорко [в древние времена Нигер принадлежал гигантскому раку Sallo, который лежал на острове Safei между Томбукту и Дженне; двое сорко, Kassum из Дженне и Mai из Томбукту, заспорили, какой из этих городов древнее и кому из них принадлежит Нигер; решили устроить речную гонку; М. волшебством сделал так, чтобы лодка К. напоролась на острый камень; К. проделал отверстие в задней части лодки (через него затекавшая через пробоину вода вытекала обратно) и волшебством сделал так, чтобы М. заплыл в речной рукав, а волна нанесла песка и преградила обратный путь; М. произнес заклинание, вода подняла его лодку над песком и вернула в реку; увидев это, Sallo пообещал проглотить M. и К. и преградил им путь около острова Safei; M. и К. вытащили лодки на берег и отправились в свои города, чтобы предупредить людей о гневе Sallo и найти способ его победить; Sallo проглотил 120 плывших по реке лодок; старейший из всех сорко, Mama Djennepu, сказал, что победить Sallo можно, если узнать, кто самый старый из живущих на Нигере; Mama Djennepu стал спрашивать разных животных; пеликан: я откладывал яйца, когда Дженне был лишь недавно основан; Mama Djennepu: пеликан стар, но недостаточно; шакалу: в выкопал труп первого похороненного в Дженне человека; Mama Djennupu: шакал стар, но недостаточно; tommofirri (небольшая птица, служит для приготовления магических снадобий {птица-носорог?}: во времена моей юности земли еще не было и когда мать умерла, я не мог найти место для погребения и похоронил ее в своей голове; после меня самым старым является хамелеон, ибо он ползал по земле, когда та была ещё мокрой; Mama Djennepu: теперь мы знаем, кто самый старый и можем выступить против Sallo; Mama Djennepu, M. и K. отправились к острову Safei, принесли жертвы, бросили в воду волшебные средства, произнесли заклинания и спросили Sallo, жив ли он; тот ответил: «Нет»; так Нигер перешел во владение сорко]: Frobenius 1924: 155-157; эдо [Aluloxi (хамелеон) и Owuwu (птица-носорог?) стали спорить, кто из них является вождем; Aluloxi сказал, что когда он родился, земля была мягкой, совсем новой; Owuwu сказал, что когда он был рожден, не было ни земли, ни неба, поэтому когда его отец умер, он похоронил его в своей голове; все поверили Owuwu и сказали, что он вождь]: Thomas 1920: 222 (ср. Baumann 1936: 188); бауле [вонючий Муравей, Лягушка, Хамелеон спорят, кто из них раньше попал на землю; Хамелеон: земля тогда еще не обсохла, надо было осторожно передвигать ноги, делаю так до сих пор; Лягушка: еще не было грязи, прыгала через трещины; Муравей: еще не было самой земли; мать умерла, не мог похоронить, пришлось носить на себе, отсюда запах]: Himmelheber 1951b: 41-42 (пер. в Химмельхебер 1960: 109-110); западные дан : Fischer 1967: 700 [1) первым созданным существом была птица-Носорог; его мать умерла, он стал искать землю, чтобы ее похоронить, но земли еще не было; он обратился к Богу с упреком, что тот создал людей и птиц-Носорогов, но не создал земли; птица-Носорог похоронил мать в своей голове; Бог спустился и создал землю; 2) сперва земля не покрыта лесом, подобна жидкой грязи, в ней невозможно хоронить мертвых; птица-носорог хоронил своих умерших у себя в роге], 701 [Xra создал небо, затем птиц-Носорогов; их голова была мягкой; от жара солнца их родители умерли; они устали носить их тела, старший из птиц предложил похоронить их в его голове; Бог создал землю]; мано [в клюве птицы-носорога похоронена старуха]: Becker-Donner 1965: 171 в Fischer 1967: 