Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B42mn. Один охотник гонит Большую Медведицу.

.31.32.35.-.37.43.-.45.

Только один персонаж (а не несколько) гонит по небу зверя (лося или медведя), ассоциируемого с одним из циркумполярных созвездий, но не с Плеядами или Орионом. (В калевальской традиции идентификации со звездами нет).

Восточные и западные саамы, финны, карелы, мари, лесные ненцы, тундровые ненцы (Гыдан), манси, северные, восточные и южные ханты, центральные и западные (олекминские) якуты, сымские, ербогаченские, западные, байкальские и дальневосточные эвенки, негидальцы, орочи, чилкотин, оджибва, пенобскот.

Балтоскандия. Саамы : Billson 1918 [Kalla-parnek – сыновья дочери Солнца, изобретшие лыжи, одомашнившие оленей; теперь они на небе; среди них Орион, Сириус и др.; Большая Медведица – их лук, Плеяды – кладовая, Кассиопея – преследуемый олень, Юпитер – Лось, Венера – пестрая важенка]: 180; Потанин 1893, № 87 [(по Castrén, Finn.Myth.:320); Орион – охотник Kalla parneh, его лук - Б. Медведица; Кассиопея – лось, которого он гнал со своей собакой]: 328 (видимо, тот же источник в Харузин 1890: 347, но охотник назван Колла-парнэ , Кассиопея – «олени»); Eelsalu 1995 [по Eero Antio, 7 вариантов; у Мяндаша золотые рога, белое тело, черная голова, он летит по «тропе солнца»; Орион – охотник Тиермес, олень – Телец, рога – Гиады, хвост оленя - Персей]: 611-612; Харузин 1890 [(по Немирович-Данченко. Лопарская земля // Живописная Россия 1: 171); Арома-Телле ростом с десять сосен, его собаки с оленя, гонит белого оленя с черной головой, золотыми рогами; когда поразит его первой стрелой, горы распадутся, выбросят огонь, реки потекут вспять, озера и море высохнут; второй в лоб – огонь разольется по земле; собаки бросятся, охотник вонзит в сердце нож – звезды упадут, луна погаснет, солнце утонет]: 148-149; другой пересказ в Чарнолуский 1962 [ Тьермес мечет молнии из лука-радуги, гонит оленя Мяндаш-пырре ; когда настигнет первой стрелой, реки потекут назад, иссякнут озера; второй – землю охватит огонь, сгорит Старик с Севера; когда на М. ринутся собаки и Т. вонзит ему в сердце нож, светила упадут с неба, земля обратится в прах]: 80-81; Lundmark 1982 [в сцене космической охоты Кассиопея, Пегас, Возничий представляют лося, Кастор и Поллукс либо три звезды Пояса Ориона – охотников; в Йокмокк это также "три собаки Стало"; вар.: охотник – Арктур, охотящийся с луком на лося; когда лося убьют, будет конец мира]: 93-100; финны и карелы : Goršič 2015 [Лемминкяйнен преследует лося Хииси («Калевала», руна 13) по небу: по kirjovuori, kirjokansi; kirjovuori – «гора в крапушках, щербинках», в данном случае звездный небосвод (по Toivonen 1955: 198)]: 213; Frog 2012a [kirjokansi “ornamented cover”) – «небосвод», по Setälä 1932: 524-528]: 230; (ср. Петрухин 2003 [охотник пытается догнать на лыжах гигантского лося Хийси, мчащегося по небу, но не может этого сделать (или упускает добычу, размечтавшись о шкуре неубитого зверя); {далее: «охотник превратился в Полярную звезду, его лыжня – в Млечный Путь, лось – в Большую Медведицу» – этого в рунах нет}]: 68; см. также Евсеев 1950, № 9 ( карелы ) [Люликки делает лыжи, догнал, убил лося Хийси, мечтает лечь с девушкой на его шкуре], 66 [Люсмюкко делает лыжи, догоняет лося Хийси, лыжа раскололась о пень, о лопатки лося; Л. жалеет, что нет девушки, с которой лечь на лосиной шкуре]: 42, 147; петроглифы Карелии : Равдоникас 1936, табл. 22, 64 и 65 (=Ernits 2010, fig.7) [антропоморфный персонаж, вероятно, на лыжах и лось; в длинных руках персонажа, возможно, полумесяц-луна и круг-солнце]; 1938, табл. 5, 13 и 47 (Залавруга) [№ 15: антропоморфный персонаж, перед ним лось, персонаж, возможно нацелил в лося лук; № 17 (=Ernitz 2010, fig. 8): сходный антропоморфный персонаж на лыжах и лось; видимо, персонаж касается лося дубиной], 33 и 73 (Бесовы следки, южная группа; антропоморфный персона; касается лося дубиной либо нацеливает лук); (ср. Дэвлет, Дэвлет 2005 [односюжетные с Залавругой и Бесовым Носом и также профильные изображения с Оленного утеса на Ангаре (рис. 115.2) и со Второго Каменного острова на Ангаре (рис. 116): охотник на лыжах преследует лося; иконография лося отлична от карельской сильнее, чем иконография персонажа]: 133, рис. 116).

