Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B2f2. Носит непохороненный труп. .17.22.29.33.

Персонаж долго носит тело умершего, не имея возможности его похоронить или не зная, как это сделать, но в конце концов захоранивает тело в земле.

Бутан, арабская письменная традиция, ингуши, кумыки, казахи.

Передняя Азия. Арабская книжная традиция (тафсиры к Корану) [«Кабил и Хабил – персонажи мусульманских преданий, два сына Адама, библейские Каин и Авель. В Коране их имена отсутствуют, но есть рассказ о том, как сыновья Адама приносили жертву, которая была принята только у одного. <...> Комментаторы приводят имена – К. (вар. Кайн), Х. и сообщают причину ссоры. Каждый из братьев имел сестру-близнеца. Адам приказал им жениться каждому на сестре другого. К., однако, захотел жениться на собственной сестре – красавице Аклиме, а не на некрасивой сестре X. Лабуде. Этот спор и должен был решить жребий в виде жертвоприношения. Поскольку последовавшее за ним убийство было первой на земле смертью, К. не знал, что делать с трупом, и год носил его на спине в мешке и лишь затем похоронил, увидев, как разрывает землю ворон. С потомками К. предание связывает изобретение музыкальных инструментов, игр и развлечений, отвлекающих людей от благочестия и труда. Народные легенды Южной Аравии помещают могилу К. в Адене»]: Пиотровский 1994: 124.

Тибет – Северо-Восток Индии. Бутан [пара удодов готовят гнездо к зиме; пропала горошинка, и удод решил, что его склевала супруга; он заклевал ее до смерти, но затем раскаялся и понес тело жены на спине, дабы оставить в достойном месте; но над вершиной горы летают стервятники; на валуне на равнине до тела доберутся мыши; на берегу реки его сожрут рыбы; удод так летал всю зиму и вернулся назад к гнезду; и тут увидел, что горошина лишь закатилась в щель и из нее выросло растение и теперь зацвело; от горя удод упал мертвым рядом с телом супруги]: Choden 1994: 17-19.

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [когда Адама и Еву изгнали из рая, они стали мужем и женой; каждый раз Ева рожала двойню, мальчика и девочку, которые тоже вступали друг с другом в брак; но однажды юноша из одной двойни полюбил сестру из последующей, однако брат воспротивился, началась драка, младший погиб; это был первый умерший и никто не знал, что с ним делать; старший стал носить тело убитого на спине; хоронить покойников научила ворона; когда у вороны подох птенчик, она на глазах братоубийцы выкопала ямку и засыпала тельце землей; с тех пор пошел обычай хоронить покойников]: Дахкильгов 2006: 306; кумыки : Халидова 2012, № 49 [если человек умирал, с ним не знали, что делать; с матерью жили два брата; младший в драке убил старшего; подняв на спину мертвого сына, мать шла три недели; однажды увидела, как в драке один ворон убил другого; оставшийся в живых выкопал яму, положил в нее убитого и закопал; женщина поступила так же с телом сына; после этого люди стали хоронить умерших], 51 [мать Ева рожала трижды в день: утром – брата и сестру, в полдень – двоюродных брата и сестру, вечером – троюродных брата и сестру; во время созревания осенних яблок близнецы должны были жениться и образовать три супружеские пары; однажды брат, рожденный утром, полюбил двоюродную сестру, которая родилась в полдень; тот брат, который должен был жениться на ней по праву, убил «утреннего» брата; это была первая смерть и люди не знали, что делать с мертвым; прилетел ворон, закопал клювом орех; люди последовали его примеру]: 69, 70.

Туркестан. Казахи (1901, записал Абубакир Диваев) [Аллах предупреждает Адама, чтобы он не ел пшеницу, растущую на дереве, иначе будет изгнан из райского сада. Шайтан искушает Еву попробовать, она в свою очередь убеждает Адама, говорит, что слаще ничего не ела. Адам ест пшеничный хлеб, его и Еву нагими изгоняют из райского сада. Они обращаются ко всем деревьям, но только инжир даёт им листья прикрыть наготу. Земля погружена во тьму, Адам и Ева сто лет блуждают во тьме порознь. Через сто лет воссоединяются. Ева рожает мальчика и девочку, мальчика называют Кабыл. После рождаются ещё мальчик и ещё девочка, этого мальчика называют Абил. Кабыл и Абил достигают совершеннолетия. Кабыл говорит, что женится на красивой; Абил, что на той, что предопределил Аллах. Девушка, рождённая вместе с Кабылом, некрасива, а рождённая с Абилом красива. В ходе спора Кабыл убивает Абила. Не зная, что делать с трупом, Кабыл 10 дней носит мёртвого Абила на спине. Два ворона дерутся, один убивает другого, закапывает труп. Кабыл, увидев это, понимает как поступить, хоронит Абила. Адам, узнав о случившемся, изгоняет Кабыла вместе с двумя девушками. Они селятся в горах, живут охотой, от них и пошли кара-кыргызы. Те женщины кара-кыргызов, которые пошли от родившейся с Абилем, красивы; от родившейся с Кабылом красивы. Там, где на землю капнул сок от сорванных листьев инжира, вырос хлопок, поэтому люди теперь одеваются в хлопок, а не в листья инжира]: Тилегенова 2013, № 48: 122-124.