700-701; ашанти [звери просят паука Ананси решить, кто из них старше; Цесарка затоптала великий пожар, с тех пор ноги красные; Попугай сделал первый молот, стучал по железу, клюв стал кривым; Слон получил длинный нос, для других материала уже не хватило; Кролик: еще не было дня и ночь; Дикобраз: земля была мягкой; сам А.: земли еще не было, пришлось похоронить умершего отца в собственной голове; А. признали самым старым]: Coulander, Kofi Prempeh 1957: 9-11 в Жуков, Котляр 1976, № 56: 132-134 (=Поздняков 1990: 44-46); игбо [=Belcher 2005: 286-287; у Ogbughu (птица-носорог) умерла мать, он не мог найти места похоронить ее, похоронил в своей голове, теперь на ней вырост; летая над водами, увидел мужчину и женщину, которые совокуплялись в воде; они двигались и земля появилась; женщина слилась с землей, сказав, что в земле будут хоронить мертвых; поэтому из земли растут культурные растения и в ней хоронят]: Talbot 1932: 25-27; бини []: Baumann 1936: 188; йоруба [Agbigbo {один из видов птиц-носорогов; вероятно, серый токо} был человеком и изготавливал гробы, которые затем приносил к домам людей; человек, около дома которого появлялся такой гроб, умирал; однажды Agbigbo отправился к одному из ориш {духов} Ифа – к Orunmila; около его дома Agbigbo встретил Eshu, который поинтересовался, для кого предназначен гроб; Agbigbo сказал, что для Orunmila; Eshu спросил, что он хочет взамен жизни Orunmila; Agbigbo ответил, что желает получить крысу, птицу и какое-то животное (an animal); когда Eshu отдал ему эти жертвы, Agbigbo поднял свой гроб и отправился в другое место; как только Agbigbo скрылся из виду, Eshu сделал так, чтобы он никогда больше не смог опустить этот гроб; гроб по-прежнему на голове Agbigbo (согласно комментарию Wande Abimbola, это хохолок); Agbigbo приносят жертвы, чтобы он не приближался к людям вместе со своей ношей]: Abimbola 1977: 88-93, 162 (пересказ в Belcher 2005: 98); Bascom 1980 [Agbigbo (птица-носорог) изготавливал в лесу гробы; он приближался к дверям царских домов и цари умирали; когда Agbigbo вознамерился убить Orunmila, тот отправился к прорицателям; они сказали ему, какие жертвы нужно принести; Agbigbo нес гроб на своей голове и Eshu сделал так, чтобы он к ней прикрепился; Agbigbo тщетно пытался его стряхнуть; так и остался с гробом на голове]: 574-577.

Северная Африка. Берберы Марокко (Тафраут, юг Марокко) Удод был любящий сын; когда мать умерла, он не мог зарыть ее в землю, а стал носить у себя на голове; это его хохолок; поэтому удод плохо пахнет]: Thay Thay 2001, № 92: 108-109.

Передняя Азия. Арабская письменная традиция. Данные собраны Е.Н. Дувакиным. Палестинцы [палестинский поэт Махмуд Дарвиш (1941–2008): ‘Знаешь ли ты, удод, что за корона на твоей голове? Удод ответил: Это могила моей матери. Когда я летаю, перенося секреты и новости, моя мать – праздник на моей голове (When I fly carrying secrets and news, my mother is a festival on my head...)]: Darwish 2009: 90; Саудия [Umayya b. Abi ’l-Ṣalt, современник Мухаммеда родом из окрестностей Эт-Таифа из племени Thaḳīf, связанного с мекканской аристократией (http://de.wikipedia.org/wiki/Umaiya_ibn_Abī_s-Salt). Одно из стихотворений Умайя посвятил удоду: когда шел дождь и было темно от туч, он завернул свою умершую мать в саван, стал искать место, где бы ее похоронить, и в конце концов похоронил у себя в затылке; поэтому в IX в. н.э. Ibn Ḳutayba пишет, что у удода есть хохолок и он плохо пахнет (van Leeuwen 1902: 267; Kunstmann 1994: 205–206).