Волга – Пермь. Мари (зап. Потаниным в дер. Бимы Елабугского уезда) [Большая Медведица (Шордо-шбдыр, «лось-звезда» – лось с четырьмя детенышами и охотник с собакой; последние осуждены вечно кружиться по небу за то, что умертвили первых, т.е. молодых лосей с маткою]: Потанин 1883: 713.

Западная Сибирь. Лесные ненцы (Нижневартовский район) [ Тяптукаге (небесный гусь с антропоморфными чертами) гнался по Млечному Пути за семиногим лосем; догнав, оторвал ему три ноги; семиногий лось стал Большой Медведицей, а люди теперь могут добывать лосей]: Семенов 1994: 115; ненцы («самоеды Туруханского округа» между Енисеем, Пясиной и Таймыром) ["Полярную звезду называют также охотником за большою медведицею 'Форрэдя', которая у русских слывет под названием сохатого"]: Третьяков 1871: 415; манси : Лукина 1990, № 110 (Северная Сосьва) [ Мось-хум услышал, что менки гонят шестиногого лося; выскочил из колыбели, погнал сам, отрубил две задние ноги; дорога, по которой гнал - Млечный Путь, лось – Большая Медведица; когда у лося было шесть ног, люди не могли его догнать]: 297; Munkácsi 1908 [юноша – лесной человек погнал шестиного лося; попросил Нум-Торума сделать тому четыре ноги, ибо шестиногих люди не смогут преследовать; лось оказался на небе (Большая Медведица), лыжня – Млечный Путь, дом лесных людей – Плеяды]: 251-253; 1995 [то же; герой – mos boy; Плеяды – household of the mos man]: 112-116; Ромбандеева 2005, № 43 [у Лося было шесть ног, рук, никто не мог догнать; Мосьхум погнался на лыжах, отрубил саблей Лосю задние ноги, они рядом упали – четыре тусклых звезды правее созвездия Лося; у лося с тех пор зад выпуклый; Лось – семь звезд, на небе видна Лыжня Мосьхума]: 305-307; северные ханты [шестиногий лось жил на небе; Нуми послал богатыря Мось-хум , тот отрубил две ноги, бросил на землю; небесный лось – Большая Медведица, Млечный Путь – путь, по которому гнал лося М.]: Гондатти в Потанин 1893: 385; восточные ханты (р.Тромъеган) [тесть смеется над сыном Торума , считает, что он плохой охотник; тот с трудом догоняет шестиногого лося, отрезает ему пару ног, чтобы будущие люди могли догонять лосей; шкуру прикрепил к небу, велел обозначать зарю; след лося, по которому шел, прибил кончиком лука к небу, чтобы люди ориентировались; приносит тестю мясо, велит заблудиться и погибнуть]: Honti 1978 в Лукина 1990, № 8: 67-69; южные ханты (Иртыш) [ Тунк-Пох гнался по небу за шестиногим лосем, отрубил две задние ноги; Большая Медведица – лось, Млечный Путь - лыжня]: Patkanov: 117 в Окладников 1950: 299.

Восточная Сибирь. Якуты [охотник (Орион) преследуя лося (Большая Медведица?), загнал его на небо]: Эргис 1974: 135; якуты на Олекме [сын неба Халлаан уола гнался на лыжах за оленем и оставил дорогу (след) на небе, т.е. Млечный Путь]: Потанин 1916: 97 в Эргис 1974: 135; сымские эвенки : Василевич 1959 [герой Чакиптылан захотел убить небесного лося, погнался, пустил стрелу, она попала в ногу лося; Экшэри (дух-хозяин верхнего мира) за то, что тот хотел убить небесного лося, остановил его и заставил гнить на одном месте; четыре звезды Большой Медведицы — лось, три — его тень, маленькая звезда около правой из нижних — стрела Чакиптылана; Млечный путь тулнгудек — «лыжный путь Чакиптылана», между Млечным путем и Большой Медведицей небольшая группа звезд — вечно гниющий Чакиптылан]: 163; сымские эвенки (бассейн Подкаменной Тунгуски) [лось-Хоглен похитил на земле день и понес по небу; Мани погнался за ним на лыжах; первая стрела пролетела слева мимо, вторая попала; М. вернул день, нес его по небу столько же времени, сколько нес его лось; так происходит каждые сутки]: Ошаров 1936b, № 17: 282 (=Лукина 2004, № 3.2: 68); сохатый Хоглен похитил солнце, побежал по небу; Мани бросился за ним на лыжах; первая стрела пролетела мимо, второй М. остановил Хоглена, вернул день; так происходит каждую ночь]: 13; ербогаченские эвенки [у великана жена и дочь; на старости лет жена родила сына Мангы-Дёромго с тремя глазами во лбу; он свертывает зверям шеи, живыми приносит домой, чтобы мясо не портилось; сестра попросила взять ее на охоту, непонятлива, МД свернул ей шею, принес как добычу; отец хотел сварить ее к ужину, но мать выпрямила ей шею, а МД бежал из дома; решил подняться на небо; доходит на лыжах до отверстия в прозрачном колпаке над землей, идет по небу; догоняет двух охотников; Торопливый (крайняя звезда Б. Медведицы) торопит Хвастуна (средняя звезда Б. Медведицы), чтобы догнать лося (четыре звезды ковша) прежде, чем тот скроется утром из вида; Хвастун, имея за спиной котелок (Алькор) заранее говорит, что первым догонит лося, будет варить мясо; Мангы-Дёромго (Орион) идет с ними, обгоняет, пересекает на лыжах небесный свод, убивает лосиху стрелой (три звезды от Ориона к Б. Медведице) под лопатку; теленок (первая звезда Б. Медведицы) упал, очутился на земле, от него происходят нынешние лоси; МД приходит к шатру, в котором старуха с дочерью; берет дочь в жены; тоскует по земле; ходит к краю неба и плачет; отвечает теще, что глаза красные от того, что вершины земного леса бьют его по глазам; теща идет наказывать лес, деревья объясняют, что не виноваты; теща дает МД восьминогого коня с острыми копытами, тот приносит его к родному стойбищу; там сестра МД, съевшая родителей и ставшая людоедкой; ночью она прячет себе под изголовье топор, но МД видит это своим третьим глазом; заклеил спящей сестре глаза, ускакал, но острые копыта коня вязнут в земле; успевает проскочить в отверстие в небе, где по гладкой поверхности неба скачет легко, а преследовательница скользит; теща расплавила в котлах металлы, столкнула в них великаншу-преследовательницу, продержала в каждом; та бросилась на землю, разбилась; с тех пор на земле есть россыпи и залежи золота, серебра и других металлов]: Пежемский 1936, № 2: 273-275; западные эвенки : Анисимов 1959 (Подкаменная Тунгуска) [лосиха Хэглэн ( Хэглун ) – Большая Медведица; выбегает из чащи небесной тайги, уносит на рогах солнце; Маин бежит за ней на лыжах; к полуночи настигает, отнимает солнце, каждое утро возвращая день; четыре звезды ковша – Х., крайняя звезда ручки – М., две другие – его две стрелы, одна в полете, другая – поразившая лося; у илимпийских, ербогаченских и баргузинских эвенков М. – хозяин верхнего мира; у тунгирских – хозяин душ и судьбы людей (функционально совпадает с шэвеки Амака; А. значит верховное божество , а также медведь – с.15)]: 12-13; западные эвенки (нижнеангарские) [в роли охотника за солнечным лосем-оленем – космический медведь Манги ; гонит его с востока на запад; Млечный Путь – след его лыж, Большая Медведица – недоеденные ноги лося, Орион – брошенный им лосиный вертук; объевшись, медведь под конец еле тащил ноги, поэтому на западе Млечный Путь – две, а не одна полосы]: Титов 1923 в Анисимов 1959: 15; западные эвенки (бачинские - Подкаменная Тунгуска): Василевич 1959 [хвастливый охотник сперва идет первым, но когда они начинают гнать зверя, оказывается последним; за ним идет охотник, несущий котел; самый маленький, шедший позади, гонит лося первым; хвастун испугался лося, оказался последним; это три звезды ручки ковша; четыре звезды ковша – сам лось]: 162-163; байкальские эвенки (Витим – Олекма, Читинская обл.) [великан Чангит гнался на лыжах за небесным лосем, снес ему хвост и голову; туловище и ноги – Б. Медведица, лыжня – Млечный Путь]: Василевич 1959: 163; дальневосточные эвенки (амурские, р. Урми) [ Манги гнался за лосихой с детенышем, его лыжня – Млечный Путь; лосиха ушла в море, стала мамонтом; принесла кость от задней ноги детеныша, от нее происходят земные лоси]: Василевич 1959: 163; дальневосточные эвенки (орочоны) [ночи не было, солнце светило круглые сутки; лось-буга (самец во время гона) схватил солнце, побежал в сторону неба; лосиха-матка (эннын), ходившая с лосем, побежала за ним; наступила ночь; охотник Мани взял лук, двух собак, побежал вдогонку; лоси бежали по небу, собаки М. нагнали и остановили их; Лось передал солнце Лосихе, сам стал отвлекать собак; Лосиха побежала к небесной дыре (Полярная звезда), чтобы скрыться от преследователей; М. застрелил Лося, стал стрелять в Лосиху, третьей стрелой поразил ее; отобрал солнце, вернул его людям; все участники космической охоты превратились в звезды; с тех пор происходит смена дня и ночи, космическая охота повторяется; каждый вечер лоси выкрадывают солнце, а М. гонится за ними и к утру возвращает солнце; четыре звезды ковша Большой Медведицы - следы лося-самца; три звезды ручки, три звезды пятой величины около них и наиболее близкая от созвездия Гончих Псов звезда — следы собак Мани, остановивших лосей; сам М. — пять звезд ниже днища ковша, входящих в созвездие Большой Медведицы; ковш Малой Медведицы — следы лосихи, пытавшейся уйти от преследователей; первая и вторая звезды ручки ковша — стрелы М.; третья звезда ручки ковша (Полярная звезда) — отверстие, или дыра, через которое лосиха пыталась скрыться]: Мазин 1984: 9-10; дальневосточные эвенки (Хабаровский край) [человек погнался за лосихой с теленком; теленка догнал на небе, бросил на землю, с тех пор на земле есть сохатые; след лыж остался на небе (Млечный Путь – Манги-удян); матку не мог догнать, она упала в море, превратилась в кита; брошенная лопатка сохатого - Кассиопея]: Арсеньев 1995(3): 179.