Южная Азия. Древнегреческие источники [Элиан, конец II – начало III вв.; я слышал, что индийский удод больше и красивее того, что водится в нашей стране; индийский царь носит его на своей руке и наслаждается его видом; брахманы (Βραχμάνοι) рассказывают об этой птице следующую легенду: у индийского царя родился сын; его повзрослевшие братья стали жестокими и начали творить беззаконие; на него, как на младшего, они смотрели свысока, а над постаревшими родителями глумились; в результате отец и мать отправились в изгнание; младший сын отправился вместе с ними; в ходе тяжёлого путешествия родители скончались; младший сын их не бросил – расколол свою голову мечом и похоронил родителей в себе; всевидящее солнце было восхищено таким поступком и превратило его в удода; из короны появился хохолок – это напоминание об изгнании; далее Элиан говорит, что aфиняне рассказывают похожую историю, и цитирует фрагмент о жаворонке из "Птиц" Аристофана {Aristoph. Aves. 471-475}; по мнению Элиана, эта басня распространилась из Индии]: Ael. Nat. Anim. XVI. 5 (греч. оригинал и англ. пер.: Aelian 1959: 264-267)].

Балканы. Древняя Греция {материал собран Е.Н. Дувакиным} [Perry 1952, № 447; жаворонок рождается раньше земли; отец жаворонка погибает; жаворонок думает четыре дня, где его хоронить; хоронит в своей голове]: Гаспаров 1968, № 362: 169; [басня, приписываемая Эзопу в «Птицах» Аристофана (поставлены в 414 г. до н.э.); Писфетер, обращаясь к Удоду: «Потому что ты глуп, и невеждою рос, и не читывал басен Эсопа, / А Эсоп-то ведь учит, что прежде всего появился на свет жаворонок. / Был он старше Земли. Тут отец у него захворал, похворал да и умер. / А Земли ещё не было. Так и лежал дня четыре мертвец. Жаворонок, / Растерявшись, смутившись, отца схоронил в голове своей собственной, / вот что!» (пер. А.И. Пиотровского)]: Aristoph. Aves. 471-475 (рус. изд.: Гаспаров 1968, № 362: 169; Аристофан 2000: 406; англ. изд.: Perry 1952, № 447; в издании Таунсенда в басне присутствует концовка, объясняющая происхождение хохолка (Townsend 1867: 192), однако у Аристофана эксплицитной этиологии нет); [басня Бабрия (II в.), известная по «Второму бабриевскому сборнику» (Mynas’ manuscript L): «Эзоп нам и такую рассказал притчу: / Из всех пернатых жаворонок был первым / На белом свете – он самой земли старше / Но вот случилось, что его отец милый / Вдруг заболел и перешел за грань жизни / А так как не было еще земли в мире / То сыну негде было схоронить тело / И жаворонок лишь на пятые сутки / Отцу могилу в голове своей сделал / Велит нам благочестье погребать мертвых / А воздавать родителям почет – это / Завет, самой природой с древних дней данный» (пер. М.Л. Гаспарова)]: Гаспаров 1962, № 2: 165 (греч. оригинал: Bergk 1868: 290; обсуждение подлинности рукописи: Bergk 1868: XXXII-LIX; Гаспаров 1962: 252); [«Книга о простых лекарствах» Галена (ок. 129-216 гг.): некоторые полагают, что эпитет ἐπιτυμβίδιοι, используемый Феокритом применительно к жаворонкам (Id. VII. 23), есть аллюзия к басне Эзопа у Аристофана, поскольку ἐπιτυμβίδιοι, как они говорят, является эквивалентом τὰς τὸν τύμβον ἐπὶ τῆς κεφαλῆς ἐχούσας (т.е. жаворонок описывается как птица, которая носит могилу либо могильный курган на своей голове)]: Gal. De simpl. med. fac. XI. 1. 37 (греч. оригинал и лат. перевод: Kühn 1826: 360-361); [аналогичные интерпретации встречаются в схолиях к Феокриту]: Ziegler 1867: 53; van Leeuwen 1902: 268; Dijk 1997: 251 {по этой причине в современных изданиях Феокрита ἐπιτυμβίδιοι переводится порой как «tomb-crested», хотя точнее было бы – «tomb-haunting» (Dijk 1997: 251-53)}.