Амур - Сахалин. Негидальцы [ Манги погнался за Лосихой с теленком, настиг на берегу моря; Лосиха прыгнула в волны, стала китом; теленка М. поймал за коленку задней ноги (там теперь ямочка), бросил наземь, он стал лосем; Млечный Путь – лыжный след М.]: Хасанова, Певнов 2003, № 8: 57, 153-154; орочи [ Манги гнался на лыжах за лосихой с теленком; убил теленка; лосиха прыгнула в морской пупок, погибла; след М. остался на небе (Млечный Путь)]: Аврорин, Лебедева 1966, № 44: 192.

Побережье – Плато. Чилкотин [осенью охотник с двумя собаками погнал медведя; собаки привели хозяина к пню, на котором сидел человек; он и был медведем и одновременно Yitai, созвездием Большой Медведицы; дал охотнику шкуры медведя, куницы, куницы-рыболова (fisher); с тех пор тот всегда настигал этих зверей; Yitai вернулся на небо]: Farrand 1900, № 14: 30.

Средний Запад. Оджибва [Южная звезда спускается в образе красивой женщины, приносит водяные лилии; ее брата видно далеко на севере охотящимся на медведя]: Emerson в Hagar 1900: 97.

Северо-Восток. Пенобскот [охотник до середины сентября гонится за медведем; пронзает его сердце стрелой; чикади наполняет ковш кровью, а когда кровь льется через край, она капает на землю, окрашивая осенние листья; когда капает белый медвежий жир, он превращается в снег, покрывающий землю]: Speck 1935b: 19.